город Омск |
|
24 марта 2020 г. |
Дело N А46-16860/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1289/2020) Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 09.01.2020 по делу N А46-16860/2019 (судья Чернышев В.И.), принятое по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Электрон" (ИНН 5506045012, ОГРН 1025501249950) к Администрации города Омска, Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142) о признании незаконным пункта 32 в приложении постановления Администрации города Омска от 24.05.2019 N 391-п, об обязании подготовить проект постановления о внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска - Коптев Андрей Владимирович по доверенности от 29.01.2020 N 02/60;
от садоводческого некоммерческого товарищества "Электрон" - Граф Лидия Дмитриевна по доверенности от 01.09.2019;
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Электрон" (далее - заявитель, СНТ "Электрон") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Администрация), Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Департамент), в котором просило:
- признать незаконным пункт 32 в приложении Постановления Администрации г. Омска от 24 мая 2019 года N 391-п "Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области";
- обязать Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска подготовить проект постановления Администрации города Омска "О подготовке проекта постановления Омского городского Совета о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утверждённые решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 в части установления одной территориальной зоны относительно земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:136029 СНТ "Электрон", а так же подготовить графическое описание местоположения границ территориальных зон СНЗ-1317 и СХ1-1352 относительно земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:136029.
Решением Арбитражного суда Омской области от 09.01.2020 по делу N А46-16860/2019 заявленные СНТ "Электрон" требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что предложенное СНТ "Электрон" изменение в Правила землепользования и застройки муниципального образования в части изменения границ территориальных зон СХ1-1352 и СН3-1317 на территории, расположенной относительно земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:136029, для строительства нежилого помещения не соответствует части 6.1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в части соблюдения требований к точности определения координат характерных точек, границ территориальных зон. Вопрос о возможности внесения изменений в Правила землепользования и застройки в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:136029 рассматривался Комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Омска, о чем вынесено отрицательное решение, изложенное в заключении Комиссии от 09. 10.2018. По мнению подателя жалобы. судом первой инстанции не учтено, что в границы территориальных зон СХ1-1352 и СН3-1317 входят иные земельные участки, которые не были предметом рассмотрения на заседании Комиссии 27.08.2018; графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, отсутствует.
СНТ "Электрон" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
Администрация города Омска, надлежащим образом уведомленная о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявила, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя указанного лица в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы и требования апелляционной жалобы Администрации.
Представитель СНТ "Электрон" возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:136029 предоставлен СНТ "Электрон" на основании решения Омского районного Совета народных депутатов от 23.02.1988 N 59/3 "О предоставлении земельных участков предприятиям и организациям", затем Распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 08.10.2012 N4259-р "О предоставлении в собственность земельного участка СНТ "Электрон"" заявителю предоставлено в собственность бесплатно 46973 кв.м. для сельхозиспользования под садоводство.
При получении градостроительного плана от 06.03.2017 N RU- 55301000-000000000016235 на земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:136029 СНТ "Электрон" стало известно, что предоставленный земельный участок находится в двух территориальных зонах СНЗ-1317 и СХ1-1352 согласно приложению N 1 к Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденным Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201.
СНТ "Электрон" обратилось в Департамент 15.05.2017 с заявлением о внесении изменений в территориальные зоны СНЗ-1317 и СХ1-1352 относительно земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:136029, которое было рассмотрено на публичных слушаньях и принято положительное решение 06.03.2018, о чём заявителю было сообщено письменно Департаментом.
09.10.2018 комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Омска принято заключение об отказе во внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск.
На основании указанного заключения 24.05.2019 принято постановление N 391-п "Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области", в пункте 32 которого заявителю отказано в изложении в новой редакции территориальных зон СНЗ-1317 и СХ1-1352 по мотиву ее несоответствия части 6.1 статьи 30 ГрК РФ в части соблюдения требований к точности определения координат характерных точек границ территориальных зон.
Полагая, что отклонение предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Омска нарушает права СНТ "Электрон", поскольку нарушает права собственников в связи с увеличением кадастровой стоимости участков и препятствует к осуществлению межевания участков, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
09.01.2020 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с частью 1 статьи 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением предусмотренных данным Кодексом случаев.
Из части 1 статьи 30 ГрК РФ следует, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления; об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами; о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления; о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки; о внесении изменений в правила землепользования и застройки; о регулировании иных вопросов землепользования и застройки (часть 3 статьи 30 ГрК РФ).
Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки и их утверждения регламентирован статьями 31 и 32 ГрК РФ, порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки - статьей 33 названного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 33 ГрК РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются: 1) федеральными органами исполнительной власти в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства федерального значения; 2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения; 3) органами местного самоуправления муниципального района в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства местного значения; 4) органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях; 5) физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (часть 3 статьи 33 названного Кодекса).
Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (часть 4 статьи 33 ГрК РФ).
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 5 статьи 33 названного Кодекса).
