г. Чита |
|
23 марта 2020 г. |
Дело N А58-8567/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей К.Н. Даровских, В.А. Сидоренко, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 ноября 2019 года делу N А58-8567/2019 по заявлению Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)" (ИНН 1435211305, ОГРН 1081435584020) к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435027673, ОГРН 1031402066079) о признании недействительным предписания от 10.06.2019 N17/16-1-19/1071
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: Стрекаловской Ф.И., представителя по доверенности от 10.07.2019;
от третьего лица, Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435252238; ОГРН 1121435003910): не было;
установил:
Заявитель, Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)" (ГБУ PC(Я) "ГПСРС(Я)"), обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) о признании недействительным предписания от 10.06.2019 N 17/16-1-19/1071.
Решением суда первой инстанции от 27.11.2019 требования заявителя удовлетворены полностью.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание нарушает права и законные интересы заявителя и в полной мере не соответствуют нормам Бюджетного законодательства.
Министерство, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель Министерства в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представленным ходатайством Министерство просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции дал неправильную оценку правому регулированию правил вознаграждения трудовой деятельности, руководителей государственного бюджетного учреждения.
В частности суд не принял во внимание Приказ N 148 от 25.07.2019, который изменил порядок премирования руководителей, заместителей руководителя, главных бухгалтеров от 26.08.2013 N 178.
Представитель бюджетного учреждения в судебном заседании состоявшегося 10.03.2020 с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил отказать в ее удовлетворении.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу бюджетное учреждение просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 05.02.2020.
Информация о перерыве и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 10.03.2020.
Определением от 17.03.2020, в связи с болезнью, судья Никифорюк Е.О. заменена на судью Даровских К.Н.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
По результатам проверки Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)" Министерством составлен акт проверки от 25.04.2019 (т. 3, л. 17) и в адрес бюджетного учреждения 10.06.2019 вынесено предписание (т.1, л. 11).
Данным предписанием бюджетному учреждению предписано до 01.08.2019 следующее:
1. Исключить пункты, предусматривающие возможность установления стимулирующих выплат (премий) руководителю, заместителям руководителя, главному бухгалтеру Учреждения за счет предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, из следующих локальных документов:
- Положения о премировании руководящего состава Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)" утвержденного Приказом Учреждения от 15.10.2012 N 257;
- Положения об условиях оплаты труда работников, содержащихся по договорам с хозяйствующими субъектами и доходов, получаемых от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, утвержденного Приказом Учреждения от 28.09.2012N 219/1.
2. Прекратить выплату стимулирующих выплат (премий) руководителю, заместителям руководителя, главному бухгалтеру Учреждения за счет предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
3. Представить информацию об устранении нарушений в Министерство финансов Республики Саха (Якутия).
В соответствии с ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Государственное бюджетное учреждение посчитав, что указанное предписание нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Статьей 66 АПК РФ установлено общее правило, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Как правильно установил суд первой инстанции и не оспаривается в апелляционной жалобе, Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)" создано согласно Закону РФ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Закону РФ от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Закону РС (Я) от 09.10.2008 "О пожарной безопасности", Указа Президента по РС (Я) от 10.01.2011 "О бюджетных учреждениях РС (Я), распоряжению Правительства по РС (Я) от 22.03.2012 N 257-р "Об изменении типа отдельных государственных учреждений РС(Я)".
Учредителями Бюджетного учреждения является Республика Саха (Якутия).
Исполнительным органом Государственного бюджетного учреждения является руководитель данного Учреждения, который назначается на должность решением Правительства РС (Я) по представлению Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия), и подотчетен в своей деятельности Госкомобеспечению РС (Я), Министерству имущественных и земельных отношений по РС (Я), Главному управлению МЧС России по РС (Я) по вопросам входящим в их компетенцию.
Учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность, отвечающую целям создания, в виде платных услуг юридическим и физическим лицам.
Доходы, полученные от указанной деятельности, и приобретенные за счет этих доходов имущество поступает в самостоятельное распоряжение ГБУ PC (Я) "ГПСРС (Я)"
В силу ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", средства полученные бюджетными учреждениями от иной деятельности являются доходом соответствующего бюджета и подлежат самостоятельному использованию бюджетным учреждением в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом и в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями.
В соответствии с п. 3.2.5 Устава ГБУ PC (Я) "ГПСРС (Я)", согласованного с Государственным комитетом по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения РС (Я) 24.10.2013, утвержденного распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений РС (Я) от 28.10.2013 N Р-1791, для достижения уставных целей Учреждение имеет право самостоятельно расходовать средства, полученные от приносящий доход деятельности, а также средства, полученные из других внебюджетных источников, в порядке, установленном, действующим законодательством, локальным нормативным актом Учреждения.
