г. Хабаровск |
|
24 марта 2020 г. |
А73-15597/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Мильчиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А.
при участии в заседании:
от товарищества собственников недвижимости "Гарант": Костерюк Д.И., представитель по доверенности от 10.07.2019 (до отложения);
от администрации города Хабаровска: Каун О.А., представитель по доверенности от 11.10.2019 N 1.1.29-253 (до отложения); Даниленко Е.С., представитель по доверенности от 14.01.2020 N 1.1.29-5;
от управления жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска: Денисюк А.А., представитель по доверенности от 10.01.2020 N 9.6-11/6;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации города Хабаровска, управления жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска
на решение от 25.12.2019
по делу N А73-15597/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению товарищества собственников недвижимости "Гарант"
к управлению жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска; администрации города Хабаровска
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников недвижимости "Гарант" (далее - заявитель, ТСЖ "Гарант", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации города Хабаровска (далее-администрация), управлению жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска (далее-управление) о признании незаконным решения конкурсной комиссии по проведению в 2019 году открытого конкурса на получение муниципальных грантов в области благоустройства дворовых территорий в части признания заявки ТСН "Гарант" (регистрационный номер 92) не прошедшей квалификационный отбор.
Решением суда от 25.12.2019 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с судебным актом, администрация обжаловала его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы ссылается на законность решения конкурсной комиссии в оспариваемой части, поскольку Постановлением Правительства РФ от 27.03.2019 N 322 не предусмотрена такая категория участников конкурса на получение грантов, как ТСН. Просит решение отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать.
Управление, так же, не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой просит судебный акт отменить, в удовлетворении требования отказать.
В судебном заседании апелляционного суда представитель администрации на доводах жалобы настаивал, просил решение отменить, жалобу удовлетворить.
Представитель ТСН "Гарант" в заседании суда, а так же в представленных возражениях на жалобу, выразил несогласие с доводами жалобы, просил оставить решение суда в силе как законное и обоснованное.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, участие в заседании апелляционного суда не принимало.
Определением суда от 19.02.2020 рассмотрение апелляционных жалоб откладывалось.
После отложения представитель администрации в заседании суда на доводах жалобы настаивал, просил решение отменить, жалобу удовлетворить.
Представитель управления настаивал на доводах (аналогичны доводам жалобы администрации) своей апелляционной жалобы, просил решение отменить, в удовлетворении требования отказать.
Товарищество участие в заседании суда не принимало.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что 04.03.2019 администраций на официальном сайте https://www.khabarovskadm.ru размещена информация о проведении открытого конкурса на предоставление муниципальных грантов в области благоустройства дворовых территорий в 2019 году.
Конкурс проводится в соответствии с постановлением администрации города Хабаровска от 13.03.2015 N 856 "О предоставлении муниципальных грантов юридическим лицам на благоустройство дворовых территорий".
На участие в открытом конкурсе ТСН "Гарант" 11.04.2019 подана заявка с приложенными документами, заявке присвоен номер 92.
Письмом от 29.05.2019 N 9.1-20/2032 управление сообщило товариществу о том, что в соответствии с протоколом от 08.05.2019 N 36 заседания конкурсной комиссии по проведению в 2019 году открытого конкурса на получение муниципальных грантов в области благоустройства дворовых территорий заявка ТСН "Гарант" признана не прошедшей квалификационный отбор на основании пункта 7 Порядка проведения открытого конкурса.
Не согласившись с решением конкурсной комиссии в части признания заявки не прошедшей квалификационный отбор, ТСН "Гарант" обратилось с заявлением в арбитражный суд, который удовлетворяя заявленное требование, правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг могут предоставляться субсидии.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым пункта 7 статьи 78 БК РФ.
В соответствии с пунктом 2 Общих требований к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок предоставления грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2019 N 322 (далее-Требования), правовые акты должны содержать, в том числе требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления грантов, которые включают в себя положение об обязательной проверке главным распорядителем бюджетных средств как получателем бюджетных средств и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и предоставления грантов получателями грантов.
В целях определения общих положений о предоставлении грантов в правовом акте указываются: а) понятия, используемые в правовом акте (при необходимости); б) цели предоставления грантов; в) наименование органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления и организации, до которых в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как до получателей бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление грантов на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период) (далее - главный распорядитель); г) категории получателей грантов и (или) критерии отбора для получателей грантов, отбираемых исходя из указанных критериев, в том числе на конкурсной основе, с указанием в правовом акте способов проведения отбора (за исключением случаев, когда категории или получатели грантов определяются законом (решением) о бюджете, решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации), а также при необходимости порядок рейтингования получателей грантов; д) иные положения (при необходимости) (пункт 3 Требований).
