г. Саратов |
|
24 марта 2020 г. |
Дело N А12-21089/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Пузиной,
судей М.А. Акимовой, А.В. Смирникова,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Копач Людмилы Михайловны
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 октября 2019 года по делу N А12-21089/2019,
по заявлению индивидуального предпринимателя Копач Людмилы Михайловны (ИНН 344800726804, ОГРНИП 304346126500196)
к Администрации Волгограда, Межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда в лице Управления экономического развития и инвестиций аппарата главы Волгограда,
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия),
заинтересованное лицо - Администрации Красноармейского района г. Волгограда,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Волгоградской области,
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Копач Людмилы Михайловны - А.И. Тоцкий, по доверенности от 22.02.2019, индивидуальный предприниматель Копач Людмилы Михайловны - лично, паспорт предъявлен,
от иных лиц - не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, уведомления о вручении почтовых отправлений адресатам приобщены к материалам дела,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Копач Людмила Михайловна обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным решение межведомственной комиссии по формированию схемы размещения НТО на территории Волгограда при Комитете экономического развития и управления инвестиций администрации Волгограда, оформленное протоколом заседания N 1-2019 от 21.03.2019 в части не включения в схему размещения НТО на территории Волгограда на 2017-2021 годы павильона (N объекта 1.611), площадью 31 кв. м кадастровый N 34:34:080093:0007, расположенного по адресу: по адресу: г. Волгоград, пр. Героев Сталинграда, около дома 39 и обязании межведомственную комиссию по формированию схемы размещения НТО на территории Волгограда при Комитете экономического развития и управления инвестиций администрации Волгограда включить в действующую Схему размещения НТО павильон (N объекта 1.611), площадью 31 кв. м кадастровый N 34:34:080093:0007, расположенного по адресу: по адресу: г. Волгоград, пр. Героев Сталинграда, около дома 39.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21 октября 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано. В удовлетворении ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы отказано.
ИП Копач Л.М. не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решением межведомственная комиссия по формированию схемы размещения НТО на территории Волгограда при Комитете экономического развития и управления инвестиций администрации Волгограда неправомерно не включила в схему размещения объект торговли (павильон). Основания для отказа не соответствуют требованиям законодательства.
В судебное заседание явились ИП Копач Л.М., представитель индивидуального предпринимателя, которые поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке статей 121-123, 186 АПК РФ.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащем образом.
Определением председателя четвёртого судебного состава Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2020 года, в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с нахождением в отпуске судьи С.М. Степуры произведена замена судьи С.М. Степуры на судью М.А. Акимову.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 28.01.2019 г. заявитель обратился в администрацию Красноармейского района г. Волгограда с заявлением о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Волгограда на 2017-2021 годы (далее - Схема на 2017-2021 годы), утвержденную постановлением администрации г. Волгограда N 132 от 01.02.2017, павильона номер 1.611 по продаже цветов по адресу г. Волгоград, проспект Героев Сталинграда, около дома 39.
В действующей Схеме на 2017-2021 годы испрашиваемое заявителем место размещения НТО отсутствует.
По результатам рассмотрения вопроса о включении указанного объекта в Схему на 2017-2021 годы Межведомственной комиссией по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда принято решение об отказе во включении в Схему на 2017-2021 годы испрашиваемого заявителем места размещения НТО по адресу г. Волгоград, проспект Героев Сталинграда, около дома 39 (Протокол N 1-2019 от 21.03.2019 г.).
ИП Копач Л.М., полагая, что отказ Межведомственной комиссией по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда во включении в Схему на 2017-2021 годы испрашиваемого заявителем места размещения НТО является незаконным, нарушает права и законные интересы предпринимателя, обратилась в арбитражный суд с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что отказ во включении в Схему на 2017-2021 годы испрашиваемого заявителем места размещения НТО является законным и обоснованным, права предпринимателя не нарушены.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 названной статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 г. N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, которые определяют порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации), в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил от 29.09.2010 N 772 включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Приказом Комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 г. N 14-ОД утвержден Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области, устанавливающий процедуру разработки, утверждения и изменения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных объектов, осуществляющих торговую деятельность на территории муниципальных образований Волгоградской области, направленный на формирование единых правил размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 2.2. Порядка от 04.02.2016 г. N 14-ОД схема разрабатывается с учетом требований земельного законодательства, нормативных правовых актов в сфере градостроительной деятельности, сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия; санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды, благоустройства, розничной торговли, в том числе, регулирования оборота табачных изделий, алкогольной продукции (включая пиво и напитки, изготавливаемые на его основе) и иными нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные требования к размещению нестационарных торговых объектов и правил осуществления торговой деятельности.
