г. Владивосток |
|
23 марта 2020 г. |
Дело N А51-18683/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 марта 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Шалагановой,
судей Д.А. Глебова, С.Б. Култышева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.В. Навродской,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае,
апелляционное производство N 05АП-1055/2020
на решение от 27.01.2020
судьи Е.В. Кобко
по делу N А51-18683/2019 Арбитражного суда Приморского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Тартесс-ДВ" (ИНН 2536296346, ОГРН 1162536075866)
к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН 2540155517, ОГРН 1092540004424),
третье лицо: Инспекция по охране объектов культурного наследия Приморского края (ИНН: 2540225637; ОГРН: 1162536099087),
об урегулировании разногласий при заключении договора купли-продажи земельного участка
при участии:
от истца: представитель Дробышева М.П. по доверенности от 19.07.2019 сроком действия на 3 года, диплом о высшем юридическом образовании N 2443 от 15.06.2000, паспорт;
от ответчика: представитель Герасимов Д.Г. по доверенности от 27.12.2019 сроком действия на 1 год, диплом о высшем юридическом образовании N 12554 от 14.06.2002, служебное удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тартесс-ДВ" (далее - ООО "Тартесс-ДВ", общество) обратилось с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее - Управление) об урегулировании разногласий, возникших между сторонами при заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 25:28:020011:908 общей площадью 3 164 кв.м. расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Алеутская, 65а (далее - спорный договор), а именно: 1. Пункт 2.1. договора изложить в редакции истца: "Цена Участка составляет 18242801,36 руб. (восемнадцать миллионов двести сорок две тысячи восемьсот один рубль 36 копеек). Оплата производится в рублях. Сумма платежа перечисляется в федеральный бюджет. Сведения о реквизитах получателя: наименование органа федерального казначейства: УФК по Приморскому краю (Территориального управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае); ИНН 2540155517, КПП 254001001 расчетный счет N 40101810900000010002 в Дальневосточном ГУ Банка России, БИК 040507001, Код бюджетной классификации - 167 11406021 01 6000 430 "Доходы от продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, за исключением земельных участков федеральных бюджетных и автономных учреждений". ОКТМО 05659422101."; 2. Пункт 3.1. исключить из текста договора; 3. В приложении N 3 графу "Кадастровая стоимость, руб. (на момент подачи заявления)" и графу "Цена выкупа земельного участка, руб." изложить в редакции истца, указав 18 242 801,36 рублей.
Определением от 21.08.2019 суд привлек в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлек Инспекцию по охране объектов культурного наследия Приморского края.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 27.01.2020 суд урегулировал разногласия, возникшие между ООО "Тартесс-ДВ" и Управлением при заключении спорного договора, путем изложения пункта 2.1. договора в следующей редакции: "Цена Участка составляет 18 242 801, 36 руб. (восемнадцать миллионов двести сорок две тысячи восемьсот один рубль 36 копеек). Оплата производится в рублях. Сумма платежа перечисляется в федеральный бюджет. Сведения о реквизитах получателя: а) наименование органа федерального казначейства: УФК по Приморскому краю (Территориального управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае); ИНН 2540155517, КПП 254001001; б) расчетный счет N 40101810900000010002 в Дальневосточном ГУ Банка России, БИК 040507001, Код бюджетной классификации - 167 11406021 01 6000 430 "Доходы от продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, за исключением земельных участков федеральных бюджетных и автономных учреждений". ОКТМО 05659422101."; путем изложения пункта 3.1. договора в следующей редакции: "Земельный участок располагается в границах зоны регулирования застройки памятников исторического центра города Владивостока, режим использования которой утвержден постановлением Губернатора Приморского края от 02.02.1998 N 34 "Об утверждении схемы временных зон охраны памятников исторического центра города Владивостока". В зоне регулирования застройки сохраняются: историческая планировка улиц; визуальное восприятие исторической застройки; масштаб застройки; визуальные связи с природными ориентирами и доминантами: вершинами и склонами сопок, живописными скальными обнажениями, акваториями заливов, места видовых раскрытий и условия восприятия