23 марта 2020 г. |
А11-9339/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Владимир" (ОГРН 1023301461810, ИНН 3328101380) на решение Арбитражного суда Владимирской области от 30.01.2020 по делу N А11-9339/2019,
принятое по заявлению акционерного общества "Газпром газораспределение Владимир" об отмене постановления Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области от 19.06.2019 N 163-04-02.
В судебном заседании приняли участие представители:
акционерного общества "Газпром газораспределение Владимир" - Мардер О.В. по доверенности от 25.10.2019 N 263 сроком действия до 31.12.2020, Конькова Н.А. по доверенности от 25.10.2019 N 258 сроком действия до 31.12.2020;
Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области - Дюкова Н.А. по доверенности от 22.01.2019 N 1 сроком действия 3 года.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В Государственную жилищную инспекцию администрации Владимирской области (далее - Инспекция, административный орган) в апреле 2019 года из прокуратуры города Владимира поступило обращение жительницы дома N 26 по ул. Урицкого г. Владимира и коллективное обращение жителей указанного дома (вх. от 18.04.2019 N ОГ-ГЖИ-4477, от 23.04.2019 N ОГ-ГЖИ-4477/01) о предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению с перерывами, превышающими допустимую продолжительность (отключение газа).
Должностным лицом Инспекции на основании приказа заместителя начальника Инспекции от 19.04.2019 N 995-01-02 в отношении акционерного общества "Газпром газораспределение Владимир" (далее - Общество) в период с 22.04.2019 по 08.05.2019 проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению требований жилищного законодательства, в том числе Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В ходе проверки установлено, что 10.04.2019 в 10 час. 27 мин. в аварийную службу специализированной организации Общества поступило сообщение о запахе газа в подъезде N 1 жилого дома N 26 по ул. Урицкого г. Владимира (аварийная заявка N ВЛ/ЗА-ВЛ02070).
Отключение газоснабжения указанного дома проведено 10.04.2019 в 10 час. 50 мин. на основании пункта 77 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410), и возобновлено газоснабжение лишь 16.04.2019.
Таким образом, в указанном жилом доме с 10.04.2019 по 16.04.2019 коммунальная услуга по газоснабжению не предоставлялась, что является нарушением пункта 11 Приложения N 1 Правил N 354, части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностное лицо административного органа 13.06.2019 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 393-04-02.
По результатам рассмотрения материалов административного дела Инспекцией 19.06.2019 вынесено постановление N 163-04-02 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 5000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением от 30.01.2020 Арбитражный суд Владимирской области отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель жалобы настаивает на том, что Общество не может выступать субъектом административного правонарушения, так как не является исполнителем коммунальных услуг и не имеет договорных отношений с гражданами и (или) с управляющей компанией в части предоставления коммунальных услуг.
Общество утверждает, что оно не является ресурсоснабжающей организацией - поставщиком газа (не осуществляет поставку газа (энергоресурсов) потребителям и не осуществляет расчеты за газ с потребителями), то есть лицом, обеспечивающим население коммунальными услугами.
Одновременно Общество указывает, что протокол об административном правонарушении составлен со значительным нарушением срока, при этом никакого административного расследования не проводилось, дата совершения правонарушения в протоколе об административном правонарушении указана неверная.
Общество считает, что административным органом допущены существенные нарушения требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), поскольку основанием привлечения его к административной ответственности послужил акт проверки от 08.05.2019, составленный в отношении другого юридического лица.
Заявитель апелляционной жалобы обратил внимание на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства издания Инспекцией распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки в отношении Общества.
Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Административный орган отзыв на апелляционную жалобу в суд не представил.
Представитель Инспекции в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются установленные в законном порядке нормативный уровень либо режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона правонарушения представляет собой действия (бездействие) по нарушению нормативов и режима обеспечения населения коммунальными услугами и заключается в невыполнении обязанностей, связанных с обеспечением населения коммунальными услугами соответствующего уровня и соблюдением режима их предоставления.
Субъектами такого правонарушения являются лица, на которых лежит обязанность обеспечивать населению установленный уровень потребления коммунальных услуг.
Согласно пункту 2 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" (далее - Правила N 549), поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется исходя из принципа обеспечения бесперебойности и безопасности поставки газа.
В силу пункта 22 указанных Правил поставщик газа обязан обеспечивать круглосуточную подачу абоненту газа надлежащего качества в необходимом количестве.
Пунктом 47 Правил N 549 предусмотрено, что подача газа без предварительного уведомления абонента может быть приостановлена в следующих случаях:
а) авария в газораспределительной сети;
б) авария внутридомового газового оборудования или утечка газа из внутридомового газового оборудования;
в) техническое состояние внутридомового газового оборудования по заключению специализированной организации, с которой абонент заключил договор о техническом обслуживании указанного оборудования, создает угрозу возникновения аварии.
В Правилах N 549 закреплено понятие поставщика газа, под которым понимается газоснабжающая организация, являющаяся стороной договора, на которой лежит обязанность подать абоненту газ надлежащего качества.
Названными Правилами определено, что поставка газа - это выполнение поставщиком газа обязательств, вытекающих из договора, выражающееся в совершении совокупности действий, обеспечивающих подачу природного газа по газораспределительной сети либо сжиженного углеводородного газа из резервуарной или групповой баллонной установки до границы раздела собственности на газораспределительные (присоединенные) сети, определенной в установленном порядке.
Правилами N 549 также определено, что специализированная организация - это организация, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, соответствующая требованиям, установленным Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", направившая в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) уведомление о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с пунктом 40 части 2 статьи 8 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В соответствии с пунктом 11 Приложения N 1 к Правилам N 354 определено требование к качеству коммунальных услуг по газоснабжению, в соответствии с которым должно осуществляться бесперебойное круглосуточное газоснабжение в течение года. При этом допустимая продолжительность перерыва подач газа не более 4 часов (суммарно) в течение одного месяца.
