город Томск |
|
24 марта 2020 г. |
Дело N А02-1633/2019 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Бородулиной И.И.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т.А., без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай (N 07АП-1966/20(1)) на решение от 13.01.2020 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-1633/2019 (судья Кулакова Л.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эль" (650993, г. Кемерово, ул. Ноградская, стр. 5, пом.123, ОГРН 1194205010031, ИНН 4205380079) к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Алтай (649000, г. Горно-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина Г.И., д. 40, ОГРН 1040400770783, ИНН 0411119764) о признании недействительным решения о государственной регистрации ликвидации ООО "Компания НБТ" (ОГРН 1055405002480), выразившееся во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи ГРН 2190400093464 о ликвидации ООО "Компания НБТ" от 06.06.2019,
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эль" (далее - ООО "Эль", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Алтай (далее - ответчик, налоговый орган) о признании недействительным решения от 06.06.2019 о государственной регистрации ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Компания НБТ" (далее ООО "Компания НБТ"), выразившееся во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи ГРН 2190400093464 о ликвидации ООО "Компания НБТ".
Определением от 12.11.2019 Арбитражного суда Республики Алтай к участию в деле привлечен бывший ликвидатор ООО "Компания НБТ" Набатов Сергей Александрович в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением от 13.01.2020 Арбитражного суда Республики Алтай признано недействительным решение Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай (ОГРН 1040400770783, ИНН 0411119764, ул. Чорос-Гуркина Г.И., д. 40, г. Горно-Алтайск, Респ. Алтай) N 1819А от 06.06.2019 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Компания НБТ" (ОГРН 1055405004280, почтовый адрес: 649006, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, улица Комсомольская, 15/1) в связи с его ликвидацией. На Управление Федеральной налоговой службы по Республике Алтай возложена обязанность в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу, исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись ГРН 2190400093464 от 06.06.2019 о прекращении деятельности ООО "Компания НБТ" в связи с ликвидацией.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Представленные в УФНС по РА ликвидатором ООО "Компания НБТ" документы, соответствовали требованиям Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), в связи с чем, у налогового органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации ликвидации ООО "Компания НБТ".
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо поддержало доводы налогового органа, указав на отсутствие оснований для принятия обжалуемого решения. При предоставлении заявителем необходимых для государственной регистрации ликвидации юридического лица документов, пусть и при наличии содержащихся в них недостоверных сведений, у налогового органа не имелось оснований для отказа в государственной регистрации ликвидации должника.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствии.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом, что ООО "Компания НБТ" зарегистрировано в качестве юридического лица 27.01.2005.
В июле 2015 года единственным учредителем Набатовым С.А было принято решение о ликвидации ООО "Компания НБТ", обязанности ликвидатора возложены на Набатова С.А.
12.11.2015 единственный учредитель Набатов С.А. утвердил промежуточный ликвидационный баланс ООО "Компания НБТ".
16.11.2015 ликвидатор Набатов С.А. направил в налоговый орган вышеназванные документы, на основании которых МРИ ФНС N 5 принято решение N 3323А о государственной регистрации сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса. В промежуточном ликвидационном балансе Набатов С.А. указал, что ООО "Компания НБТ" не имеет кредиторской задолженности перед бюджетом и третьими лицами.
Материалами дела установлено, что решением Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-2142/2016 удовлетворены требования ООО "Компания НБТ" о взыскании с ООО "Система Чибис" 303751 руб. 43 коп. Решение вступило в законную силу, выдан исполнительный лист.
ООО "Система Чибис" в счет оплаты задолженности по решению арбитражного суда по делу N А27-2142/2016 перечислило на расчетный счет ООО "Компания НБТ" денежные средства в общей сумме 80 000 рублей по платежным поручениям N 26178 от 31.10.2016 на сумму 50 000 рублей, N 26094 от 28.10.2016 на сумму 30 000 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 21.03.2017 (резолютивная часть объявлена 14.03.2017) по делу N А27-22685-256/2016 ООО "Система Чибис" признано банкротом, открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 11.04.2018 по делу N А27-22685-256/2016 суд на основании статьи 61.3 Федерального закона N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)": признал недействительными сделки по перечислению ООО "Система Чибис" в пользу ООО "Компания НБТ" денежных средств в размере 80 000 рублей платежными поручениями N26094 от 28.10.2016, N26178 от 31.10.2016; взыскал с ООО "Компания НБТ" в пользу "Система Чибис" 80 000 рублей.
28.05.2019 единственным учредителем ООО "Компания НБТ" Набатовым С.А. принято решение об утверждении ликвидационного баланса, в котором указано на отсутствие кредиторской задолженности по состоянию на 31.12.2018, а также на дату составления ликвидационного баланса.
30.05.2019 ликвидатор Набатов С.А. обратился в налоговый орган с заявлением по форме Р16001 и представил ликвидационный баланс от 28.05.2019.
05.06.2019 в рамках дела о банкротстве ООО "Система Чибис" конкурсный управляющий заключил с ООО "Эль" договор уступки права требования задолженности ООО "Компания НБТ" перед ООО "Система Чибис" в сумме 80000 руб., взысканной определением Арбитражного суда Кемеровской области от 04.04.2018 по делу N А27-22685-256/2016.
06.06.2019 УФНС по РА приняло решение N 1819А о государственной регистрации ликвидации ООО "Компания НБТ". На основании данного решения в ЕГРЮЛ 06.06.2019 внесена запись ГРН 2190400093464 о ликвидации ООО "Компания НБТ".