панорам. Запрещается: строительство новых объектов, нарушающих сохранившуюся историческую планировочную структуру; строительство новых объектов, нарушающих условия визуального восприятия охраняемого ландшафта, исторической городской среды и памятников, панорамы исторического центра города с ближних, а также дальних точек восприятия: акваторий Амурского залива и бухты Золотой Рог, полуостровов Голдобина и Шкота, южных склонов водораздела, ограничивающего исторический центр города с севера; строительство новых объектов, искажающих раскрытия планировочных направлений на природные ориентиры, искажающих и закрывающих трассы и направления видовых раскрытий. Рекомендуется: новое строительство, продолжающее исторические градостроительные традиции; трассировка новых улиц с раскрытием их на природные ориентиры (акватории заливов, вершины, склоны и отроги природных доминант); при проектировании новых объектов - проверка их сочетания с исторической средой города, а также сомасштабности природным ландшафтным доминантам, путем выполнения фотомонтажей, разверток, расчетных схем визуального восприятия и т.п."; путем изложения в приложении N 3 графы "Кадастровая стоимость, руб. (на момент подачи заявления)" и графы "Цена выкупа земельного участка, руб." в следующей редакции: "18 242 801,36 руб.". В остальной части требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Управление обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить в части, касаемой пунктов 1 и 3, и принять новый судебный акт, а именно: пункт 2.1 договора изложить в следующей редакции: "Цена Участка составляет 35 082 305, 44 руб. (тридцать пять миллионов восемьдесят две тысячи триста пять рублей 44 копейки)"; в приложении N 3 графу изложить в следующей редакции: "Кадастровая стоимость, руб.", графу "Цена выкупа земельного участка, руб." изложить в следующей редакции: "35 082 305,44 руб.".
В обоснование своей позиции апеллянт указывает, что в результате изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 25:28:020011:908 его кадастровая стоимость составила 35 082 305,44 рублей, в связи с чем, учитывая, что изменение вида разрешенного использования произведено на основании заявления истца от 22.05.2019, вслед за которым от истца 29.05.2019 поступило заявление о выкупе земельного участка, участок подлежит выкупу по указанной стоимости.
Через канцелярию суда от ООО "Тартесс-ДВ" поступил письменный отзыв, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
Представитель апеллянта в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, которые совпадают с текстом апелляционной жалобы, имеющейся в материалах дела. Решение суда первой инстанции просил отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражала, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Судом установлено, что ответчик обжалует решение суда в части выводов суда первой инстанции по пунктам 1 и 3 договора купли-продажи земельного участка. Возражений по проверке только части судебного акта от лиц, участвующих в деле, не поступило, в связи с чем судом апелляционной инстанции в порядке части 5 статьи 268 АПК РФ осуществляется проверка судебного акта в обжалуемой части.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела апелляционным судом установлено, что общество является собственником нежилого здания с кадастровым номером 25:28:020011:82 общей площадью 1394,5 кв.м., расположенного по адресу: г.Владивосток, ул. Алеутская, д. 65А (запись о регистрации права собственности N 25:28:020011:82-25/001/2017-9 от 02.10.2017).
Принадлежащее истцу здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 25:28:020011:908 общей площадью 3 164 кв.м., находящемся в собственности Российской Федерации (запись о регистрации права собственности N 25-25/001-25/001/005/2015-8539/1 от 04.09.2015).
15.05.2019 истец обратился в Управление с заявлением исх. N 15/19, вх. 01-6916 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 25:28:020011:908 с "многоэтажная жилая (высотная застройка)" на "деловое управление".
Заявлением исх.N 15/19, вход. от 29.05.2019 N 01-7870 истец обратился к ответчику о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов вышеуказанного земельного участка.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 20.06.2019 N 25/ИСХ/19-310552 кадастровая стоимость земельного участка на момент обращения истца с заявлением о выкупе 29.05.2019 составляла 18 242 801,36 руб.
03.06.2019 кадастровая стоимость земельного участка увеличена до 35 082 305,44 руб., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 26.06.2019 N 25/ИСХ/19-322465.
Ответчик письмом исх. N 08-5267 от 28.06.2019 сообщил истцу об издании распоряжения от 26.06.2019 N 150-р "О предоставлении в собственность ООО "Тартесс-ДВ" земельного участка с кадастровым номером 25:28:020011:908", согласно которому цена выкупа составляет 35 082 305,44 рублей.
Письмом исх. N 08-5675 от 12.07.2019 Управление направило в адрес ООО "Тартесс-ДВ" проект договора купли-продажи земельного участка, согласно которому: 1) цена участка составляет 35 082 305,44 рублей (пункт 2.1. договора, Приложение N 3) 2) участок имеет обременение: установить ограничение прав ООО "Тартесс-ДВ" на земельный участок, в связи с нахождением земельного участка в объединенной охранной зоне охраны объекта культурного наследия (пункт 3.1. договора).
Истец письмом исх. N 23 от 23.07.2019, зарегистрированным ответчиком 24.07.2019 вход. N 01-11472, направил протокол разногласий к договору купли-продажи, согласно которому: 1) цена участка составляет 18 242 801,36 рублей. (пункт 2.1. договора, Приложение N 3) 2) пункт 3.1. об обременении объекта исключить из текста договора; 3) включить в текст договора обязательство ответчика (Продавца) передать Покупателю земельный участок по акту приема-передачи согласно Приложения N2 к договору, одновременно с подписанием настоящего договора.
Указанный протокол разногласий остался без ответа.
В связи с недостижением сторонами согласия при заключении договора купли-продажи земельного участка истец обратился в Арбитражный суд Приморского края с настоящим иском.
Согласно пункту 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В соответствии со статьей 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Давая оценку предложенным сторонами редакциям пункта 2.1 спорного договора и положениям приложения N 3 к договору в части установления цены выкупа земельного участка, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса, осуществляется без проведения торгов.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 39.4 ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
По правилу, установленному статьей 39.17 ЗК РФ, применяется тридцатидневный срок для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка в собственность и подготовке проекта договора купли-продажи.
Таким образом, с даты обращения общества с заявлением о выкупе земельного участка у ответчика возникла обязанность по рассмотрению данного заявления.
Согласно абзацу третьему статьи 24.20. Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" по общему правилу сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки.
Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым - шестым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности.
В той части, в какой эти нормативно-правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ).
Заявление о выкупе земельного участка является основанием для начала процедуры оформления его купли-продажи. Обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка, содержащего все существенные условия, возникает у уполномоченного органа с момента подачи лицом в этот орган заявления о приобретении прав на землю, соответствующего требованиям закона, ограничена сроками для принятия решения соответствующим органом, и не связана с моментом заключения договора купли-продажи, в связи с чем суд первой инстанции при вынесении обжалуемого решения верно исходил из того, что выкупную цену земельного участка следует определять по состоянию на дату подачи такого заявления.
Аналогичный подход изложен в пункте 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017), в силу которого цена находящегося в государственной собственности земельного участка, выкупаемого собственником расположенных на нем строений, определяется исходя из кадастровой стоимости этого участка на момент обращения с заявлением о выкупе в уполномоченный орган.
Учитывая, что на момент обращения истца с заявлением от 29.05.2019 исх.N 15/19 (вход. N 01-7870) о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:020011:908 в собственность, кадастровая стоимость указанного земельного участка составляла 18 242 801, 36 рублей, следует признать, что выкупная стоимость земельного участка верно определена судом в указанном размере.
Отмеченное апеллянтом обращение истца за изменением вида разрешенного использования земельного участка до по дачи заявления на выкуп и указание в заявлении на выкуп нового вида разрешенного участка - деловое управление о неправомерности выводов суда первой инстанции не свидетельствует.
На основании изложенного судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы, поскольку они сводятся к немотивированному несогласию с позицией суда первой инстанции и не опровергают выводов суда, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 АПК РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.01.2020 по делу N А51-18683/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Н. Шалаганова |
Судьи |
Д.А. Глебов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-18683/2019
Истец: ООО "ТАРТЕСС-ДВ"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2229/20
23.03.2020 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1055/20
27.01.2020 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-18683/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Приморского края N А51-18683/19