г. Санкт-Петербург |
|
23 марта 2020 г. |
Дело N А21-2980-2/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Григорьевым Н.А.,
при участии:
лица, участвующие в деле: извещены, не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-38883/2019) конкурсного управляющего ООО "Литикса" Иванова Геннадия Петровича на определение Арбитражного суда Калининградской области от 06.12.2019 по делу N А21-2980-2/2019, принятое
по требованию ФНС России
о включении в реестр требований кредиторов должника
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ООО "Литикса",
третье лицо: Калининградская областная таможня,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Энтерпрайз" (ИНН 3906988554, ОГРН 1163926065533; далее - ООО "Энтерпрайз") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью "Литикса" (ИНН 3906235247, ОГРН 1113926014113; далее - ООО "Литикса") несостоятельным (банкротом).
Решением суда от 14.05.2019 ликвидируемый должник ООО "Литикса" признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Иванов Геннадий Петрович. Указанные сведения опубликованы в газете "Коммерсантъ" N 89 от 25.05.2019.
Федеральная налоговая служба (далее - уполномоченный орган) обратилась в суд с заявлением о включении требования в реестр требований кредиторов.
Определением суда от 08.10.2019 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Калининградская областная таможня (далее - Таможня).
Определением суда от 06.12.2019 требования уполномоченного органа в размере 45 706 798 руб. 83 коп, из которых 43 689 600 руб. основной долг, 2 017 198 руб. 83 коп. пени, включены в третью очередь реестра требований кредиторов должника, меры ответственности учитываются в реестре требований кредиторов отдельно и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Не согласившись с определением суда от 06.12.2019, конкурсный управляющий ООО "Литикса" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое определение.
В жалобе конкурсный управляющий ссылается на то, что ООО "Литикса" транспортные средства переданы новому владельцу без уплаты утилизационного сбора. Должник никогда не был собственником спорных транспортных средств, действовал как агент в интересах третьих лиц, когда ввозил транспортные средства на территорию Калининградской области. Как указывает податель жалобы, должник заключал агентские договоры с третьими лицами на поиск, покупку и доставку для них транспортных средств и получал за это вознаграждение, а в результате недобросовестных действий указанных лиц, которые не осуществили регистрацию транспортных средств, ООО "Литикса" понесло убытки.
В отзывах уполномоченный орган и Калининградская областная таможня просят оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Лица, участвующие в обособленном споре, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Литикса" ввезены на территорию Калининградской области и на Калининградском акцизном таможенном посту Калининградской областной таможни в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления (ИМ 40) и свободной таможенной зоны (ИМ 78) задекларированы транспортные средства: по ДТ N 10012210/151018/0003946, N 10012210/171018/0003980, N 10012210/091118/0004145, N 10012210/141118/ 0004171 в рамках контракта от 05.09.2018 N 0003/2018, заключенного с ZAGOV TRADE S.R.O. (Чехия, Prague Na Maninach 796/9); по ДТ N10012210/091018/0003888 в рамках контракта от 17.09.2018 N 0004/2018, заключенного с Tranzit Service OU (Эстония, Tartu, Aardla 144-49); по ДТ N10012210/011018/0003837, N10012210/021018/0003838, N 10012210/151018/0003950 в рамках контракта от 21.09.2018 N 0005/2018, заключенного с АК AS Aktsiaselts Baltem Rigas filiale (Латвия, LV-2137, Ropazu Nov. Mucenieki "Viesuli"); ДТ N 10012210/201118/0004225 в рамках контракта от 16.11.2018 N 0008/2018, заключенного с Bepos GMBH (Германия, 27336, Rethem/Aller, Zeigeleiweg, 1); по ДТ N 10012210/271118/0004303 в рамках контракта от 20.11.2018 N 0009/2018, заключенного с Avalon Global SP. ZOO (Польша, 00-682, Warszawa, ul, Hoza, 86/210),
Транспортные средства выпущены без уплаты утилизационного сбора. Паспорта транспортных средств таможенным органом не выдавались.
По информации ООО "Литикса" рассматриваемые транспортные средства приобретались с целью их дальнейшей разборки на узлы, детали, агрегаты, а также для проведения ремонта ранее ввезенной в Калининградскую область техники. В связи с чем ООО "Литикса" на данные транспортные средства паспорта транспортных средств не получало, регистрационные действия в отношении данных транспортных средств не осуществляло.
По информации Службы гостехнадзора Калининградской области в отношении самоходных транспортных средств, задекларированных по ДТ N 10012210/011018/0003837,N 10012210/021018/0003838,N 10012210/091018/ 0003888, N10012210/151018/0003946, N10012210/151018/0003950, N10012210/201118/0004225, N10012210/271118/0004303 регистрационные действия не осуществлялись.
По результатам проверки документов и сведений, представленных при таможенном декларировании товара, Таможней выявлен факт неуплаты утилизационного сбора в отношении ввезенного товара, определен размер подлежащего уплате утилизационного сбора - в сумме 45 706 798,83 руб.
В связи с этим в адрес ООО "Литикса" направлено уведомление о необходимости уплаты утилизационного сбора от 13.05.2019 N 22-29/09698, которое возвращено обратно отправителю органом почтовой связи. Неисполнение обязательств по оплате утилизационного сбора послужило основанием для обращения уполномоченного органа с заявлением о включении требования в реестр.
