город Москва |
|
23 марта 2020 г. |
Дело N А40-181800/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Веклича Б.С., Гармаева Б.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Козиным О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Акционерного общества "Северо-Западная пригородная пассажирская компания"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 29 ноября 2019 года по делу N А40-181800/19
по иску Акционерного общества "Северо-Западная пригородная пассажирская компания"
(ОГРН 1067847492888)
к 1) Министерству финансов Российской Федерации
(ОГРН 1037739085636)
2) Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации
(ОГРН 1127746460885)
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца Мягков С.Г. по доверенности т 30.12.2019 N 213Д,
от ответчика 1 Алексеенко Е.И. по доверенности от 14.10.2019 N 01-10-08/120,
от ответчика 2 представитель не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Северо-Западная пригородная компания" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Министерству труда и социальной защиты РФ, Министерству финансов РФ (далее - ответчики) о взыскании потерь в доходах в размере 402 711 824 руб. 85 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 ноября 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "СЗППК" не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Министерство финансов Российской Федерации возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение законным и обоснованным, ссылаясь на позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель Министерства труда и социальной защиты России, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, АО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (далее - АО "СЗППК", истец, перевозчик) является коммерческой организацией, осуществлявшей в 2016 году деятельность по перевозке на платной основе пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в соответствии с лицензией ППБ N 7803352 от 12.09.2011.
В период с 01.01.2016 г. по 31.12.2016 АО "СЗППК" осуществляло организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Республики Карелия, Новгородской, Псковской, Мурманской, Вологодской и Тверской областей в соответствии с договорами на организацию транспортного обслуживания населения.
Между АО "ЗППК" и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации был заключен государственный контракт от 27.12.2013 г. N 13-К-12-Т-294 на оказание услуги по перевозке граждан- получателей социальной услуги железнодорожным транспортом в пригородном сообщении (далее государственный контракт).
Цена государственного контракта была рассчитана заказчиком в соответствии с формулой, предусмотренной в пункте 24(1) Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 864, и установлена в размере 727 601 834 руб. 85 коп. - с учетом дополнительного соглашения от 14.12.2016.
В соответствии с пунктом 5.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 N 328, и пунктом 10.1 государственного контракта перевозчик обеспечивает перевозку граждан - получателей социальной услуги без взимания с них платы за проезд в период действия государственного контракта без ограничения числа поездок и маршрута следования.
Фактически за период с января по декабрь 2016 года АО "СЗППК" обеспечило перевозку 10 608 720 граждан-получателей социальной услуги на сумму 1 130 313 659 руб. 70 коп.
Заказчик произвел оплату на сумму 727 601 834 руб. 85 коп., размер невозмещенных потерь в доходах ОАО "СЗППК" за 2016 год составил 402 711 824 руб. 85 коп.
Потери в доходах АО "СЗППК" представляют собой неполученную с гражданполучателей социальной услуги плату за проезд и рассчитаны исходя из количества оформленных безденежных проездных билетов и их фактической стоимости по утвержденным субъектом Российской Федерации тарифам.
В адрес Минтруда России и в адрес Министерства финансов Российской Федерации направлена претензия от 25.04.2017 N 1580, по итогам рассмотрения которой был получен отказ, что подтверждается письмами.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999г.N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" ( далее по тексту- Федеральный закон N 178-ФЗ), в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В силу норм ст. 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ, лица, относящиеся к указанным в статье 6.2 данного Федерального закона категориям граждан, имеют право на получение набора социальных услуг, в который включен бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте.
В силу ст. 4 Федерального закона N 178-ФЗ, полномочиями по разработке и реализация федеральных программ оказания гражданам на территории Российской Федерации государственной социальной помощи путем предоставления субсидий на оплату оказываемых гражданам социальных услуг обладает Российская Федерация.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 г. N 864, утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг "О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненным к ним категориям граждан"(далее по тексту- Правила N 864).
