г. Санкт-Петербург |
|
23 марта 2020 г. |
Дело N А56-44705/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Григорьевым Н.А.,
при участии:
от истца: Шевелева Н.В. по доверенности от 22.11.2019;
от ответчика: Ивлева А.О. по доверенности от 13.01.2020;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-834/2020) Комитета по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2019 по делу N А56-44705/2019, принято
по иску ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к Комитету по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области
о взыскании
третье лицо: ООО "ЖКК "Заневка",
установил:
государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (ОГРН 1027810310274; ИНН 7830001028; Санкт-Петербург, ул.Малая Морская, д.12, лит.А; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Ленинградская область в лице Комитета по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области (ОГРН 1089847168586, ИНН 7842383780; Санкт-Петербург, ул.Смольного, 3; далее - Комитет) о взыскании 74 026 руб. 24 коп. задолженности в виде межтарифной разницы по потребленной третьим лицом тепловой энергии по договору N 13443.038.5 от 01.04.2014.
Определением суда от 19.04.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ЖКК "Заневка" (ОГРН 1134703003049; ИНН 4703134510; Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г.Всеволожск, ул.Межевая, 8А; далее - Общество).
Решением суда от 26.11.2019 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда от 26.11.2019, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение.
В жалобе Комитет ссылается на то, что у него отсутствуют полномочия по выплатам во исполнение судебного акта в соответствии с Положением о комитете по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области, утвержденным постановлением правительства Ленинградской области от 02.10.2012 N 302, в связи с чем Комитет не является надлежащим ответчиком. Податель жалобы считает, что истец документально не подтвердил выполнение установленных нормативными правовыми актами обязательных требований, необходимых для получения субсидии ресурсоснабжающей организацией, не представил необходимых обосновывающих документов, в связи с чем у Комитета отсутствовали основания для перечисления Предприятию субсидии.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлен.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Дополнения к апелляционной жалобе, поступившие непосредственно в судебном заседании, не приобщены к материалам дела в силу части 5 статьи 159 АПК РФ, поскольку представлены с нарушением требований части 3 статьи 65 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы жалобы, представитель истца отклонил их.
Третье лицо надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие поставляло тепловую энергию для целей теплоснабжения и горячего водоснабжения населения, проживающего в многоквартирном жилом доме по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский район, дер.Заневка, д.50.
Предприятие (энергоснабжающая организация) и Общество (абонент) 01.04.2014 заключили договор N 13443.038.5 об оплате потребленной тепловой энергии (далее - Договор), согласно которому энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде от сети энергоснабжающей организации на ее границе, а абонент - своевременно оплачивать принятую тепловую энергию.
Ссылаясь на то, что Комитет не в полном объеме возместил разницу в тарифах за спорный период с января 2017 по июль 2017 года, Предприятие обратилось в суд с настоящим иском.
Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - ЛенРТК) от 19.12.2016 N 528-п для населения Ленинградской области в зоне теплоснабжения Предприятия установлены льготные тарифы на тепловую энергию и горячее водоснабжение, размер которых ниже экономически обоснованных тарифов, установленных Предприятию приказом ЛенРТК от 30.11.2015 N 314-п.
В соответствии с частью 14 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
Во исполнение положений федерального законодательства статьей 5 закона Ленинградской области от 20.07.2015 N 75-оз "О льготных тарифах в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Ленинградской области" предусмотрено, что компенсация выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на территории Ленинградской области, осуществляется в виде субсидий на возмещение недополученных доходов, предоставляемых указанным организациям за счет средств областного бюджета Ленинградской области в случаях и порядке, предусмотренных областным законом об областном бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год и на плановый период и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Ленинградской области.
Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30.11.2015 N 314-п "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, теплоноситель, поставляемые государственным унитарным предприятием "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2016 - 2018 годов" установлены экономически обоснованные тарифы для Предприятия (без НДС): при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) с 01.01.2017 по 30.06.2017 на ГВС: 14,49 руб./куб.м. по компоненту на теплоноситель, 1 242,50 руб./Гкал по компоненту на тепловую энергию, на отопление - 1 242,50 руб./Гкал; с 01.07.2017 по 31.12.2017 на ГВС: 15.50 руб./куб.м. по компоненту на теплоноситель, 1 242,50 руб./Гкал по компоненту на тепловую энергию.
