город Омск |
|
23 марта 2020 г. |
Дело N А46-19990/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1239/2020) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания На Нахимова" на решение Арбитражного суда Омской области от 20.01.2020 по делу N А46-19990/2019 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания На Нахимова" к Государственной жилищной инспекции Омской области о признании незаконным и отмене постановления от 09.10.2019 N 1-976/Ф по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания На Нахимова" - Кирина Елена Валерьевна (по доверенности от 16.10.2019 сроком действия по 16.10.2021);
от Государственной жилищной инспекции Омской области - Филоненко Виктория Павловна (по доверенности N 804ю от 30.10.2019 сроком действия до 31.12.2020).
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания На Нахимова" (далее также - ООО "УК На Нахимова", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее также - Госжилинспекция Омской области, заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 1-976/Ф по делу об административном правонарушении от 09.10.2019 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Омской области от 20.01.2020 по делу N А46-19990/2019 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "УК На Нахимова" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, требования Общества удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что почтовые ящики не входят в состав общего имущества; судом первой инстанции не принято во внимание, что согласно определению Центрального районного суда г. Омска от 25.11.2019 собственниками многоквартирного дома (далее - МКД) N 15 по ул. 22 Партсъезда с Администрацией города Омска заключено мировое соглашение по исполнению решения Центрального районного суда г. Омска от 09.12.2011 по делу N 2-5634/2011, по условиям которого Администрация обязана до 31.12.2021 произвести капитальный ремонт фасада, козырьков, цоколя, отмостки, входных дверей подъездов МКД N 15 по ул. 22 Партсъезда. ООО "УК На Нахимова" ссылается на то, что работы по капитальному ремонту не предусмотрены установленным тарифов.
От Госжилинспекции Омской области поступил отзыв на жалобу.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ООО "УК НН" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Госжилинспекции Омской области поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "УК На Нахимова" является управляющей организацией спорного МКД на основании договора управления многоквартирным домом б/н от 28.04.2015 (том 1, л. д. 22-26).
Госжилинспекцией Омской области на основании коллективного обращения собственников помещений в МКД N 15 по ул. 22-го Партсъезда в г. Омске (далее - спорный МКД) распоряжением N 000002649 от 22.08.2019 назначена проверка соблюдения ООО "УК На Нахимова", управляющего МКД (договор управления многоквартирным домом от 28.04.2015, лицензия N 055 000330 от 19.11.2018), лицензионных требований.
В результате проверки административный орган пришел к выводу о нарушении Обществом пунктов 3.2.8, 3.3.5, 4.2.1.1, 4.2.1.5, 4.2.3.1, 4.2.3.3, 4.4.1, 4.4.8, 4.5.5, 4.6.1.1, 4.6.1.13, 4.6.1.26, 4.7.1, 4.8.1, 4.8.4, 4.8.5, 4.8.6, 4.8.7, 5.2.21, 5.2.22, 5.6.1, 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170, Правила технической эксплуатации), подпунктов "б", "г" пункта 10 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пункта 3.15 Приказа Минрегиона РФ от 01.06.2007 N 45 "Об утверждении Положения о разработке, передаче, пользовании и хранении Инструкции по эксплуатации многоквартирного дома" (далее - Приказ N 45).