В соответствии с п.п. 4,12 Правил N 864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по бесплатному проезду на железнодорожном транспорте пригородного сообщения; средства на предоставление гражданам проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения направляются на оплату этой услуги организациям, осуществляющим перевозку граждан на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении, по перечню согласно приложению N 1, заключившим с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 55 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", государственные контракты в соответствии с примерной формой согласно приложению N 2.
В Перечень организаций, осуществляющих перевозку граждан на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении (приложение N 1 к Правилам) включено АО "СЗППК".
В силу решения Правительства Российской Федерации к числу обязательных условий получения средств на предоставление гражданам проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения относит наличие типового контракта (договора).
В связи с реорганизацией Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации полномочия, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 г. N 864 перешли Министерству труда и социального развития Российской Федерации.
В исполнение федеральной программы по предоставлению государственной социальной помощи Министерством труда и социального развития Российской Федерации с АО "СЗППК" был заключен Государственный контракт на оказание услуги по перевозке граждан-получателей социальной услуги.
Стороны в договоре согласовали (подпункт 1 пункта 10 государственного контракта), что истец осуществляет перевозку граждан - получателей социальной услуги (категории которых перечислены в приложении N 1 к государственному контракту) без взимания с них платы за проезд в период действия государственного контракта без ограничения числа поездок и маршрута следования.
Оплата перевозчику по фактическим расходам государственным контрактом не предусмотрена; оплата осуществлялась по ежемесячным счетам в соответствии с условиями Государственного контракта.
Учитывая вышеизложенное, обязательства перед истцом были полностью выполнены в объеме, предусмотренном государственным контрактом и в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями.
Количество поездок каждого гражданина, маршруты следования граждан и дальность их поездок, а также, фактическая стоимость их проезда не подлежат какому-либо учету и не учитываются, в том числе, при расчетах по государственному контракту.
Исходя из нормативных положений Постановления N 864, Правил и условий подписанного сторонами государственного контракта, его цена являлась фиксированной, оплата по фактической стоимости оказанных услуг не предусмотрена.
Следовательно, требования заявлены истцом за рамками договорных правоотношений.
Кроме того, расходы перевозчик несет не в рамках государственного контракта, а в силу закона. Заключение государственного контракта и его исполнение является одним из элементов в системе действий, направленных на установление и реализацию механизма возмещения потерь в доходах, участником которых являются перевозчик и Российская Федерация.
С учетом вышеизложенного, правомерен вывод суда, что истцом не представлены надлежащие доказательства наличия у него убытков, в том числе, и во взыскиваемом размере.
Доводы заявителя апелляционной жалобы были предметом исследования судом первой инстанции, которым им была дана надлежащая оценка и с которой согласился апелляционный суд.
В Российской Федерации действует Федеральный закон от 17.07.1999г.N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в котором указан перечень лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе, в виде бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте.
Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации, а именно постановлением от 29.12.2004 г. N 864 "О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг", в котором утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг(далее - Правила N 864).
На основании решения Правительства Российской Федерации к числу обязательных условий получения средств на предоставление гражданам проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения относится наличие типового контракта (договора)
В соответствии с указанными Правилами финансового обеспечения расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в Федеральном бюджете на соответствующий год.
Исковые требования направлены истцом по сути на изменение неустановленным способом Федерального закона о бюджете.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 864 "О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг", не предусмотрена оплата перевозчику по фактическим расходам.
В связи с чем, заявленные истцом расходы вне рамок государственного контракта, который был оплачен ответчиком.
Суд апелляционной инстанции по доводам апелляционной жалобы не находит оснований для иной, нежели данной судом первой инстанции, оценки представленных в материалы деле доказательств, и установлении на их основе иных имеющих значение для дела обстоятельств, которые бы свидетельствовали о наличии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности поданной апелляционной жалобы и оставлению обжалуемого решения суда первой инстанции без изменения.
В соответствии со статьями 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29 ноября 2019 года по делу N А40-181800/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-181800/2019
Истец: АО Северо Западная пригородная пассажирская компания
Ответчик: Министерство труда и социальной защиты РФ, Министерство Финансов РФ
Хронология рассмотрения дела:
13.07.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-10716/20
23.03.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-2491/20
29.11.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-181800/19
22.07.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-181800/19