г. Москва |
|
23 марта 2020 г. |
Дело N А41-73560/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гаджиевым М.М.,
при участии в заседании:
от АО "Раменский приборостроительный завод": представитель не явился, извещено;
от ГУ - Управления ПФ РФ N 15 по г. Москве и Московской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 15 по г. Москве и Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 29 ноября 2019 года по делу N А41-73560/19
по заявлению акционерного общества "Раменский приборостроительный завод"
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 15 по г. Москве и Московской области
об оспаривании решения и требования,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Раменский приборостроительный завод" (далее - общество, АО"РПЗ", работодатель, страхователь, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 15 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ - УПФ РФ N 15 по г. Москве и Московской области, пенсионный фонд, страховщик, заинтересованное лицо), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать недействительным решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 13.05.2019 N 4;
- признать недействительным требование фонда об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 03.06.2019 N 4.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 ноября 2019 года по делу N А41-73560/19 заявление удовлетворено (т. 2 л. д. 45-49).
Не согласившись с данным судебным актом, ГУ - УПФ РФ N 15 по г. Москве и Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, АО "РПЗ" имеет самостоятельное структурное подразделение - цех N 13, которое занимается сборкой, монтажом, регулировкой, пропиткой с нанесением лакокрасочных покрытий, испытаниями и ремонтом электронных, электромеханических, электротехнических узлов и блоков авиационной, оборонной, космической техники, техники народно-хозяйственного назначения; цех имеет в своем составе структурные подразделения в соответствии с приложениями N 1, в том числе, участок пропитки; характер и условия работы работников "РПЗ", занятых на участке пропитки цеха N 13, а именно, пропитчиков электротехнических изделий, дают право работникам на льготное пенсионное обеспечение.
Пенсионным фондом проведена документальная проверка факта работы застрахованного лица в качестве пропитчика электротехнических изделий, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по разделу XV "Электротехническое производство и ремонт электротехнического оборудования", шифр профессии 2160000а-17444 "Рабочие, пропитчики электротехнических изделий, занятые на пропитке составами, содержащими вредные вещества не ниже 3 класса опасности" списка N 2.
Для проведения проверки управлением затребованы следующие документы:
- устав общества "РПЗ";
- положение о цехе N 13;
- структурная схема цеха N 13;
- личная карточка формы Т-2 застрахованного лица;
- приказы на застрахованное лицо;
- лицевые счета застрахованного лица за проверяемый период;
- табели учета рабочего времени;- штатные расписания;
- сменно-суточные задания;
- приказы, распоряжения о закреплении пропитчиков за определенными операциями по пропитке изделий;
- журнал по технике безопасности;
- инструкции по технике безопасности;
- карта аттестации рабочего места;
- ЕТКС N 19;
- технологические процессы пропитки изделий;
- другие документы, подтверждающие занятость застрахованного лица в качестве пропитчика электротехнических изделий полный рабочий день, которые общество "РПЗ" были представлены фондом к проверке, за исключением приказов, распоряжений о закреплении пропитчиков за определенными операциями по пропитке изделий.
По результатам проверки составлен акт от 04.04.2019, из которого следует, что работодателем не представлены документы, подтверждающие постоянную занятость застрахованного лица выполнением работ, предусмотренных списком N 2, в течение полного рабочего времени, в связи с чем фонд отказал застрахованному лицу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, работодателю предложено в срок до 11.04.2019 привести в соответствие с представленными в фонд документами индивидуальные сведения в отношении застрахованного лица в части общего стажа застрахованного лица и специального стажа застрахованного лица (т. 1 л. д. 57-61).
В связи с невыполнением требований пенсионного фонда по исправлению данных персонифицированного учета застрахованного лица, был составлен акт от 12.04.2019 N 4 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которым пенсионный фонд установил основания для привлечения АО "РПЗ" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), за непредставление сведений по части 2.2. статьи 11 указанного закона (т. 1, л. д. 100 - 101).
На основании акта от 12.04.2019 N 4 пенсионным фондом вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 13.05.2019 N 4 (т. 1 л. д. 103-104).
