г. Самара |
|
23 марта 2020 г. |
дело N А72-12725/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 марта 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Морозова В.А., Балашевой В.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ягудиным Р.У.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "УК Экостандарт" Тойматова О.Б., доверенность от 01.08.2019, диплом N 13/3250 от 06.06.2013, Егорова Н.Е., доверенность от 27.05.2019, диплом N4317 от 10.07.1984,
от общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания Лето" - Суганова О.В., доверенность от 01.01.2020, диплом N 200 от 25.06.1998,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 7 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания Лето" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 декабря 2019 года по делу N А72-12725/2019 (судья Страдымова М.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "УК Экостандарт" (ОГРН 1137328003955, ИНН 7328073933) к обществу с ограниченной ответственностью "Торговая компания Лето" (ОГРН 1137327001030, ИНН 7327067461) о взыскании
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "УК Экостандарт" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Торговая компания Лето" (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 314 470,40 руб., неустойки за период с 21.02.2019 по 05.08.2019 в сумме 227 297,96 руб. и с 06.08.2019 неустойки по день фактической оплаты суммы основного долга.
Решением от 18.12.2019 исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
Ответчик не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым, исковые требования оставить без удовлетворения.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что суд неправильно оценил условия договора. Заявитель считает, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заключенным, а вывод суда о том, что условие о порядке расчета считается не согласованным и в силу пунктов 8 (10), 8(15) Правил 1156 порядок расчета должен быть принят в редакции регионального оператора" является неверным.
Также судом нарушен основополагающий принцип равноправия сторон: все доводы ООО "УК Экостандарт" учтены судом, а приведенные ответчиком возражения не получили оценку.
Судом не дана оценка типовой форме договора, размещенной на сайте истца, которую, последний направляет сторонам для заключения договора и которая является офертой. Данная форма противоречит типовой форме, утвержденной Правительством РФ, и не предоставляет альтернативу выбора потребителю порядка расчета стоимости услуги, устанавливая заведомо невыгодное положение для потребителя, что не допустимо, и нарушает антимонопольное законодательство.
Ссылка суда на согласование стоимости работ, указанных в приложении N 1 к договору также является несостоятельной, поскольку данное приложение не имеет юридической силы и не несет никакой смысловой нагрузки, поскольку в приложении N 1 отсутствует ссылка по тексту всего договора; в приложении N 2, противоречит приложению N 1, при этом устанавливая все необходимые данные для проведения расчета стоимости услуг. В целом по всему тексту договора, в том числе по порядку расчета имеются ссылки исключительно только на приложение N 2.
Кроме того, судом не учтены доводы ответчика, что все контейнерные площадки обособлены и доступ к ним имеет только ООО "ТК Лето". Контейнерные площадки включены в реестр контейнерных площадок муниципальных образований, следовательно, расчет стоимости услуги оказываемой региональным оператором рассчитывается исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО и единого тарифа на услугу регионального оператора.
Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Представители истца отклонили жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом истца, выслушав представителей сторон, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
01.01.2019 между ООО "УК Экостандарт" (региональный оператор) и ООО "Торговая компания "Лето" (потребитель) был заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ЮЛ/ИП 44/1, согласно которому региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы (ТКО) в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ульяновской области, а потребитель обязуется оплачивать услугу Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
Указанный договор заключен в целях обеспечения деятельности универсальных магазинов в городе Ульяновске.
В соответствии с приложением N 2 к договору региональный оператор оказывает услуги потребителю на контейнерных площадках, расположенных по адресам: г. Ульяновск ул. Заречная, 17, пр-т Созидателей, 116, ул. Наганова, 10А, пр-т Созидателей, 14, р.п. Чердаклы, ул. Северная, 2А, Димитровградское шоссе, 8.
Стоимость услуг по обращению с ТКО составляет 192 039,06 руб. в месяц
Согласно пункту 2.2 договора расчет объема ТКО, контейнерные площадки, иные места накопления ТКО, периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей к ним указаны в приложении N 2 к договору.
Пунктом 2.4 договора стороны предусмотрели, что региональный оператор обеспечивает вывоз ТКО на основании заявок потребителя на вывоз ТКО и (или) на планово-регулярной основе в соответствии с утвержденными сторонами ежемесячными графиками вывоза ТКО.
Под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуги по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора: приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 20.11.2018 N 06-209 - 439,46 руб. за куб. метр.