Событие административного правонарушения выразилось в следующем:
- окна в местах общего пользования подъездов N 1,2,3,4 находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, отсутствуют рамы, частично отсутствует или повреждено оконное светопрозрачное заполнение;
- штукатурно-отделочный слой стен и потолков мест общего пользования подъездов N 1,3,4 указанного многоквартирного дома имеет локальные повреждения;
- выявлены повреждение плитки пола лестничных клеток подъездов N 1,2,3,4 указанного многоквартирного дома, а также повреждения деревянных полов в тамбурах подъездов N 1,3 и отсутствует их окраска;
- допущено разрушение, неисправное состояние лестниц, перил, поручней в подъездах N 1,2,3,4 указанного МКД (трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания);
- не обеспечено исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли, а именно на момент проверки шиферной кровли в шиферных листах имеются отверстия повреждения, сколы, пробоины, конек отсутствует;
- не обеспечено исправное техническое состояние организованного водостока (неисправно сопряжение водосточного желоба и водоприемной воронки в районе подъезда N 3, отсутствуют части организованного водостока) указанного многоквартирного дома;
- не устранены повреждения стен фасада, выкрашивание раствора из швов кирпичной кладки разрушение парапетов, не обеспечены теплозащита, влагозащита наружных стен. Допущено ослабление креплений выступающей детали стен фасада, а именно карниза в районе кровли;
- осветительные приборы в местах общего пользования подъездов N 1,2,3,4 указанного многоквартирного дома не имеют плафоны;
- в местах общего пользования подъездов N 1,3,4 указанного многоквартирного дома электрическая проводка на скрутках, частично не имеет изоляции;
- отсутствует запирающее устройство на выходе в чердачное помещение через подъезды N 2,3,4 (заблокированы) указанного многоквартирного дома;
- тепловая изоляция трубопроводов систем отопления, находящихся в тамбурах подъездов указанного многоквартирного дома, не исправна, частично отсутствует;
- отопительные приборы между 2 и 3 этажами подъезда N 1 и на 1 этаже подъезда N 3 не закреплены должным образом;
- абонентские почтовые ящики находятся в неисправном состоянии.
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 11.09.2019 N 03-03-14/257 (том 1, л. д. 18-19), в отношении ООО "УК На Нахимова" составлен протокол об административном правонарушении от 11.09.2019 N 54 (том 1, л. д. 20-21), действия Общества квалифицированы административным органом по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Постановлением от 09.10.2019 N М-976/Ф Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 250 000 руб. (том 1, л. д. 14-17).
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
20.01.2020 Арбитражный суд Омской области принял решение, которое обжаловано ООО "УК НН" в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона данного правоотношения заключается в нарушении лицензионных требований организациями, осуществляющими управление МКД.
В силу частей 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 данной статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ); б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в 3 многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу пункта 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ определено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу норм части 11 статьи 161 ЖК РФ, содержание общего имущества многоквартирного дома должно обеспечивать, в том числе доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170, Правила технической эксплуатации).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей (абзац 2 пункта 4.7.1 Правил N 170).
В нарушение указанной нормы административным органом установлено, что окна в местах общего пользования подъездов N 1,2,3,4 находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, отсутствуют рамы, частично отсутствует или повреждено оконное светопрозрачное заполнение.
Пунктом 4.2.1.1 Правил технической эксплуатации установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность), устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
Между тем административным органом установлено, что штукатурно-отделочный слой стен и потолков мест общего пользования подъездов N 1,3,4 указанного многоквартирного дома имеет локальные повреждения.
Пунктом 4.1.1 Правил технической эксплуатации установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития, проводить периодическую проверку технического состояния полов в эксплуатируемых помещениях.
Разрушение окрасочного слоя деревянных полов, отсутствие и засорение вентиляционных решеток или щелей за плинтусами, подвижность и выпадение отдельных клепок должны устраняться по мере выявления (пункт 4.4.2 Правил технической эксплуатации).
В ходе проверки установлено повреждение плитки пола лестничных клеток подъездов N 1,2,3,4 указанного многоквартирного дома, а также повреждения деревянных полов в тамбурах подъездов N 1,3 и отсутствует их окраски, что является нарушением Правил технической эксплуатации.
В соответствии с пунктом 4.8.1 Правил технической эксплуатации неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения.
Заделку трещин, углублений, выбоин и околов в конструкциях лестниц следует производить по мере появления дефектов с применением материалов, аналогичных материалу конструкций. Потерявшие прочность лестничные ступени в разборных маршах должны быть заменены новыми (пункт 4.8.4).
Пришедшие в ветхое состояние тетивы, покрытия лестничных площадок, ступени и поврежденные части ограждений необходимо заменять, а расшатавшиеся ограждения укреплять (пункт 4.8.7).
В нарушение указанных норм Обществом допущено разрушение, неисправное состояние лестниц, перил, поручней в подъездах N 1,2,3,4 указанного МКД (трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания).
Согласно пункту 4.6.1.1 Правил технической эксплуатации организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода.
Следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя) (пункт 4.6.1.2).
В нарушение указанных норм Обществом не обеспечено исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли, а именно на момент проверки шиферной кровли в шиферных листах имеются отверстия повреждения, сколы, пробоины, конек отсутствует.
Пунктом 4.6.1.13 Правил N 170 предусмотрено, что кровельные покрытия в сопряжениях со стенами, вентиляционными блоками и другими выступающими над крышами устройствами следует заводить в штрабы и защищать фартуком из оцинкованной стали (при этом фартук должен быть выше кровли на 15 см, а в штрабе герметизирован), а в сопряжении с радиотрансляционными стойками и телеантеннами - устанавливать дополнительную стальную гильзу с фланцем.
При обслуживании крыш следует обеспечить исправность системы водостока, исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояков (пункт 4.6.1.26).
Обществом не обеспечено исправное техническое состояние организованного водостока (неисправно сопряжение водосточного желоба и водоприемной воронки в районе подъезда N 3, отсутствуют части организованного водостока) указанного многоквартирного дома.
В силу пункта 4.2.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
Не допускается ослабление креплений выступающих деталей стен: карнизов, балконов, поясков, кронштейнов, розеток, тяги и др., разрушение и повреждение отделочного слоя, в том числе облицовочных плиток (пункт 4.2.1.5).
Местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития (пункт 4.2.3.1).
Пунктом 4.2.3.3 Правил N 170 предусмотрено, что поверхности неоштукатуренных стен с выветрившейся кладкой, как правило, следует облицовывать плитками или оштукатуривать цементным или сложным раствором после предварительной расчистки поверхности от потерявшего прочность материала.
В нарушение вышеизложенных норм, Обществом не устранены повреждения стен фасада, выкрашивание раствора из швов кирпичной кладки разрушение парапетов, не обеспечены теплозащита, влагозащита наружных стен. Допущено ослабление креплений выступающей детали стен фасада, а именно карниза в районе кровли.
В соответствии с пунктом 5.6.2 Правил организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда.
Однако, в ходе проверки установлено, что осветительные приборы в местах общего пользования подъездов N 1,2,3,4 указанного многоквартирного дома не имеют плафоны.
В нарушение правил эксплуатации электрооборудования в местах общего пользования подъездов N 1,3,4 указанного многоквартирного дома электрическая проводка на скрутках, частично не имеет изоляции, что является нарушением пунктов 5.6.1, 5.6.2 Правил N 170.
В силу пункта 3.3.5 Правил N 170 входные двери или люки (для чердачных помещений с запасными, напорными и расширительными баками) выхода на кровлю должны быть утеплены, оборудованы уплотняющими прокладками, всегда закрыты на замок (один комплект ключей от которого необходимо хранить у дежурного диспетчера ОДС или в комнате техника-мастера организации по обслуживанию жилищного фонда, а второй - в одной из ближайших квартир верхнего этажа), о чем делается соответствующая надпись на люке.
Вход в чердачное помещение и на крышу следует разрешать только работникам организаций по обслуживанию жилищного фонда, непосредственно занятым техническим надзором и выполняющим ремонтные работы, а также работникам эксплуатационных организаций, оборудование которых расположено на крыше и в чердачном помещении.
В нарушение указанных норм административным органом установление отсутствие запирающего устройства на выходе в чердачное помещение через подъезды N 2,3,4 (заблокированы) указанного многоквартирного дома.
Пунктом 5.2.22 Правил N 170 предусмотрено, что трубопроводы и арматура систем отопления, находящиеся в неотапливаемых помещениях, должны иметь тепловую изоляцию, исправность которой необходимо проверять не реже двух раз в год.
Госжилинспекция Омской области в ходе проверки установила, что тепловая изоляция трубопроводов систем отопления, находящихся в тамбурах подъездов указанного многоквартирного дома, не исправна, частично отсутствует.
Пунктом 5.2.21 Правил N 170 предусмотрено, что трубопроводы и отопительные приборы должны быть закреплены, а их уклоны установлены по уровню.
Однако, проверкой установлено, что отопительные приборы между 2 и 3 этажами подъезда N 1 и на 1 этаже подъезда N 3 не закреплены должным образом.
В отношении вышеуказанных 12 нарушений ООО "УК НН" доводов в апелляционной жалобе не заявлено.
Суд апелляционной инстанции полагает, что описанные нарушения подтверждаются материалами проверки и не оспариваются Обществом по существу.