В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ, статьей 32 федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии с пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве в ходе конкурсного производства установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 названного Закона.
Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ").
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 указанного Закона за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в п. 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Таким образом, в целях обеспечения экологической безопасности утилизационный сбор подлежит уплате за каждое транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию, кроме транспортных средств, указанных в п. 6 названной выше статьи.
При этом из содержания пункта 1 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ следует, что уплата утилизационного сбора в целях защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств не исключает уплату утилизационного сбора в целях обеспечения экологической безопасности в случае, если ввезенное в Российскую Федерации транспортное средство не эксплуатировалось.
Ввезенные должником транспортные средства не подпадают под исключения, перечисленные в пункте 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые: осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами 2 и 3 пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
Следовательно, в силу прямого указания абзаца 2 пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ лица, осуществляющие ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию, являются плательщиками утилизационного сбора.
Таким лицом в рассматриваемом случае является ООО "Литикса".
В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ отдельной категорией плательщиков утилизационного сбора являются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерации.
Таким образом, в случае ввоза транспортных средств на территорию Российской Федерации субъектом, обязанным к уплате утилизационного сбора, выступает именно лицо, осуществившее ввоз соответствующих товаров. Последующее отчуждение ввезенных транспортных средств не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения неисполненной обязанности по уплате утилизационного сбора для лица, осуществившего ввоз.
Доводы конкурсного управляющего о прекращении у должника как лица, осуществившего ввоз товара в Российскую Федерацию, обязанности по уплате утилизационного сбора в отношении спорных транспортных средств в связи с их отчуждением третьим лицам ко дню рассмотрения спора, не могут быть признаны правомерными.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.1 Закона N 89 виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 утвержден Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
Указанным перечнем определено, что размер утилизационного сбора равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
Следовательно, размер утилизационного сбора правильно определен заявителем в 43 689 600 руб. Контррасчет задолженности должником не представлен.
Постановлением Правительства РФ N 81 утверждены также Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, согласно пункту 3 которых взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце 2 пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.
В отношении ввезенных должником в Российскую Федерацию транспортных средств взимание утилизационного сбора осуществляет Калининградская областная таможня.
Пунктом 11(2) Правил установлена обязанность плательщика по предоставлению в таможенный орган в течение 15 дней с момента выпуска колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования), документов, подтверждающих правильность исчисления суммы утилизационного сбора, предусмотренных пунктами 11 и 14 Правил.
Пунктом 11 Правил к таким документам отнесены: расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, приведенный в приложении N1 к Правилам; копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, копии свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений технических экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии); копии платежных документов об уплате утилизационного сбора; решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, приведенное в приложении N2 к Правилам, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора, и его копия; копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
Согласно пункту 17 Правил, в случае если в течение 3 лет с даты ввоза самоходных машин и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
ООО "Литикса" уведомлено о доначислении и необходимости уплаты утилизационного сбора.
Поскольку должник в добровольном порядке не уплатил утилизационный сбор, у Таможни имеются законные основания для обращения в суд с заявлением об их взыскании. Доказательства уплаты утилизационного сбора в материалы дела не представлены.
Не предоставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктом 11 и 14 Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктом 11 и 14 Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Статьей 5 Закона о банкротстве предусмотрено, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими (пункт 1).
Так, в соответствии с пунктом 11(1) Постановления Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" документы, предусмотренные пунктами 11 и 15 настоящих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня: выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования); фактического пересечения самоходными машинами и (или) прицепами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае если декларирование самоходных машин и (или) прицепов при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).
Из материалов настоящего дела усматривается, что техника ввезена ООО "Литикса" на территорию РФ в 2018 году. Таким образом, обязанность по уплате сбора возникла у должника в 2018 году до возбуждения дела о банкротстве, в связи с чем указанные платежи не являются текущими.
Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются по правилам, установленным для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора. Расчет пеней проверен судом, не опровергнут должником.
Требование уполномоченного органа об уплате 2 017 198,83 руб. пени также является обоснованным.
В соответствии с требованиями установленными частью 2 статьи 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При указанных обстоятельствах, суд пришел к выводу, что заявленные требования в размере 45 706 798,83 руб., из которых 43 689 600 руб. основного долга, 2 017 198,83 руб. пени, подлежат включению в реестр требований кредиторов должника с очередностью удовлетворения в третью очередь.
Меры ответственности учитываются в реестре требований кредиторов отдельно и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов, согласно абзацу второму пункта 3 статьи 142 Закона о банкротстве не учитываются для целей определения числа голосов на собрании кредиторов.
Обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным. Правовые основания для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Калининградской области от 06.12.2019 по делу А21-2980-2/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2980/2019
Должник: ООО "ЛИТИКСА", ООО "ЛИТИКСА" к/у Иванов Г.П.
Кредитор: ООО "Энтерпрайз"
Третье лицо: Дергунов Владимир Владимирович, Иванов Геннадий Петрович, КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ, УФНС России по Калиниградской области, УФНС РФ по КО, ФНС РФ
Хронология рассмотрения дела:
03.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-23301/2022
22.11.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-30485/2022
27.04.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-36410/2021
14.08.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18481/2021
23.03.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-38883/19
14.05.2019 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-2980/19