Тариф за оказание услуг по обращению с ТКО с учетом НДС по ставке в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 527,35 руб. за 1 куб. м. (пункт 3.1 договора).
В соответствии с пунктом 3.2 договора расчет стоимости оказываемой региональным оператором услуги рассчитывается исходя из норматива образования ТКО, утвержденного приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29.06.2017 N 06-77 "Об утверждении нормативов накопления ТКО на территории Ульяновской области" и единого тарифа на услуги регионального оператора.
В случае отсутствия потребителя в перечне нормативов накопления ТКО на территории Ульяновской области, определенных приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29.06.2017 N 06-77 "Об утверждении нормативов накопления ТКО на территории Ульяновской области", а также при отсутствии у потребителя ПНООЛР и лимитов на размещение отходов, расчет стоимости осуществляется за фактически отгруженное количество ТКО, определенное объемом контейнеров.
При превышении нормативов образования ТКО, разница между нормативом образования ТКО и фактически отгруженным ТКО оплата производится за фактически отгруженное количество ТКО.
Согласно пункту 3.7 договора потребитель ежемесячно, в полном объеме, в безналичной форме оплачивает оказанную региональным оператором услугу в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным.
ООО "УК Экостандарт" оказало ООО "Торговая компания Лето" услуги по вывозу ТКО в период с 01.01.2019 по 28.02.2019 включительно. Спор между сторонами в этой части отсутствует.
Истец направил в адрес ответчика акты об оказании услуг на сумму 384 080, 60 руб.
Уведомлениями N 55 от 19.03.2019 и б/н от 29.03.2019 ответчик отказался от подписания акта N 177 от 31.01.2019 и от акта оказанных услуг N 736 от 28.02.2019, указав, что в актах не указан период оказания услуг, расчет услуг произведен исходя из норматива образования ТКО, тогда как в соответствии с условиями договора расчет должен быть произведен исходя из количества и объема 4 контейнеров. Кроме того, к акту N 736 от 28.02.2019 не приложена доверенность Меркуловой Н.В. от 09.01.2019.
27.03.2019 истец направил в адрес ответчика претензию с требованием погасить задолженность в размере 384 080,60 руб.
Ответчик погасил задолженность частично, направив в адрес истца возражения на претензию
Оставшуюся задолженность в размере 314 470,40 руб. ответчик не погасил, что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указал, что в экземпляре договора, представленного истцом, текст пункта 3.2 не соответствует тексту пункту 3.2 редакции договора, находящегося у ответчика.
Ответчиком в материалы дела представлен его экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ЮЛ/ИП 44/1 от 01.01.2019, в пункте 3.2 которого указано, что расчет стоимости оказываемой региональным оператором услуги рассчитывается исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета и объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" и единого тарифа на услуги регионального оператора.
При этом, согласно приложению N 1 к договору в редакции ответчика, адрес мест накопления ТКО, сведения о едином тарифе и согласование ежемесячной стоимости услуг в размере 192 039,06 руб. по договору совпадают с редакцией договора, представленной истцом.
Подлинный экземпляр договора в редакции ответчика представлен на обозрение суду.
Представитель истца представил также на обозрение суда свою редакцию спорного договора (подлинный экземпляр) и пояснил, что реквизиты ответчика и дополнительная ответственность оператора (пункт 8.2 договора) действительно вносились в редакцию договора регионального оператора, что является обычной практикой при оформлении подобных договоров. Вместе с тем, изменения в пункт 3.2 договора (порядок расчетов за оказываемые услуги) не вносились и не согласовывались, так как изменения внесенные ответчиком в договор в момент заключения договора (декабрь 2018) противоречили действующему законодательству.
В связи с представлением двух разных редакций договора, суд первой инстанции предложил сторонам рассмотреть вопрос о проведения независимой судебной экспертизы по делу конструктора договора. Стороны от проведения экспертизы отказались.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениям статей 424, 432, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ если одна из сторон заявила о том, что по определенному условию должно быть достигнуто соглашение, такое условие для конкретного договора признается существенным и в случае невключения такого условия в договор он считается незаключенным. Если между сторонами не достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, то он не считается заключенным (пункт 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 165 "Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными").
Согласно положениям статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" все собственники твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которой, образуются твердые коммунальные отходы и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах, которые определены в этом договоре, и обеспечить их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), установлено, что потребитель - это собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно Правилам N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8 (4) Правил).
Заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение) (п.8 (5) Правил).
В соответствии с п. 8(8) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами заявка потребителя и документы, предусмотренные пунктом 8(7) настоящих Правил, рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления.
Согласно п.8(10) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.
Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной 7 Постановлением 1156 и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица) (пункт 8 (11) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 8(15) Правил N 1156 в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Истец, как региональный оператор приступил к фактической работе на территории муниципального образования города Ульяновск Заволжский район с 01.01.2019.
Таким образом, региональный оператор в правоотношениях в рамках оказания услуг по обращению с ТКО является обязанной стороной.
Обеспечение возможности бесперебойной работы регионального оператора по обращению с ТКО и выполнение своих функций является публичным и охраняемым законом интересом, что свидетельствует о правомерности оказания истцом услуг по вывозу ТКО (часть 1 статьи 24.7 ФЗ N 89 от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления").
Типовая форма договора региональным оператором опубликована в газете "Ульяновск сегодня" N 123 (1850) от 14.12.2018. Форма договора соответствует типовой форме договора, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156.
Судом установлено, что ответчик в нарушение пункта 8.11 Правил N 1156 и требований статьи 445 ГК РФ не направил в адрес истца протокол разногласий к представленному типовому договору, а внесло самостоятельно изменения в договор.
Изменив при этом пункт 3.2 договора в части определения порядка расчета, не изменив при этом согласованную ежемесячную стоимость услуг (приложение N 1).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что условие о порядке расчета считается несогласованным и в силу пункта 8 (10), пункта 8 (15) Правил N 1156 порядок расчета должен быть принят в редакции регионального оператора.
Кроме того, суд учел, что в соответствии с частями 1 и 2 статьи 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 1).
Согласно пункту 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2016 N 505, в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил. Подпунктом "а" пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов предусмотрено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
При этом, пунктом 8 Правил коммерческого учета установлено, что при раздельном накоплении и сборе сортированных ТКО, несортированных ТКО, крупногабаритных отходов, коммерческий учет ТКО, в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО, осуществляется только в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил коммерческого учета расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N 89-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов.
Согласно пункту 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, принято Постановление от 22.09.2018 N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем'' в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем".
Согласно данному постановлению, организация на территории субъекта Российской Федерации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению образующихся на территории субъекта Российской Федерации и (или) поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов образует территориальную схему. Территориальные схемы разрабатываются и утверждаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил N 1130).
Региональный оператор в течение срока действия заключаемых им соглашений обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области (зона деятельности N 3) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ульяновской области, утвержденной приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 28.12.2017 N 50-од "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ульяновской области (далее - Территориальная схема).
Территориальная схема Ульяновской области по состоянию на январь, февраль 2019 года не содержала сведений о раздельном накоплении.
На территории Ульяновской области порядок накопления твердых коммунальных отходов утвержден Постановлением Правительства Ульяновской области от 03.03.2017 N 91-П "Об утверждении порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области".
Данное постановление предусматривает возможность раздельного накопления твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области.
Так, согласно пунктам 2.3 и 2.5 указанного Постановления накопление (в том числе раздельное накопление) ТКО на территории Ульяновской области осуществляется в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ульяновской области, утвержденной нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти Ульяновской области, уполномоченного в сфере обращения с ТКО. Создание и содержание мест накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, осуществляют органы местного самоуправления.
В пункте 3.2 названного постановления указано, что накопление ТКО может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере обращения с ТКО на территории Ульяновской области является Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области.
На сегодняшний день нормативного правового акта исполнительного органа государственной власти Ульяновской области, уполномоченного в сфере обращения с ТКО не имеется.
Территориальная схема, утвержденная приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 28.12.2017 N 50-од не содержит информации о раздельном накоплении ТКО на территории Ульяновской области.
В свою очередь, Приказом Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области от 14.11.2019 N 55 утверждена новая территориальная схема обращения с отходами Ульяновской области.
Согласно разделу 4.3 названной территориальной схемы в регионе с 14.11.2019 начато активное внедрение раздельного накопления ТКО.
Таким образом, в январе-феврале 2018 территориальная схема Ульяновской области не содержала сведений о раздельном накоплении, что, как пояснил истец, исключало возможность заключения спорного договора на условиях оплаты предлагаемых ответчиком. Указанные доводы ответчиком не опровергнуты.