Как усматривается из материалов дела, СНТ "Электрон" обратилось в Департамент 15.05.2017 с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки координат территориальных зон СНЗ-1317 и СХ1-1352 относительно земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:136029, которое было рассмотрено на публичных слушаньях и принято положительное решение 06.03.2018, о чём заявителю было сообщено письменно Департаментом.
09.10.2018 комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Омска принято заключение об отказе во внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск.
На основании указанного заключения 24.05.2019 принято постановление N 391-п "Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области", в пункте 32 которого заявителю отказано в изложении в новой редакции территориальных зон СНЗ-1317 и СХ1-1352 по мотиву несоответствия части 6.1 статьи 30 ГрК РФ в части соблюдения требований к точности определения координат характерных точек границ территориальных зон.
Вместе с тем, из градостроительного плана от 06.03.2017 N RU- 55301000-000000000016235 на земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:136029 следует, что указанный земельный участок находится в двух территориальных зонах СНЗ-1317 и СХ1-1352, согласно приложению N 1 к Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденным Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201.
В соответствии со статьёй 51 Правил землепользования и застройки зона режимных территорий (СН-3) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения объектов обороны, безопасности и космической деятельности, аэродромов, режимных объектов связи, а также мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, учреждений и органов, исполняющих наказание, установления санитарно-защитных зон указанных объектов, размещения иных объектов, связанных с обслуживанием объектов, расположенных в зоне режимных территорий.
Размещение объектов в зоне режимных территорий и регулирование их деятельности осуществляется с учётом специальных нормативных требований исключительно уполномоченными органами государственной власти.
В соответствии со статьёй 50 Правил землепользования и застройки зона садоводства и дачного хозяйства (СХ-1) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для ведения дачного хозяйства и садоводства.
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Согласно части 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 34 названного кодекса при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
С учетом изложенного отнесение земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:136029 одновременно к территориальным зонам СНЗ-1317 и СХ1-1352 противоречит части 4 статьи 30 ГрК РФ, в связи с чем СНТ "Электрон" на законных основаниях обратилось в Администрацию с соответствующим предложением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области", утвержденные решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, путём изменения границ территориальных зон СХ1-1352 и СНЗ-1317 на территории, расположенной относительно земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:136029, по адресу: г. Омск, ОАО, СНТ "Электрон", для строительства нежилого помещения.
Согласно подпункту 32 пункта 2.2 Заключения по результатам рассмотрения комиссией по подготовке Правил землепользования и застройки города Омска предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее - Заключение) от 09.10.2018 по предложению, изложенному в подпункте 1.1.45 пункта 1.1 части 1 настоящего заключения (об изложении в новой редакции территориальных зон СНЗ-1317, СХ1-1352), рекомендовано отказать, поскольку предложенное изменение не соответствует части 6.1 статьи 30 ГрК РФ в части соблюдения требований к точности определения координат характерных точек границ территориальных зон.
Часть 6.1 статьи 30 ГрК РФ, предусматривающая в составе обязательных сведений, подлежащих включению в Правила землепользования и застройки, помимо графического описания местоположения границ территориальных зон, также и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН, введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 507-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При этом частью 2 статьи 7 Федерального закона от 31.12.2017 N 507-ФЗ органам местного самоуправления, осуществившим подготовку и утверждение документов территориального планирования и правил землепользования и застройки до вступления в силу Федерального закона от 31.12.2017 N 507-ФЗ, предоставлен срок для подготовки сведений о границах населённых пунктов и территориальных зон в соответствии со статьями 19, 23 и 30 ГрК РФ в новой редакции - до 1 июня 2020 года.
Вместе с тем, земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:136029 поставлен на кадастровый учёт и нахождение его в двух территориальных зонах СНЗ-1317 (зона режимных территорий) и СХ1-1352 (зона садоводства) противоречит нормам действующего законодательства.
Поскольку органам местного самоуправления предоставлен срок до 01.06.2020 для подготовки сведений о территориальных зонах в порядке статьи 30 ГрК РФ, постольку препятствия для изменениях границ территориальных зон отсутствуют, учитывая, что при принятии решений относительно территориального планирования и градостроительного зонирования уполномоченному органу необходимо учитывать интересы правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 28.03.2017 N 10-П, регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.
Из совокупного анализа приведенных норм в системном единстве следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий задача органов муниципальных образований при разработке документов градостроительного зонирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов.
Представленные материалы дела свидетельствуют о том, что справедливый баланс между общественными интересами и правами СНТ "Электрон" и его членов органами местного самоуправления достигнут не был, в связи с чем пункт 32 в приложении постановления Администрации г. Омска от 24.05.2019 N 391-п "Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" правомерно признан судом первой инстанции несоответствующим закону и нарушающим права заявителя.
Таким образом, удовлетворив заявленные СНТ "Электрон" требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку Администрация при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не платила и согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 09.01.2020 по делу N А46-16860/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-16860/2019
Истец: САДОВОДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "ЭЛЕКТРОН"
Ответчик: Администрация города Омска, ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА