г. Москва |
|
23 марта 2020 г. |
Дело N А40-286113/19 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда
В.Р. Валиев (единолично)
рассмотрев апелляционную жалобу
ООО "МОДУМ-ТРАНС"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27 декабря 2019 года
по делу N А40-286113/19, принятое судьей Лежневой О.Ю.
в порядке упрощенного производства
по исковому заявлению АО "РН-ТРАНС"
к ООО "МОДУМ-ТРАНС"
о взыскании
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ
АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ "РН-ТРАНС" (ОГРН: 1026303117092, Дата присвоения ОГРН: 18.07.2002, ИНН: 6330017677) (далее - Истец) в Арбитражный суд г.Москвы предъявлен иск к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "МОДУМ-ТРАНС" (ОГРН 1106623007700, ИНН 6623074298, дата регистрации 09.12.2010) (далее - Ответчик) о взыскании денежных средств в размере 65 966 руб. убытков, состоящих из сумм доборов провозных платежей, связанных с отцепкой вагонов в ремонт.
Решением суда от 27 декабря 2019 года, принятым в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
При этом суд пришел к выводу о доказанности юридического состава для взыскания убытков.
С решением не согласился ответчик, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
Истец просит решение суда оставить в силе, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд апелляционной инстанции находит решение суда от 27 декабря 2019 года подлежащим отмене.
Как усматривается из материалов судебного дела, в декабре 2018 г., феврале 2019 г. по накладным N 26434876, 26756604 была произведена отправка груза в вагонах, принадлежащих ООО "Модум-Транс" и предоставленных АО "РН-Транс" в рамках Договора субаренды цистерн N ЮТС/588/2010 от 14 декабря 2010 г.
В силу п. 1.1. Договора, ООО "Модум-Транс" обязуется предоставить во временное владение и пользование технически исправные и коммерчески пригодные Вагоны. В соответствии с п.4.12. Договора ООО "Модум-Транс" обязано самостоятельно и за свой счет направлять и возвращать цистерны в/из плановые ремонты, а также текущие отцепочные ремонты.
По вышеуказанным отправкам в пути следования была обнаружена техническая неисправность груженых вагонов, вагоны были отцеплены от основных отправок и направлены на станцию назначения через станцию проведения ремонта по оформленной досылочной дорожной ведомости. В связи с чем, по прибытии вагонов на станцию назначения с EJIC АО "РН-Транс" было произведено списание провозной платы с учетом добора провозной платы, связанного с отцепкой вагонов в ремонт в размере 65 966 руб.
Причина возникновения технической неисправности вагонов согласно Классификатору "Основные неисправности грузовых вагонов" (КЖА 2004 04) технологическая - неисправность, связанная с качеством изготовления и выполнения плановых и неплановых ремонтов грузовых вагонов. Согласно п. 6.1. Договора осуществление всех видов текущих и плановых ремонтов является обязанностью ООО "Модум-Транс".
Таким образом, истец понес убытки в сумме 65 966 руб., связанные с добором провозной платы в связи с отцепкой вагонов в ремонт.
Установив данные фактические обстоятельства, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования применительно к положениям ст.ст. 15, 393 ГК РФ.
Между тем, судом первой инстанции не учтено, что в состав взыскиваемых убытков включены только провозные платежи, списанные с ЕЛС истца перевозчиком в связи с отцепкой вагонов в ремонт.
Суд первой инстанции не принял во внимание, что досылочная ведомость не является отдельным договором перевозки в силу чего провозные платежи определяются по основной накладной
В соответствии с пунктом 4.12 договора субаренды N ЮТС/588/2010 от 14.12.2010 (далее - Договор) Арендатор (ООО "Модум-Транс) обязан за свой счет направлять и возвращать цистерны в/из плановые ремонты, а также текущие отцепочные ремонты.
Вместе с тем, тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом N 147-ФЗ от 17.08.1995 "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами РФ.
Правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденными приказом МПС РФ N 29 от 18.06.2003, установлено, что досылочная ведомость, в соответствии с которой осуществляется перевозка вагона на станцию назначения, после завершения текущего отцепочного ремонта, не рассматривается как отдельный договор перевозки и провозные платежи определяются по основной накладной. Соответственно, вид отправки, количество вагонов в фупповой отправке, тарифное расстояние, применяемая технология перевозки определяются в момент приема груза к перевозке и не могут быть изменены в пути следования, в том числе при отцепке.
При этом". 39.3 и 39.4 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте предусмотрено изменение тарифного расстояния только при отцепке порожних собственных вагонов в пути следования в ремонт. Изменение тарифного расстояния при отцепке груженого вагона в ремонт в пути следования ни данными правилами, ни иными правовыми актами не предусмотрено.
Цистерны не отклонялись от заданного маршрута движения и увеличения расстояния перевозки не произошло.