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка N 14-ОД разработка схемы осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления или его структурным подразделением с учетом предложений органов государственной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и граждан.
Для организации работы по разработке Схемы или внесению в нее изменений уполномоченный орган местного самоуправления создает межведомственную комиссию.
Пунктом 2.7 Порядка N 14-ОД предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты и граждане, заинтересованные в разработке схемы могут направлять в уполномоченный орган свои предложения относительно мест размещения нестационарных торговых объектов.
Предложение заинтересованных лиц о включении мест размещения нестационарных торговых объектов в схему оформляется в виде заявления, которое должно содержать следующие сведения: адресные ориентиры, площадь места размещения нестационарного торгового объекта, предлагаемого для включения в схему; вид нестационарного торгового объекта, предлагаемого для включения в схему; вид деятельности, специализация (при ее наличии) нестационарного торгового объекта, предлагаемого для включения в схему. Предложения могут быть поданы в течение 30 календарных дней со дня размещения информации о разработке схемы. К указанному заявлению прилагается копия инженерно-топографического плана в масштабе М 1:500 с нанесенными на нее границами места расположения нестационарного торгового объекта, предлагаемого для включения в схему. Предложения, поданные с нарушением требований, установленных пунктом 2.7 Порядка от 04.02.2016 N 14-ОД, уполномоченным органом при разработке проекта схемы не учитываются, о чем уполномоченный орган обязан известить заинтересованных лиц.
В соответствии с пунктом 2.8 Порядка от 04.02.2016 N 14-ОД уполномоченный орган в течение 30 календарных дней со дня истечения срока, указанного в пункте 2.7 Порядка от 04.02.2016 N 14-ОД, с учетом предложений заинтересованных лиц, разрабатывает проект схемы и осуществляет его согласование с органами местного самоуправления (их структурными подразделениями), уполномоченными: в области градостроительной деятельности; в области земельных отношений; в области организации благоустройства; в области обеспечения благоприятной окружающей среды; в области предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения; в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения; в области организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; в области торговли.
Согласно пункту 2.10 Порядка от 04.02.2016 N 14-ОД в случае наличия у согласующих органов (их структурных подразделений) возражений относительно мест размещения нестационарных торговых объектов они указываются в письменных замечаниях с обоснованием причин таких возражений.
Пунктом 3 Постановления Администрации Волгограда от 29.06.2016 N 974 "О межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда" установлено, что на Администрации районов Волгограда возложены следующие полномочия:
3.1. Осуществлять разработку проектов схем размещения нестационарных торговых объектов на территориях районов Волгограда (далее - проекты схем), проектов внесения изменений в схемы размещения нестационарных торговых объектов на территориях районов Волгограда (далее - проекты изменений схем). Проекты схем и проекты изменений схем оформлять в виде таблицы по форме, утвержденной Приказом, с приложением копии инженерно-топографического плана в масштабе 1:500 по каждому месту размещения нестационарного торгового объекта. К проектам схем и проектам изменений схем прилагать пояснительную записку с обоснованием вносимых изменений.
3.2. Согласовывать проекты схем, проекты изменений схем с отраслевыми (функциональными) структурными подразделениями администрации Волгограда - управлением экономического развития и инвестиций аппарата главы Волгограда, департаментом муниципального имущества администрации Волгограда, департаментом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, департаментом городского хозяйства администрации Волгограда, комитетом гражданской защиты населения администрации Волгограда, департаментом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда, а при необходимости и с органами исполнительной власти Волгоградской области в порядке, установленном Приказом.
3.3. По результатам согласования направлять в межведомственную комиссию по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда согласованные (без замечаний) проекты схем и проекты изменений схем по форме согласно приложению к настоящему постановлению.
Пунктом 4 Постановления администрации Волгограда от 29.06.2016 N 974 предусмотрено, что департамент экономического развития администрации Волгограда на основании решений межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда осуществляет разработку в установленном порядке проекта постановления администрации Волгограда об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда и проектов постановлений администрации Волгограда о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда. Решение об отказе во включении места размещения нестационарного торгового объекта в схему принимается в порядке и сроки, установленные Приказом Комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-ОД "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области".