Считая несоответствующим Закону N 129-ФЗ решение УФНС по РА от 06.06.2019 о внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности ООО "Компания НБТ" в связи с его ликвидацией, ООО "Эль" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку представленные ликвидатором ООО "Компания НБТ" в регистрирующий орган документы не содержали достоверной информации, у УФНС по РА 06.06.2019 отсутствовали законные основания для принятия решения N 1819А о государственной регистрации ликвидации общества и внесения в ЕГРЮЛ записи 2190400093464 о прекращении деятельности ООО "Компания НБТ" в связи с ликвидацией.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Порядок ликвидации юридических лиц установлен статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Пунктом 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 9 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы и при ведении единого государственного реестра регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В соответствии со статьей 20 Закона N 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
В пункте 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ перечислены документы, представляемые для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Так, согласно пункту "а" части 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией допускается в случае непредставления определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов, к числу которых согласно пункту "б" части 1 статьи 21 названного Закона относится ликвидационный баланс.
В соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Исходя из положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона N 129-ФЗ, достоверность сведений при внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц является требованием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом) - пункт 4 статьи 61, статья 65 Гражданского кодекса).
При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2013 N 11925/12).
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что в период ликвидации ООО "Компания НБТ", которая осуществлялась с июля 2015 года по июнь 2019 года, ликвидатором являлся единственный учредитель Набатов С.А.
В период процедуры ликвидации ООО "Компания НБТ" данному лицу достоверно было известно о взыскании с общества в пользу ООО "Система Чибис" 80000 руб. определением Арбитражного суда Кемеровской области от 11.04.2018 по делу N А27-22685-256/2016 (ООО "Компания НБТ" являлось участником обособленного спора по оспариванию сделок в рамках дела о банкротстве ООО "Система Чибис").
Определение вступило в законную силу, 24.08.2018 судом был выдан исполнительный лист ФС N 026890003 на принудительное взыскание присужденной суммы. ОСП по г. Горно-Алтайску 31.10.2018 было возбуждено исполнительное производство N 80648/18/04001-ИП, которое окончено 14.02.2019 на основании пункта 6 части 1 статьи 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (ликвидация должника-организации и направление исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору).
Вместе с тем, в утвержденном Набатовым С.А. 28.05.2019 ликвидационном балансе не отражена вышеназванная сумма кредиторской задолженности (баланс содержит нулевые показатели).
Набатов С.А. не представил доказательств погашения данной задолженности перед ООО "Система Чибис" в период с 11.04.2018 до 28.05.2019, а также доказательств письменного уведомления ООО "Система Чибис" о нахождении ООО "Компания НБТ" в процедуре ликвидации.
Бывшим ликвидатором также не представлены доказательства того, что на момент утверждения ликвидационного баланса 28.05.2019 ему не было известно о наличии у ООО "Компания НБТ" перед ООО "Система Чибис" задолженности в сумме 80000 руб., возникшей в результате признания недействительными сделок по получению данной суммы в период подозрительности, предшествующий банкротству ООО "Система Чибис".
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что ликвидатор ООО "Компания НБТ" и его учредитель Набатов С.А. в ходе процедуры ликвидации общества не принял во внимание имеющуюся задолженность перед ООО "Система Чибис", которая возникла в период ликвидации, не определил порядок ликвидации общества с учетом указанной задолженности и недостаточности имущества; документы на ликвидацию подал в налоговый орган без учета этих обстоятельств.
В данном случае нарушение порядка ликвидации выразилось в наличии непогашенной кредиторской задолженности, не отраженной в ликвидационном балансе, который составлен без учета требований статьи 63 ГК РФ.
В рассматриваемой ситуации не идет речь об установлении вины регистрирующего органа при вынесении такого решения, поскольку действующим законодательством, действительно, не предусмотрена обязанность регистрирующего органа проверять достоверность сведений в документах, представленных на государственную регистрацию. В силу соответствующих положений Закона N 129-ФЗ ответственность за достоверность сведений несет лицо, представляющее данные сведения.
Вместе с тем, формальное представление ликвидатором в регистрирующий орган полного пакета документов, предусмотренного статьей 21 Закона N 129-ФЗ, не может служить доказательством подтверждения законности процедуры ликвидации общества.
В рассматриваемой ситуации документы на ликвидацию были поданы в регистрирующий орган без учета задолженности перед заявителем, что свидетельствует о недостоверности ликвидационного баланса и не отражении действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчетов с кредиторами.
При таких обстоятельства, представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Учитывая установленные по делу обстоятельства, апелляционный суд поддерживает законный и обоснованный вывод суда первой инстанции о том, что решение N 1819А от 06.06.2019 и запись в ЕГРЮЛ 2190400093464 не соответствуют статьям 21, 23 Закона N 129-ФЗ, статье 63 ГК РФ, поскольку основаны на недостоверных сведениях и нарушают права и законные интересы ООО "Эль" - правопреемника ООО "Система Чибис", как кредитора ООО "Компания НБТ", которое в результате такой ликвидации должника утратило возможность получения денежных средств по вступившему в законную силу судебному акту.
Доводы подателя жалобы и третьего лица о том, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права, не нашли своего подтверждения.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.01.2020 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-1633/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Председательствующий |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-1633/2019
Истец: ООО "Эль"
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Алтай
Третье лицо: Набатов Сергей Александрович, ООО "Компания НБТ"