В Правилах N 354 закреплено, что исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами; ресурсоснабжающая организация - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).
Как установлено судом по материалам дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, Обществом произведено отключение газа в доме N 26 по ул. Урицкого г. Владимира 10.04.2019 и возобновлено газоснабжение лишь 16.04.2019.
Из материалов дела следует, что Общество является специализированной организаций применительно к понятию, закрепленному в Правилах N 549.
Между управляющей компанией жилого дома N 26 по ул.Урицкого - обществом с ограниченной ответственностью "Жилищник Центр" (далее - ООО "Жилищник-Центр") (заказчик) и Обществом (исполнитель) 01.01.2014 заключен договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования N 2023. В предмет указанного договора входит выполнение Обществом работ (оказание услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования, находящегося в ведении и эксплуатации заказчика. В пункте 1.3 договора от 01.01.2014 N 2023 определено, что исполнитель руководствуется нормами действующего законодательства и Правилами N 410.
При этом Инспекцией при производстве по делу об административном правонарушении не установлен факт наличия у Общества, являющегося специализированной организацией, одновременно функций газораспределительной организации, имеющей обязанность по транспортировке газа до спорного многоквартирного дома.
Данное обстоятельство не является общеизвестным фактом, не требующим доказывания. Обстоятельства взаимоотношений Общества с обществом с ограниченной ответственностью Газпром межрегионгаз Владимир" Инспекцией не устанавливались.
Из материалов дела не следует, что Общество является исполнителем коммунальных услуг, ресурсоснабжающей организацией, обязанности которых регламентированы Правилами N 354.
Правилами N 410 определен порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (далее - ВДГО, ВКГО) при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО, ВКГО.
Из материалов дела следует, что 10.04.2019 в 10 час. 27 мин. в аварийную службу специализированной организации Общества поступило сообщение о наличии запаха газа в подъезде N 1 жилого дома N 26 по ул. Урицкого г. Владимира, аварийная заявка N ВЛ/ЗА-ВЛ02070. ФИО заявителя Парамонов (без указания имени и отчества), тел. 8 905 *** ** **.
На основании пункта 77 Правил N 410 Общество 10.04.2019 в 10 час. 50 мин. осуществило отключение газоснабжения указанного дома.
Согласно пункту 79 Правил N 410 при наличии факторов, предусмотренных пунктом 77 Правил N 410, исполнитель направляет органу жилищного надзора (контроля) уведомление, которое является основанием для вынесения заказчику (управляющая организация, физическое лицо) предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков, в которые эти нарушения должны быть устранены.
До вынесения указанного предписания орган жилищного надзора (контроля) вправе провести проверку фактов, указанных исполнителем в уведомлении.
При этом, в силу пункта 82 Правил N 410 приостановление подачи газа при наличии факторов, предусмотренных пунктом 77 настоящих Правил, и в случаях, указанных в пунктах 78 и 80 настоящих Правил, осуществляется исходя из принципа минимизации ущерба физическим и юридическим лицам.
Уведомление от Общества о возникновении аварийной ситуации, утечки газа в указанном выше доме в Инспекцию не поступало, что является нарушением пункта 79 Правил N 410.
В соответствии с пунктом 83 Правил N 410 в течение одного рабочего дня со дня выполнения технологических операций по приостановлению подачи газа при наличии факторов, предусмотренных пунктом 77 настоящих Правил, и в случаях, указанных в пунктах 78 и 80 настоящих Правил, а также возобновления подачи газа после устранения причин, послуживших основанием для ее приостановления, исполнитель уведомляет в письменной форме поставщика газа о дате и причинах приостановления (возобновления) подачи газа.
В управляющую организацию ООО "Жилищник-Центр" сообщение от Общества о возникновении аварийной ситуации, утечки газа в доме также не поступало, что подтверждено письмом ООО "Жилищник-Центр" от 06.05.2019 N 432.
Кроме того, перечень выполненных работ для возобновления подачи газа потребителям указанного дома (о месте выявления не герметичности газового оборудования и проведенных работах по устранению) в акте отключение/подключение бытового газоиспользующего оборудования от 10.04.2019 N 144 отсутствует, что является нарушением пункта 87 Правил N 410.
В рассматриваемом случае Инспекцией вменяется Обществу нарушение положений Правил N 410, а именно: прекращение газоснабжения на длительный период (значительно превышающий нормативно установленный период), непринятие достаточных мер по разрешению сложившейся ситуации и восстановлению газоснабжения.
Однако, непосредственно нарушение правил обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования влечет ответственность по статье 9.23 КоАП РФ.
Поскольку в настоящем деле административным органом не представлено доказательств того, что Общество является лицом, на которое возложены обязанности по соблюдению режима обеспечения населения коммунальными услугами, вывод суда первой инстанции о том, что Общество является субъектом административного правонарушения по статье 7.23 КоАП РФ, не соответствует материалам дела.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Общество не является субъектом ответственности применительно к статье 7.23 КоАП РФ, в действиях Общества не доказан состав вменяемого административного правонарушения.
Отсутствие состава административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах у административного органа отсутствовали достаточные правовые основания для привлечения Общества к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ.
Следовательно, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 2 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался, поскольку по данной категории дел государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 30.01.2020 по делу N А11-9339/2019 отменить.
Постановление Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области от 19.06.2019 N 163-04-02 признать незаконным и отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-9339/2019
Истец: АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛАДИМИР"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
24.07.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-11783/20
23.03.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1542/20
30.01.2020 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-9339/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Владимирской области N А11-9339/19