В соответствии с п. 2.13, п.2.15, п.2.17 Порядка N 14-ОД по результатам рассмотрения проекта Схемы и представленных документов Комиссия принимает решение о включении мест размещения нестационарных торговых объектов в Схему или отказе во включении. Решение Комиссии направляется в уполномоченный орган, который утверждает Схему и публикует ее в средствах массовой информации и размещает на официальном сайте органа местного самоуправления.
В силу п. 3.1 Порядка N 14-ОД внесение изменений в Схему, в случае включения или исключения из нее мест размещения нестационарных торговых объектов, осуществляется в общем порядке, установленном для утверждения Схемы.
Пунктом 3.2. Порядка от 04.02.2016 N 14-ОД предусмотрено, что исключение места размещения нестационарного торгового объекта из схемы допускается в случаях принятие решения:
о комплексном благоустройстве земельного участка, на котором предусмотрено место размещения нестационарного торгового объекта (киоска, павильона, торговой галереи).
Пунктом 2.14 Приказа N 14-ОД предусмотрено, что основанием для не включения места размещения нестационарного торгового объекта является:
- несоответствие места размещения нестационарного торгового объекта требованиям действующего законодательства;
- наличие решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления в отношении территории, на которой планируется размещение нестационарного торгового объекта: о комплексном благоустройстве земельного участка (для киосков, павильонов, торговых галерей (в ред. приказа Комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 17.03.2017 N 17-н).
В соответствии с Порядком размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда и типовой формы договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории Волгограда, утвержденным Решением Волгоградской городской Думы от 23.12.2016 N 52/1513 (далее - Порядок N 52/1513), действие Порядка распространяется на размещение нестационарных торговых объектов: в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в муниципальной собственности Волгограда; на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности Волгограда; на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. Размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в местах, определенных Схемой. На основании подпункта 1.8. пункта 1 Порядка размещение нестационарных торговых объектов должно отвечать требованиям земельного законодательства, нормативных правовых актов в сфере градостроительной деятельности, сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды, благоустройства, розничной торговли, в том числе, регулирования оборота табачных изделий, алкогольной продукции (включая пиво и напитки, изготавливаемые на его основе), и иных нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к размещению нестационарных торговых объектов, и правил осуществления торговой деятельности.
Схема размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2017-2021 годы утверждена постановлением Администрации Волгограда от 01.02.2017 N 132 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы".
Из материалов дела следует, что 28.01.2019 г. заявитель обратился в администрацию Красноармейского района г. Волгограда с заявлением о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Волгограда на 2017-2021 годы (далее - Схема на 2017-2021 годы), утвержденную постановлением администрации г. Волгограда N 132 от 01.02.2017, павильона номер 1.611 по продаже цветов по адресу г. Волгоград, проспект Героев Сталинграда, около дома 39.
В действующей Схеме на 2017-2021 годы испрашиваемое заявителем место размещения НТО отсутствует.
По результатам рассмотрения заявления о включении указанного объекта в Схему на 2017-2021 гг. межведомственной комиссией принято решение об отказе во включении в Схему на 2017-2021 гг. испрашиваемого заявителем места размещения НТО.
Основаниями для отказа ИП Копач Л.М. во включении нового места размещения НТО в Схему на 2017-2021 годы, явилось следующее:
-несоответствие места размещения НТО п. 6.2 ГОСТ Р 54608-2011, утвержденного приказом Росстандарта от 08.12.2011 N 742-ст (размещение в охранной зоне подземной теплотрассы);
-несоответствие п. 6.23 СНиП 2.07.01-89*, утвержденных постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78 (размещение в треугольнике видимости) несоответствие требованиям п. 74 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (размещение на расстоянии ближе 15 м от зданий и сооружений);
-несоответствие постановлению Администрации Волгограда от 11.01.2017 N 15 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по формированию городской среды, включающего комплексное благоустройство территорий Волгограда".