Постановлением администрации города Хабаровска от 13.03.2015 N 856 утверждено Положение о предоставлении муниципальных грантов юридическим лицам на благоустройство дворовых территорий (далее - Положение), а также Порядок проведения открытого конкурса на предоставление муниципального гранта юридическим лицам на благоустройство дворовых территорий (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка конкурс проводится по следующим направлениям: капитальный или текущий ремонт дворовых территорий многоквартирных домов; устройство детских площадок, спортивных и других площадок отдыха и досуга, контейнерных, хозяйственных площадок и площадок для складирования отдельных групп твердых коммунальных отходов.
Для целей применения указанного Положения муниципальный грант представляет собой средства бюджета города, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования юридическим лицам на возмещение затрат по осуществлению целевых проектов по итогам открытого конкурса.
В соответствии с пунктом 7 Порядка участвовать в Конкурсе могут: управляющие организации; товарищества собственников жилья (ТСЖ); жилищно-строительные кооперативы (ЖСК), жилищные кооперативы (ЖК).
Основания для отказа в предоставлении муниципального гранта приведены в пункте 13 Порядка, в числе которых указано на несоответствие требованию пункта 7 названного Порядка.
Как видно из материалов дела, основанием для признания заявки с номером 92 (ТСН "Гарант") не прошедшей квалификационный отбор послужили выводы конкурсной комиссии о несоответствии заявки, требованиям Постановления администрации города Хабаровска от 13.03.2015 N 856, поскольку участниками конкурса могут быть ТСЖ, ЖСК, ЖК, к которым ТСН не отнесено.
Между тем, как верно указано судом первой инстанции, конкурсной комиссией не учтено следующее.
Вопросы управления в многоквартирных домах решаются в соответствии с разделом VIII Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), согласно которому право выбора способа управления принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Федеральным законом N 99-ФЗ, вступившим в законную силу с 01.09.2014 (за исключением отдельных положений), введена новая организационно-правовая форма юридического лица - "товарищество собственников недвижимости", к которой относятся, в том числе товарищества собственников жилья.
Согласно части 1 статьи 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
При этом, определение "товарищества собственников жилья" как вида "товариществ собственников недвижимости", специальные требования к содержанию устава товарищества собственников жилья были установлены статьей 7 Федерального закона от 31.01.2016 N 7-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 7-ФЗ от 31.01.2016), т.е. после регистрации ТСН "Гарант" (11.02.2014).
Таким образом, принимая во внимание, что товарищество осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом (в управлении товарищества находится МКД, расположенный по адресу: г. Хабаровск, пер. Ленинградский, д. 9), создано в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 ЖК РФ, учитывая цель проведения конкурса по предоставлению муниципального гранта (благоустройство дворовых территорий), а так же принимая во внимание, что ТСЖ является одним из видов юридического лица в организационно-правовой форме ТСН, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое решение о признании заявки ТСН "Гарант" непрошедшей квалификационный отбор носит формальный характер и нарушает права заявителя, ограничивая его права на участие в конкурсе с целью осуществления своих обязанностей перед собственниками помещений МКД, закрепленных в статье 138 ЖК РФ, а соответственно, влечет нарушение права граждан, проживающих в МКД.
Учитывая изложенное, суд правомерно удовлетворил заявленное требование и признал решение конкурсной комиссии о признании заявки ТСН "Гарант" не прошедшей квалификационный отбор незаконным.
Меры по восстановлению нарушенного права заявителя, в настоящем случае, не подлежат применению, поскольку конкурс по предоставлению в 2019 году муниципальных грантов на благоустройство дворовых территорий проведен, с грантополучателями заключены договоры на предоставление грантов, факт перечисления денежных средств грантополучателям в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных решением Хабаровской городской Думы от 18.12.2018 N 961 о бюджете городского округа "Город Хабаровск" подтвержден платежными поручениями, представленными в материалы дела, доказательств признания недейственным конкурса и договоров не представлено, доводов об этом ни в суде первой, равно как и суде апелляционной инстанций не приведено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.12.2019 по делу N А73-15597/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15597/2019
Истец: представитель ТСН "ГАРАНТ" Костерюк Дмитрий Иванович, ТСН "Гарант"
Ответчик: Администрация города Хабаровска, УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАБАРОВСКА
Хронология рассмотрения дела:
03.11.2020 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5209/20
04.06.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1778/20
24.03.2020 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-315/20
25.12.2019 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-15597/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-15597/19