г. Хабаровск |
|
24 марта 2020 г. |
А73-15759/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Мильчиной И.А., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А.
при участии в заседании:
от Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Троицкая центральная районная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края: Усов А.А., представитель по доверенности от 09.01.2020 (представлена копия диплома о высшем юридическом образовании);
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Гречихина К.А., представитель по доверенности от 18.07.2019 N 7/6887 (представлена копия диплома о высшем юридическом образовании);
от третьих лиц: индивидуального предпринимателя Белолипецких Анны Владимировны; общества с ограниченной ответственностью "Косметик энд Медикал Продактс": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
на решение от 05.11.2019
по делу N А73-15759/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Троицкая центральная районная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
о признании незаконными решения, предписания
третьи лица: индивидуальный предприниматель Белолипецких Анна Владимировна; общество с ограниченной ответственностью "Косметик энд Медикал Продактс"
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Троицкая центральная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - заявитель, КГБУЗ "Троицкая ЦРБ") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) о признании незаконными решения от 07.08.2019 N 263 по делу N 7-1/331, предписания от 07.08.2019 N 58.
К участию в деле качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены индивидуальный предприниматель Белолипецких Анна Владимировна (далее - ИП Белолипецких А.В.), общество с ограниченной ответственностью "Косметик энд Медикал Продактс" (далее - ООО "Косметик энд Медикал Продактс").
Решением суда от 05.11.2019 требования КГБУЗ "Троицкая ЦРБ" удовлетворены, решение и предписание Хабаровского УФАС России признаны недействительными.
Кроме этого, судом с Хабаровского УФАС России в пользу КГБУЗ "Троицкая ЦРБ" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Не согласившись с решением суда, Хабаровское УФАС России обратилось с апелляционной жалобой, дополнениями к ней, в которых просит отменить решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения судом норм материального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Хабаровского УФАС России поддержал доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
КГБУЗ "Троицкая ЦРБ" в представленном отзыве, дополнениях к отзыву, представитель в судебном заседании, отклонили доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
ИП Белолипецких А.В., ООО "Косметик энд Медикал Продактс" явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, отзыва, дополнений к отзыву, выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, 16.07.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru КГБУЗ "Троицкая центральная районная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края размещена документация о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения: устройство инфузионное однократного применения. Извещение о проведении электронного аукциона N 0322300102219000080.
Начальная (максимальная) цена контракта 91 395 руб.; источник финансирования: Хабаровский край; дата и время окончания подачи заявок - 24.07.2019 16:00.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 25.07.2019 подано шесть заявок, все заявки допущены и признаны соответствующими части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) и аукционной документации.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 29.07.2019 по результатам рассмотрения вторых частей заявок победителем закупки признано ООО "Косметик энд Медикал Продактс".
Участником электронного аукциона ИП Белолипецких А.В. действия заказчика обжалованы в антимонопольный орган.
Хабаровским УФАС России по результатам проведения внеплановой проверки действий заказчика принято решение от 07.08.2019 N 263, в соответствии с которым жалоба предпринимателя признана обоснованной.
Аукционная комиссия заказчика - КГБУЗ "Троицкая ЦРБ" признана нарушившей пункт 3 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе. Аукционной комиссии выдано предписание от 07.08.2019 N 58, в соответствии с которым заказчику в срок до 30.08.2019 необходимо устранить допущенные нарушения путем аннулирования протокола подведения итогов, составленного в ходе проведения электронного аукциона N0322300102219000080; продолжения осуществления закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (при наличии потребности).
Не согласившись с решением и предписанием, КГБУЗ "Троицкая ЦРБ" обратилось с заявлением в арбитражный суд, который удовлетворил заявленные требования.