Как следует из материалов дела, Копач Людмилой Михайловной было зарегистрировано право собственности на нежилое здание - павильон по продаже цветов, площадью 13,6 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, пр-т им. Героев Сталинграда, около дома N 39, с кадастровым номером 34:34:080074:6410.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2018 по делу N А12-35224/2017, оставленным без изменения Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20.09.2018, признано отсутствующим зарегистрированное право собственности Индивидуального предпринимателя Копач Людмилы Михайловны (ОГРН 304346126500196 ИНН 344800726804) на здание павильона по продаже цветов, с кадастровым номером 34:34:080074:6410, расположенное по адресу: г. Волгоград, пр-т им. Героев Сталинграда, около дома N 39.
Судом апелляционной инстанции в постановлении от 14.06.2018 установлено отсутствие документального подтверждения предоставления земельного участка для строительства объекта недвижимости, отсутствие разрешения на строительство, а также акта приемки в эксплуатацию объекта, что свидетельствует о том, что спорный объект как объект недвижимости не возводился. Не предоставлены доказательства признания права собственности, в установленном порядке, на данный объект и как на самовольную постройку. В связи с чем, апелляционная коллегия пришла к выводу о том, что здание павильона по продаже цветов, с кадастровым номером 34:34:080074:6410, расположенное по адресу: г. Волгоград, пр-т им. Героев Сталинграда, около дома N 39, не является объектом недвижимости, а право собственности на него было необоснованно зарегистрировано в ЕГРП.
Из материалов дела следует, что между Администрацией Волгограда (арендодатель) и ИП Копач Л.М. (арендатор) был заключен договор (далее - Договор) аренды N 5451 от 15.09.2004 земельного участка (кадастровый номер 34:34:080093:7) из земель поселений, площадью 211 кв. м, земельного участка (кадастровый номер 34:34:080074:14), площадью 31 кв. м, расположенных по адресу: г. Волгоград, Красноармейский район, проспект Героев Сталинграда для эксплуатации торгового павильона (участок N 1), для эксплуатации павильона по продаже цветов (участок N 2) сроком на пять лет - участок N 1 и сроком на три года - участок N 2.
Дополнительным соглашением N 1 от 14.08.2014 к Договору между Министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области (арендодатель) и ИП Копач Л.М. (арендатор) установлено: арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 31 кв. м, с кадастровым номером 34:34:080074:14, с разрешенным использованием: павильон по продаже цветов, местоположением: Волгоградская область, г. Волгоград, Красноармейский район, пр-т Героев Сталинграда, для эксплуатации павильона по продаже цветов сроком действия до 16.07.2017.
15.06.2017 ИП Копач Л.М. обратилась в ДМИ о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка, площадью 31 кв. м, кадастровый номер 34:34:080074:14, расположенный по адресу: г. Волгоград, пр-т им. Героев Сталинграда, около дома N 39, для эксплуатации здания павильона по продаже цветов.
Постановлением Администрации Волгограда от 28.07.2017 N 1225 ИП Копач Л.М. отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым N 34:34:080074:14, учетным N 8-88-18 в аренду без проведения торгов, в связи с тем, что принадлежащее на праве собственности ИП Копач Л.М. здание павильона по продаже цветов с кадастровым номером 34:34:080074:6410 не является объектом капитального строительства, возведенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке; в связи с расположением земельного участка с кадастровым N 34:34:080074:14 в границах территории общего пользования, линейных объектов (магистральная улица 3 общегородского значения - пр-кт им. Героев Сталинграда); в связи с несоответствием испрашиваемого вида использования земельного участка порядку использования территории общего пользования, указанному в Положении об использовании территорий общего пользования городского округа город-герой Волгоград, утвержденном решением Волгоградской городской Думы от 05.12.2014; в связи с расположением части здания павильона за границами земельного участка.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27.09.2018 по делу N А12-39888/2018 отказано в удовлетворении требований ИП Копач Л.М. о признании недействительным постановления Администрации Волгограда от 28.07.2017 N 1225 "Об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым N 34:34:080074:14, учетным N 8-88-18 в аренду без проведения торгов" и обязании Администрации Волгограда подготовить и направить проект договора аренды земельного участка сроком на 49 лет.