Для добровольной уплаты санкции в адрес АО "РПЗ" выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 03.06.2019 N 4, в котором в качестве состава правонарушения определено "непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 N 27-ФЗ", в качестве основания для взимания санкции указано решение от 13.05.2019 N 4 (т. 1 л. д. 106 - 107).
Полагая, что решение от 13.05.2019 N 4 и требование от 03.06.2019 N 4 является незаконным и нарушают права и законные интересы АО "РПЗ" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско - правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
- страховой номер индивидуального лицевого счета;
- фамилию, имя и отчество;
- дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
- дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
- периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования;
- сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;
- другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
- суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
- периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, дополнительно к сведениям, перечисленным выше, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц, сведения представляются страхователями органам Пенсионного фонда Российской Федерации по форме СЗВ-СТАЖ.
Вышеназванные сведения страхователь представляет ежеквартально в составе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с Законом N 212-ФЗ: на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом; в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Согласно части 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица), сведения представляются страхователями органам Пенсионного фонда Российской Федерации по форме СЗВ-М.
Согласно абзацу 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных частями 2, 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В силу части 2 статьи 13 Закона N 173-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10, 11 указанного закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом N 27-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, применяются, среди прочего в следующем порядке - при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.
Согласно пункту 5 постановления Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня, при этом под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени, в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ в технической эксплуатации оборудования.
В соответствии со строкой 2160000а-17444 "Рабочие, пропитчики электротехнических изделий, занятые на пропитке составами, содержащими вредные вещества не ниже 3 класса опасности" раздела XV "Электротехническое производство и ремонт электротехнического оборудования" списка N 2, правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются пропитчики электротехнических изделий.
Таким образом, застрахованные лица, являющиеся работниками АО "РПЗ" и выполняющие работы в должности пропитчика электротехнических изделий, имеют право на льготное пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда.
В данном случае на работодателе, в силу требований Закона N 27-ФЗ лежит обязанность надлежащим образом подтвердить сведения, предоставленные органам Пенсионного фонда Российской Федерации о специальном стаже каждого застрахованного лица, в том числе, предоставить документы, должным образом подтверждающие полную занятость застрахованного лица на определенных видах работ.
Исходя из изложенного, требование пенсионного фонда к работодателю о предоставлении приказа, распоряжения о закреплении пропитчиков за определенными операциями по пропитке изделий при проведении документальной проверки факта работы застрахованного лица в качестве пропитчика электротехнических изделий, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по разделу XV "Электротехническое производство и ремонт электротехнического оборудования", шифр профессии 2160000а-17444 "Рабочие, пропитчики электротехнических изделий, занятые на пропитке составами, содержащими вредные вещества не ниже 3 класса опасности" списка N 2 являются обоснованными, поскольку из иных документов, представленных работодателем в рассматриваемом случае не представлялось возможным установить, что застрахованное лицо имело в период определения специального стажа полную занятость.
Между тем, акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 12.04.2019 N 4 констатирует непредставление АО "РПЗ" сведений о застрахованном лице за период 01.01.200229.06.2007 по форме СЗВ-КОРР, в то время как правонарушение, допущенное страхователем в данном случае, относится к представлению отчетности по форме СЗВ-СТАЖ.
Решение от 13.05.2019 N 4 вынесено в отношении иного юридического лица, не заявителя, вменяемое правонарушение, описанное в указанном решении - несвоевременное представление страхователем отчетности по застрахованным лицам по части 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, то есть по форме СЗВ-М.
В требовании от 03.06.2019 N 4 указан иной состав правонарушения, за которое страхователь привлечен к ответственности, а именно - несвоевременность представления страхователем сведений, предусмотренных частью 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Учитывая изложенное выше, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу признав недействительными решение от 13.05.2019 N 4 и требование от 03.06.2019 N 4, поскольку пенсионным фондом неверно определен состав допущенного страхователем правонарушения
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 ноября 2019 года по делу N А41-73560/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-73560/2019
Истец: АО "Раменский приборостроительный завод"
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N15 ПО Г.МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Россия, 140105, МОСКОВСКАЯ область, р-н. РАМЕНСКИЙ, г. РАМЕНСКОЕ, ул. ЧУГУНОВА, д. 2
Третье лицо: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N15 ПО Г.МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