При этом суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее-Постановление N 102), указал, что представленный ИП Белолипецких А.В. в составе второй части заявки, в качестве подтверждения процентной доли стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции, Акт экспертизы N 037-02-01572 от 14.12.2018, не является надлежащим документом, так как выдан на основании сертификата соответствия N 0027-3, действительного до 09.03.2019. Поэтому аукционная комиссия заказчика не допустила нарушений Закона о контрактной системе.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) регулируются Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение по поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Пунктом 4.2.5 аукционной документации предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, следующие документы и информацию:
7) документы или их копии, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ, если такие требования установлены в Информационной карте;
7.1) в случае установления в Информационной карте условий допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н, в составе заявки указывается (декларируется) в соответствии с Законом N 44-ФЗ наименование страны происхождения товара;
7.3) в случае установления в Информационной карте ограничения на допуск отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102:
а) в случае если к поставке предлагаются медицинские изделия, включенные в Перечень N 1 постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102:
- сертификат о происхождении товара, выданный уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения сраны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами);
б) в случае если к поставке предлагаются медицинские изделия, включенные в Перечень N 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102:
- сертификат о происхождении товара, выданный уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами);
- акт экспертизы, выданный Торгово-промышленной палатой РФ, и содержащий информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия, рассчитанной в соответствии с подпунктом "в" пункта 2.4 Правил определения страны происхождения товаров, или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза, подтверждающий, что такая доля не превышает размер, установленный постановлением Правительства РФ от 14.08.2017 N 967 "Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- документ, подтверждающий соответствие собственного производства медицинских изделий требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".
В информационной карте заказчиком установлено следующее:
Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ и услуг, соответственно выполняемых и оказываемых иностранными лицами
Установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств (в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н)
Установлено ограничение допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102)
Перечень документов, подтверждающих соответствие участника и (или) предлагаемых им товаров, работы и услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ
-Сертификат о происхождении товара, выдаваемой уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза;
-Акт экспертизы, выданный Торгово-промышленной палатой РФ, и содержащий информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия, или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза;
-Документ, подтверждающий соответствие собственного производства медицинских изделий требованиям ГОСТ ISO13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования"
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы Постановлением N 102 утверждён перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также установлен порядок допуска заявок, содержащих предложения о поставке медицинских изделий.
Постановлением N 102 утверждены следующие перечни:
- перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
-перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Как следует из пункта 2 Постановления N 102, для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, при условии, что на участие в определении поставщика подано менее 2 удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:
- содержат предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Белоруссия или Республика Казахстан;
- не содержит предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в Перечень, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Армения, Республики Белоруссия или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 и, в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Согласно материалам дела, участниками аукциона, заявки которых зарегистрированы под номерами 4 и 5, в составе вторых частей заявок представлены сертификаты о происхождении товара: Российская Федерация (производителя: ООО "МПК "Елец", ООО "Виробан").
Таким образом, при наличии двух заявок, соответствующих положениям пункта 2 Постановления N 102, и содержащих сертификат происхождения товара, иные заявки (окончательные предложения) участников закупки, содержащие предложения о поставке иностранного медицинского изделия, а также о поставке меди ни некого изделия, страной происхождения которого является государство - член Евразийского экономического союза, но не содержащие сертификат происхождения товара, подлежат отклонению.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 1-1 Закона о контрактной системе.
Вменяя КГБУЗ "Троицкая ЦРБ" нарушение пункт 3 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, антимонопольный орган исходил из того, что аукционная комиссия заказчика обязана была отклонить заявки участников электронного аукциона, которые зарегистрированы под номерами 3 (страна происхождения товара Китай), 1 (страна происхождения Китай), 6 (страна происхождения товара Китай), 2 (страна происхождения товара Китай).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами антимонопольного органа, а выводы суда первой инстанции в указанной части признает ошибочными.
При этом, то обстоятельство, что акт экспертизы N 037-02-01572 от 14.12.2018, действующий до 13.12.2019, выдан на основании сертификата соответствия N 0027-3, действительного до 09.03.2019, не является основанием для допуска к аукциону заявок 3, 1, 6, 2.
Таким образом, решение и предписание Хабаровского УФАС России вынесены в полном соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Доводы КГБУЗ "Троицкая ЦРБ" о том, что в настоящий момент контракт с ООО "КМ Продактс" на поставку изделий медицинского назначения исполнен и оплачен в полном объеме, ИП Белолипецких А.В. числится в реестре недобросовестных поставщиком не влияют на законность обжалуемых решения и предписания.
С учетом установленных обстоятельств решение суда подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.11.2019 по делу N А73-15759/2019 отменить.
В удовлетворении требований Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Троицкая центральная больница" министерства здравоохранения Хабаровского края отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15759/2019
Истец: КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ТРОИЦКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
Третье лицо: ИП Белолипецких Анна Владимировна, ООО "Косметик энд Медикал Продактс"