Таким образом, действия Общества правомерно квалифицированы административным органом по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
В ходе проверки Госжилинспекция Омской области также установила, что абонентские почтовые ящики находятся в неисправном состоянии.
В апелляционной жалобе ООО "УК На Нахимова" ссылается на то, что почтовые ящики не входят в состав общего имущества.
Судебная коллегия признает довод Общества ошибочным, исходя из следующего.
Как было выше сказано, частью 3 статьи 39 ЖК РФ установлено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании указанной правовой нормы приняты Правила N 491, регулирующие отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в пункте 10 которых также закреплены обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в надлежащем состоянии, аналогичные положениям пункта 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта "а" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование). Указанный в нормативном акте состав общего имущества не носит исчерпывающего характера.
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдения характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Во исполнение пункта 3 упомянутых Правил в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания и пользования общим имуществом многоквартирного дома, а также обеспечения контроля за состоянием указанного имущества, приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 01.06.2007 N 45 утверждено Положение о разработке, передаче, пользовании и хранении Инструкции по эксплуатации многоквартирного дома (далее также - Положение).
Подраздел 3.15 "Рекомендации по содержанию и ремонту иных объектов общего имущества в многоквартирном доме", являющийся приложением к указанному Положению, содержит рекомендации по содержанию и ремонту абонентских почтовых шкафов.
Согласно статье 2 Закона N 176-ФЗ под абонентским почтовым шкафом понимается специальный шкаф с запирающимися ячейками, устанавливаемый в жилых домах, а также на доставочных участках, предназначенный для получения адресатами почтовых отправлений.
Абонентские почтовые шкафы устанавливаются строительными организациями на первых этажах многоэтажных жилых домов. Расходы на приобретение и установку абонентских почтовых шкафов включаются в смету строительства этих домов. Обслуживание, ремонт и замена абонентских почтовых шкафов возлагаются на собственников жилых домов или жилищно-эксплуатационные организации, которые обеспечивают сохранность жилых домов и надлежащее их использование, и осуществляются за счет собственников жилых домов (статья 31 Закона N 176-ФЗ).
Из совокупного анализа приведенных норм права, по верному заключению суда первой инстанции, следует, что в целях обеспечения собственникам жилых помещений возможности получать почтовые отправления в МКД должны быть установлены абонентские почтовые шкафы (ящики), которые являются общим имуществом многоквартирного дома, в связи с чем такое имущество подлежит содержанию управляющей организацией в надлежащем техническом состоянии, обеспечивающем выполнение им основного назначения. В отсутствие в многоквартирном доме абонентского почтового шкафа, он подлежит восстановлению управляющей организацией за счет собственников жилых домов.
В силу вышеизложенных норм абонентские почтовые шкафы, которые устанавливаются в МКД и предназначены для получения адресатами почтовых отправлений, относятся к общему имуществу МКД как иное оборудование, находящееся в МКД за пределами помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Утверждения Общества о том, что в договоре управления такая обязанность заявителя отсутствует, также не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, поскольку согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
По аналогичным мотивам отклоняется ссылка заявителя на заключенное собственниками спорного МКД в рамках дела N 2-5634/2011 мировое соглашение по исполнению решения Центрального районного суда г. Омска от 09.12.2011, поскольку запланированное проведение капитального ремонта не устраняет обязанности управляющей организации по устранению нарушений по мере их выявления, в целях недопущения их дальнейшего развития, что прямо предусмотрено положениями Правил N 170.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Каких-либо объективно непреодолимых, либо непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля Общества, исключающих возможность соблюдения требований действующего законодательства, суд по материалам дела не усматривает.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что Обществом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, за нарушение которых частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Таким образом, материалами дела доказано наличие оснований для привлечения заявителя к административной ответственности (установлен состав вменяемых правонарушений).
Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, судом не установлено.
Размер административного штрафа назначен Госжилинспекцией Омской области в минимальном размере, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Таким образом, оставив заявление ООО "УК На Нахимова" без удовлетворения, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, поэтому судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не распределяются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания На Нахимова" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 20.01.2020 по делу N А46-19990/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-19990/2019
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ НА НАХИМОВА"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Омсой области