В рамках дела N А12-39888/2018 установлено, что согласно градостроительному заключению об ограничениях, обременениях и сервитутах в использовании земельного участка для эксплуатации объекта N 145-08 от 28.06.2017, подготовленному Департаментом по градостроительству и архитектуре, земельный участок, с кадастровым N 34:34:080074:14, учетным N 8-88-18, расположен в границах территории общего пользования, линейных объектов (магистральная улица общегородского значения регулируемого движения - пр-т Героев Сталинграда). Согласно топографической подоснове М 1:50 часть строения расположена за границей земельного участка с учетным номером 8-88-18 (кадастровым N 34:34:080074:14). Каких-либо доказательств возникновения либо приобретения права собственности по основаниям, предусмотренным статьей 218 ГК РФ, на объект - здание павильона по продаже цветов, с кадастровым номером 34:34:080074:6410, расположенный по адресу: г. Волгоград, пр-т им. Героев Сталинграда, около дома N 39, как на объект недвижимого имущества, ИП Копач Л.М. не представлено. В материалах дела отсутствуют доказательства постройки данного объекта, как объекта недвижимого имущества, в установленном порядке. Уполномоченные органы не выдавали разрешений на строительство спорного объекта. Отсутствие документального подтверждения предоставления земельного участка для строительства объекта недвижимости, отсутствие разрешения на строительство, а также акта приемки в эксплуатацию объекта, свидетельствуют о том, что объект - здание павильона по продаже цветов, с кадастровым номером 34:34:080074:6410, расположенное по адресу: г. Волгоград, пр-т им. Героев Сталинграда, около дома N 39 как объект недвижимости не возводился.
Заявителем в составе приложений к заявлению по настоящему делу представлен договор аренды N 5451 от 15.09.2004 земельного участка (кадастровый номер 34:34:080093:7) из земель поселений, площадью 211 кв. м, земельного участка (кадастровый номер 34:34:080074:14), площадью 31 кв. м, расположенных по адресу: г. Волгоград, Красноармейский район, проспект Героев Сталинграда для эксплуатации торгового павильона (участок N 1), эксплуатации павильона по продаже цветов (участок N 2) сроком на пять лет - участок N 1 и сроком на три года - участок N 2.
Суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела пришел к выводу о том, что договор аренды N 5451 от 15.09.2004 действовавший, с учетом Дополнительного соглашения N 1 от 14.08.2014, до 16.07.2017, прекратил действие.
15.06.2017 ИП Копач Л.М. обратилась в ДМИ о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка, площадью 31 кв. м, кадастровый N 34:34:080074:14, расположенный по адресу: г. Волгоград, пр-т им. Героев Сталинграда, около дома N 39, для эксплуатации здания павильона по продаже цветов. В удовлетворении заявления ИП Копач Л.М. отказано.
В силу п. 8.1 дополнительного соглашения N 1 от 14.08.2014 договор прекращает свое действие по окончании его срока.
В соответствии с ч. 2 ст. 621 ГК РФ после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя договор возобновлен на неопределенный срок.
В силу абзаца второго пункта 2 статьи 610 ГК РФ каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца.
На основании изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии возражений со стороны арендодателя на продолжение арендных отношений.
Кроме того, апелляционный суд учитывает, что уведомлением от 20.09.2017 Администрация в одностороннем порядке отказалась от договора аренды N 5451 от 15.09.2004 г. Факт получения данного уведомления ИП Копач Л.М. не оспаривался.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции представитель заявителя указал, что в настоящее время основания для размещения объекта НТО на рассматриваемом участке, в виде договора размещения НТО, договора аренды земельного участка, отсутствуют.
Как верно указано судом первой инстанции, об одностороннем отказе от рассматриваемого договора аренды и указанном уведомлении заявителю стало известно не позднее 27.09.2018 из материалов дела N А12-39888/2018, в частности из отзыва администрации г. Волгограда от 23.07.2018 по делу N А12-39888/2018.
Таким образом, из материалов дела следует, что по состоянию на момент обращения заявителя с заявлением (28.01.2019 г.) о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Волгограда на 2017-2021 годы (далее - Схема на 2017-2021 годы), утвержденную постановлением администрации г. Волгограда N 132 от 01.02.2017, павильона номер 1.611 по продаже цветов по адресу г. Волгоград, проспект Героев Сталинграда, около дома 39, законные основания для размещения спорного объекта на земельном участке отсутствовали.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Администрации г. Волгограда от 11.01.2017 N 15 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по формированию городской среды, включающего комплексное благоустройство территорий Волгограда", постановления Администрации г. Волгограда от 04.04.2017 N 477 "Об утверждении проекта комплексного благоустройства на территории Красноармейского района г. Волгограда" в отношении территории, на которой предпринимателем испрашивается место для размещения НТО, принято решение о комплексном благоустройстве (т. 2 л.д. 4-18).