Согласно пунктам 5.7 и 5.8 приказа Госкомобеспечения РС(Я) от 28.08.2012 N 70 "Об утверждении Положения об условиях оплаты труда работников учреждений Республики Саха (Якутия), осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности" премирование руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера производится на основании решения Председателя Госкомобеспечения РС(Я) в соответствии с порядком и условиями премирования руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, утвержденного ведомственным актом Госкомобеспечения РС(Я).
В соответствии с приказом Госкомобеспечения РС (Я) от 28.02.2012 N 70 "Об утверждении Положения об условиях оплаты труда работников учреждений, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности" учреждением утверждены, в том числе следующие приказы:
- от 28.09.2012 N 219/1 Положение об условиях оплаты труда работников, содержащихся по договорам с хозяйствующими субъектами и доходов, получаемых от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (т.4, л. 37) ;
- от 15.10.2012 N 257 Положение о премировании руководящего состава (т. 4, л. 68).
При этом как установил суд первой инстанции и не оспаривается в апелляционной жалобе, Приказы от 15.10.2012 N 257 и от 28.09.2012 N 219/1 соответствуют приказу Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения PC (Я) от 26.08.2013 N 178 "Об утверждении порядка и условий премирования руководителей, заместителей руководителя, главных бухгалтеров учреждений, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности".
Таким образом, материалами дела подтверждается и не оспаривается в апелляционной жалобы, что в проверяемый период премирование руководящего состава ГБУ PC (Я) "ГПС PC (Я)" осуществлялось на основании приказа Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения PC (Я) от 26.08.2013 N 178 "Об утверждении порядка и условий премирования руководителей, заместителей руководителя, главных бухгалтеров учреждений, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности", а также Положения о премировании руководящего состава ГБУ PC (Я) "ГПС PC (Я)", утвержденного приказом от 15.10.2012 N 257 и Положения об условиях оплаты труда работников, содержащихся по договорам с хозяйствующими субъектами и доходов, получаемых от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, утвержденного Приказом от 28.09.2012 N219/1.
Пунктом 1.5 Приказа Госкообеспечения РС (Я) N 178, на основании которого и осуществлялось премирование руководящего состава ГБУ, допущено увеличение премиального фонда руководящего состава за счет средств, поступающих от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, в размерах согласованных с Государственным комитетом по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения PC (Я).
Согласно п. 2.8 Положения N 257, установлены начальнику, его заместителям и главному бухгалтеру стимулирующие выплаты (премии) из средств, поступающих от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности по итогам работы за месяц (квартал, полугодие, год).
Как правильно установил суд первой инстанции
Из материалов дела следует, что в проверяемый период применение условий Положения премирования руководящего состава осуществлялось в размерах, согласованных письмом Госкомобеспечения PC (Я) от 10.10.2014 N 06-3489, согласно которому руководящему составу согласован дополнительный объем премиального фонда в размере 3% от объема средств, поступающих от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности и письмом Госкомобеспечения PC (Я) от 18.09.2018 N N 07-4966, согласно которому руководящему составу согласован дополнительный объем премиального фонда в размере 5% от объема средств, поступающих от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности.
Доказательств несоответствия приказа Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения PC (Я) от 26.08.2013 N 178 "Об утверждении порядка и условий премирования руководителей, заместителей руководителя, главных бухгалтеров учреждений, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности", в соответствии с которым бюджетным учреждением были изданы приказы от 15.10.2012 N257 и от 28.09.2012 N219/1, Министерство в суд не представило.
Оценив указанное, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что приведённые Министерством доводы и отражённые в оспариваемом предписании, не свидетельствует о нарушении бюджетным учреждением бюджетного законодательства.
Суд апелляционной инстанции усматривает, что суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Министерство, не установило законодательство, которому не соответствуют Положения утвержденные приказами от 15.10.2012 N 257 и от 28.09.2012 N 219/1.
То обстоятельство, что Приказом Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) от 25.07.2019 N 148 (т. 4, л. 125) утвержден новый Порядок премирования руководителей, заместителей руководителя, главных бухгалтеров учреждений, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности (с дополнением от 29.07.2019 N 154), которым отменено условие о премировании руководящего состава за счет средств, поступающих от предпринимательской и иной доход деятельности, содержащееся в Порядке премирования руководителей, заместителей руководителя, главных бухгалтеров от 26.08.2013 N 178, в данном случае правового значения не имеет, поскольку на дату проверки и вынесения оспариваемого предписания данный приказ не действовал.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и правильно установил фактические обстоятельства.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку возлагает на него дополнительную обязанность, не установленную законом, и в полной мере не соответствует нормам действующего законодательства.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от "27" ноября 2019 года по делу N А58-8567/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
К.Н. Даровских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-8567/2019
Истец: Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)"
Ответчик: Министерство финансов Республики Саха (Якутия)
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ), Государственый комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения РС(Я)