При применении аналогии к добору тарифа при отцепке порожнего вагона в ремонт, увеличение тарифного расстояния на 46 километров не влечет за собой увеличение тарифа на перевозку, что подтверждается соответствующими расчетами с применением актуальных коэффициентов.
Добор тарифа в связи с отцепкой груженных вагонов в ремонт должен производиться перевозчиком по фактическому расстоянию перевозки с учетом захода цистерн в ремонт.
В соответствии с п. 2.1 Прейскуранта 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1), утвержденного Постановлением ФЭК России от 17.06.2003 г. N 47-т/5, плата за перевозки взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляется перевозка грузов.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 24 Постановления от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", поскольку договор перевозки считается заключенным при представлении грузоотправителем надлежаще составленной транспортной железнодорожной накладной и выданной на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанции о приеме груза, указанное в накладной расстояние считается согласованным, и плата за перевозку груза взимается, исходя из этого расстояния.
Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной, утвержденные Приказом МПС России от 18.06.2003 N 32, устанавливают, что при обнаружении неисправности вагона он отцепляется от основной отправки, затем следует на станцию ремонта по досылочной ведомости, а после устранения технической неисправности вагоны следуют до станции назначения по заключенному ранее договору перевозки, отцепка вагонов влияет только на исчисление сроков доставки груза, но не влечет за собой добор тарифа, не изменяет условие договора перевозки о провозной плате, что прямо следует из положений статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", не относящих к перевозочным документам досылочную дорожную ведомость.
В силу п. 8 Правил перевозок ж/д транспортом грузов группами вагонов по одной накладной, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.03 г. N 32, в случае отцепки в пути следования вагона (группы вагонов) от маршрутной или групповой отправки (далее - основная отправка) вследствие его (их) неисправности перевозчик обязан составить об этом акт общей формы в двух экземплярах с указанием в нем причин отцепки вагона (группы вагонов), а также номера отправки, наименования и кода станции назначения груза, наименования и кода грузополучателя, его почтового адреса, наименования и кода груза.
Данные об отцепленном вагоне (группе вагонов) также вычеркиваются перевозчиком из следовавшего с основной отправкой вагонного листа. Такое исправление с указанием причины отцепки вагона (группы вагонов) заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и строчным штемпелем станции отцепки. После устранения неисправности на основании данных акта общей формы перевозчиком на каждый отцепленный вагон составляются новый вагонный лист и досылочная дорожная ведомость, с которыми такой вагон следует на станцию назначения. Досылочная дорожная ведомость заполняется перевозчиком по форме и в порядке, установленными в правилах заполнения перевозочных документов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. Срок доставки груза, находящегося в отцепленном от маршрутной или групповой отправки вагоне, после устранения неисправности вагона исчисляется исходя из нормы суточного пробега, установленной для повагонной отправки. В связи с этим, после устранения технической неисправности вагоны следуют до станции назначения в рамках ранее заключенного договора.
Прейскурант 10-01 не содержит положения о возможности увеличения стоимости перевозки, либо взимание дополнительных платежей, в случае отцепки груженых вагонов в пути следования для производства ремонта, и увеличения расстояния перевозки.
Исходя из карты железных дорог России, станции ремонта Себеж Окт ж.д., в которых ремонтировался цистерны N N 54714464, 50289628 находится по пути маршрута следования цистерн ст. Новокуйбышевская Куйбышевской ж.д до станции Мангали (пограничный переход на ст. Посинь (эксп.) Октябрьской ж.д_(Приложение N 2 к отзыву на иск). Тем самым, цистерны не допустили отклонения от заданного маршрута движения и увеличения расстояния перевозки не произошло.
Таким образом, указанные нормативные акты устанавливают, что после устранения технической неисправности вагоны следуют до станции назначения в рамках ранее заключенного договора. Отцепка вагонов влияет только на исчисление сроков доставки, но не влечет за собой добор тарифа, не изменяет условия договора о его цене. Указанная позиция подтверждена судебной практикой Сем. Постановление от 23 октября 2018 г. N 09АП-53686/2018 делу N А40- 94916/18. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.09.2018 по делу N А40- 94916/18-131-673).
При таких обстоятельствах в иске следует отказать.
Расходы ответчика по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на истца в сумме 3 000 руб. (ст.110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, ч. 2 ст. 269, п.4 ч.1 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 декабря 2019 года по делу N А40-286113/19 отменить. В иске отказать.
Взыскать с АО "РН-Транс" в пользу ООО "Модум-Транс" 3 000 руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья В.Р. Валиев
Телефон справочной службы суда - 8 (495) 987-28-00.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-286113/2019
Истец: АО "РН-ТРАНС"
Ответчик: ООО "МОДУМ-ТРАНС"