При указанных обстоятельствах, согласно п. 3.1, 3.2, 2.14 Порядка от 04.02.2016 N 14-ОД заявленное место размещения НТО не подлежало включению в Схему на 2017-2021 годы по рассматриваемому заявлению предпринимателя, что является самостоятельным основанием для отказа заявителю во включении места размещения НТО в Схему на 2017-2021 годы.
Порядок от 04.02.2016 г. N 14-ОД, постановление Администрации г. Волгограда от 11.01.2017 N 15 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по формированию городской среды, включающего комплексное благоустройство территорий Волгограда", постановление Администрации г. Волгограда от 04.04.2017 N 477 "Об утверждении проекта комплексного благоустройства на территории Красноармейского района г. Волгограда" в установленном законом порядке не оспорены, недействительными не признаны.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает верным вывод суда первой инстанции о том, что в отсутствие законных оснований для размещения на земельном участке фактически существующего павильона по адресу г. Волгоград, проспект Героев Сталинграда, около дома 39, выводы Комиссии о нарушении при размещении рассматриваемого объекта строительных норм и правил, правил пожарной безопасности, не нарушают прав заявителя, поскольку размещение объекта при данных условиях (отсутствие договора на размещение НТО, отсутствие договора аренды земельного участка, отсутствие НТО в Схеме на 2017-2021 годы, отсутствие объекта недвижимого имущества) носит самовольный характер.
Принятие уполномоченным органом решения о комплексном благоустройстве территорий является самостоятельным основанием для отказа заявителю во включении места размещения НТО в Схему на 2017-2021 годы.
В апелляционной жалобе предприниматель указывает на необоснованный отказ суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы с целью определения соответствия нестационарного объекта действующим нормам и правилам.
В апелляционной жалобе и в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции ИП Копач Л.М. заявлено ходатайство, с учетом уточнений, о назначении по делу судебной экспертизы для определения соответствия нестационарного объекта действующим нормам и правилам.
Суд апелляционной инстанции считает, что поскольку в рассматриваемом случае самостоятельным основанием для отказа во включении спорного объекта в Схему на 2017-2021 является принятие Администрацией решения о комплексном благоустройстве территории, оснований для назначения по делу судебной экспертизы для определения соответствия нестационарного объекта действующим нормам и правилам, не имеется. Выводы эксперта о соответствии либо несоответствии нестационарного объекта действующим нормам и правилам, не повлияют на выводы об отсутствии законных оснований для включения испрашиваемого места размещения НТО в Схему на 2017-2021 гг.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что ходатайство предпринимателя о назначении по делу судебной экспертизы не подлежит удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение межведомственной комиссии по формированию схемы размещения НТО на территории Волгограда при Комитете экономического развития и управления инвестиций администрации Волгограда, оформленное протоколом заседания N 1-2019 от 21.03.2019 в части не включения в схему размещения НТО на территории Волгограда на 2017-2021 годы павильона (N объекта 1.611), площадью 31 кв. м кадастровый N 34:34:080093:0007, расположенного по адресу: по адресу: г. Волгоград, пр. Героев Сталинграда, около дома 39, соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно отказал ИП Копач Л.М. в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно чеку-ордеру от 15.01.2020 Копач Людмилой Михайловной (указан плательщик Тоцкий А.И.) на депозитный счет Двенадцатого арбитражного апелляционного суда перечислены денежные средства в сумме 15 000 руб. за проведение судебной экспертизы.
Поскольку в удовлетворении ходатайства ИП Копач Л.М. о назначении по делу судебной экспертизы отказано, денежные средства в размере 15000 руб. подлежат возврату Копач Людмиле Михайловне с депозитного счета Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 октября 2019 года по делу N А12-21089/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поручить финансово-экономическому отделу Двенадцатого арбитражного апелляционного суда возвратить Копач Людмиле Михайловне с депозитного счета суда денежные средства за проведение экспертизы в размере 15 000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-21089/2019
Истец: Копач Людмила Михайловна
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА, Управление экономического развития и инвестиций аппарата главы Волгограда
Третье лицо: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Волгоградской области, Администрация Красноармейского района г. Волгограда