Приказом комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 ноября 2015 года N 315-п "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, теплоноситель, поставляемые государственным унитарным предприятием "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2016-2018 годов" установлены экономически обоснованные тарифы для предприятия (без НДС): при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) с01.01.2016 по 30.06.2017 на ГВС: 27,40 руб./куб.м. по компоненту на теплоноситель; 01.01.2017 по 31.12.2017 тепловая энергия: 1598,67 руб./Гкал по компоненту на тепловую энергию.
Предприятие предъявило Комитету требование о возмещении выпадающих доходов организации при поставке тепловой энергии в связи с реализацией населению по ценам ниже утвержденного тарифа, 74 026 руб. 24 коп. убытков в виде разницы в тарифах, за тепловую энергию, потребленную по договору от 01.04.2014 N 134.038.5 с января по июль 2017 года.
Комитет по результатам рассмотрения документов, приложенных к заявкам на выплату субсидии на возмещение части затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы теплоснабжения и горячего водоснабжения, в письме от 27.12.2018 N 3-4098/2018 отказал в выплате Предприятию субсидии.
Согласно платежному поручению от 19.12.2018 N 458907 в рамках первого этапа Предприятию выплачены 73 028 руб. 05 коп. субсидии, что подтверждено ответчиком в акте сверки расчетов от 25.10.2019.
Истцом при определении стоимости потребленной тепловой энергии неверно применен норматив. Согласно постановлению Правительства Ленинградской области от 24.11.2010 N 313 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета" норматив потребления тепловой энергии равен 0,0166 Гкал/кв.м. общей площади жилых помещений в месяц. С учетом данной корректировки сумма заявки на предоставление субсидии должна составлять 96 295 руб. 15 коп. Следовательно, в рамках второго этапа остаток невыплаченной субсидии составил 17 430 руб. 54 коп. (18 506 руб. 13 коп.- 1 075 руб. 59 коп.).
Согласно правовой позиции, приведенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Разница между тарифом на тепловую энергию, отпускаемую Предприятием, и тарифом для расчета размера платы за предоставляемую гражданам коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению компенсируется из бюджета Ленинградской области в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - Постановление N 87) если потери в виде разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, не были полностью или в части компенсированы данной организации, в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для возмещения таких потерь ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования не требуется оспаривание акта об установлении тарифа.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 87 по общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.
В соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 08.02.2018 N 33 "Об утверждении порядка предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) теплоснабжения и горячего водоснабжения, реализуемые населению на территории Ленинградской области" (далее - Порядок), субсидия предоставляется в целях компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, предоставляющих коммунальные ресурсы теплоснабжения и горячего водоснабжения, возникающих в результате установления льготных тарифов на территории Ленинградской области и обеспечения населения коммунальными ресурсами по тарифам, установленным ниже уровня регулируемых в установленном порядке тарифов для ресурсоснабжающих организаций.
Пунктом 1.5 Порядка определено, что размер субсидии определяется как разница между стоимостью предоставленных коммунальных ресурсов теплоснабжения и горячего водоснабжения населению по регулируемым в установленном порядке тарифам и стоимостью предоставленных населению коммунальных ресурсов по тарифам для населения, установленным ниже уровня регулируемых в установленном порядке тарифов; при расчете субсидии налог на добавленную стоимость не учитывается.
Применение истцом при расчетах с третьим лицом при расчетах за потребленный коммунальный ресурс тарифов, установленных для населения, повлекло возникновение межтарифной разницы.
С учетом представленного акта сверки расчетов, не опровергнутого лицами, участвующими в деле, исковые требования подлежат удовлетворению в сумме 17 430 руб. 54 коп. В остальной части исковые требования отклоняются, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит изменению в части суммы удовлетворенных исковых требований.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы взыскиваются пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2019 по делу N А56-44705/2019 изменить.
Взыскать с Ленинградской области в лице Комитета по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области 17 430 руб. 54 коп. задолженности. В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Ленинградской области в лице Комитета по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области в пользу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" 1 416 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-44705/2019
Истец: Государственной унитарное предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
Ответчик: Ленинградская область в лице Комитета по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области
Третье лицо: ООО "ЖКК "ЗАНЕВКА"