Суд также учел, что пунктом 19 Правил N 1156 установлено, что в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, потребители обязаны осуществлять разделение твердых коммунальных отходов по видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов.
Осуществление такого разделения твердых коммунальных отходов не влечет необходимости получения потребителем лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Ответчиком не представлено доказательств организации на объектах, согласованных условиями спорного договора, раздельного накопления отходов - сортировки отходов по видам и классам отходов и складировании их в соответствующие контейнеры.
Истцом в материалы дела представлены фотографии контейнерных площадок ответчика, из которых усматривается, что не все контейнерные площадки закрыты, часть контейнеров находится в свободном доступе (ул. Наганова, пр. Созидателей, 14) и ТКО в указанные контейнеры может складироваться не только ответчиком, но и третьими лицами, что является нарушением прав самого ответчика, если принимать во внимание его позицию по делу о том, что расчет должен производиться по количеству контейнеров.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств о раздельном накоплении, суд первой инстанции правильно указал, что применение расчета исходя из количества и объемов контейнеров, не будет соответствовать нормам действующего законодательства на территории Ульяновской области.
На основании изложенного требование истца о взыскании долга за период январь, февраль 2019 в размере 314 470,40 руб., судом первой инстанции правомерно признано обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Также истцом заявлен требование о взыскании с ответчика пени за период с 21.02.2019 по 05.08.2019 в размере 27 297,96 руб. и начиная с 06.08.2019 по день фактической оплаты основного долга.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с пунктом 8.2 договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ЮЛ/ИП 44/1 (редакции типового договора, договора истца и ответчика в указанном пункте совпадают) в случае неисполнения, либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Судом установлено, что претензия об оплате задолженности направлена ответчику и получена им 27.03.2019. На указанную дату действовала ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в размере 7,75%, в связи с чем, суд правильно указал, что расчет пени следует производить исходя из 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, как предусмотрено условиями договора.
Ответчиком, представленный истцом расчет не опровергнут, контррасчет не представлен.
Расчет пени, представленный истцом, судом проверен и признан не верным, однако прав и законных интересов ответчика представленный расчет не нарушает.
С учетом изложенного, требование истца о взыскании пени судом первой инстанции удовлетворено в заявленном размере и по день фактической оплаты основного долга исходя из размера 1/130 ключевой ставки Банка России 7,75%, действовавшей на день предъявления требования об оплате.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.
Довод ответчика о нарушении судом первой инстанции принципа состязательности сторон отклоняется как необоснованный, поскольку суд первой инстанции в обжалуемом решении дал оценку как правовой позиции истца так и правовой позиции ответчика.
Несогласие ответчика с выводами суда первой инстанции не является основанием считать, что суд не дал оценки доводам ответчика.
Довод ответчика о том, что судом не дана оценка типовой форме договора размещенной на сайте регионального оператора, отклоняется как необоснованный, поскольку из материалов дела не следует, что у сторон возник спор по содержанию типовой формы договора.
Довод ответчика о конклюдентных действиях истца также отклоняется как необоснованный.
Порядок оказания коммунальной услуги определен Правилами N 1156, а именно, региональный оператор в силу закона оказывает коммунальную услугу по обращению с ТКО, а потребитель (ответчик) пользуется услугами регионального оператора, тем самым совершает конклюдентные действия.
Пунктом 8.15 и 8.18 Правил N 1156 определено, что в случае если условия договора не согласованы, то региональный оператор оказывает услугу на основании типовой формы договора, а потребитель ее оплачивает по цене, которая указана в проекте договора на основании предельного единого тарифа.
Согласно проекту договора N 44/1 от 01.01.2019, региональный оператор произвел расчет стоимости договора в приложении N 1 - содержание данного приложения у сторон было одинаково, расчет по договору был осуществлен на основании нормативов накопления ТКО для предприятий торговли - с площади.
Остальные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приводись в суде первой инстанции, были исследованы и обоснованно отклонены.
Фактические обстоятельства дела судом первой инстанции установлены правильно, представленные сторонами доказательства исследованы и оценены по правилам статьи 71 АПК РФ. Выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 декабря 2019 года по делу N А72-12725/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания Лето" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
В.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-12725/2019
Истец: ООО "УК ЭКОСТАНДАРТ"
Ответчик: ООО "ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ ЛЕТО"