г. Хабаровск |
|
24 марта 2020 г. |
А73-19982/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сушиной Я.Н.
при участии в заседании:
от федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации: Аксенова В.А. по доверенности от 28.10.2019;
от министерства финансов Хабаровского края: Ткаченко О.А. по доверенности от 19.03.2019;
от министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: Вербинская Т.П. по доверенности от 31.01.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Ульчского муниципального района Хабаровского Края
на решение от 23.01.2020
по делу N А73-19982/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
к администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края, министерству финансов Хабаровского края,
министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
о взыскании 14 219 руб. 70 коп.,
установил:
в Арбитражный суд Хабаровского края обратилось федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) с иском к администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края (далее - Администрация), министерству финансов Хабаровского края (далее - Министерство финансов) о взыскании убытков в виде компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг в размере 14 219 руб. 70 коп.
Исковое заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А73-19982/2019, к участию в деле соответчиком привечено министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ).
До рассмотрения дела по существу истец увеличил размер искового требования до 14 319 руб. 70 коп., просил взыскать эти средства с Администрации, а при недостаточности денежных средств - с Министерства финансов и Министерства ЖКХ.
Решением от 23.01.2020 суд взыскал с Администрации в пользу Предприятия убытки в размере 14 319 руб. 70 коп., отказал в иске к другим ответчикам.
Администрация подала на вышеуказанный судебный акт апелляционную жалобу, в которой просила решение отменить, отказать в иске.
Апеллянт считает решение незаконным и необоснованным, привел следующие доводы: суд не учел, что согласно письму Минфина России Учреждению не может осуществляться компенсация выпадающих доходов, что также подтверждено судебным актом по делу N А40-296806/2018.
Апелляционная жалоба была принята к рассмотрению определением от 19.02.2020 Шестого арбитражного апелляционного суда.
Министерство финансов в отзыве на апелляционную жалобу согласилось с доводами апелляционной жалобой, поскольку отсутствует соглашение о предоставлении субсидий, а также в связи с недоказанностью факта причинения убытков и его размера.
Министерство ЖКХ отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Истец в отзыве просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Министерства финансов и Министерства ЖКХ сослались на то обстоятельство, что министерства не являются надлежащими ответчиками, а требование не доказано истцом.
Представитель истца поддержал доводы отзыва.
Заявитель апелляционной жалобы не направил своего представителя в судебное заседание, что не препятствовало рассмотрению дела согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 "О создании федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора N 21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы (г. Москва), функции по обеспечению потребителей Министерства обороны Российской Федерации коммунальными ресурсами переданы с 01.04.2017 в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, Учреждение).
Согласно договору от 26.09.2017 г. N 3-УЖФ/ВВО - I управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации, в управлении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России находится специализированный жилищный фонд, расположенный в с. Мариинское Ульчского района Хабаровского края.
В ходе анализа начисленной платы за коммунальные услуги жителям, проживающим в в/г с. Мариинское, Учреждением было установлено, что размер платы за коммунальные услуги с января 2019 года по сравнению с декабрем 2018 года превышает установленный индекс изменения размера платы (как в связи с ростом нормативов потребления коммунальных услуг, так и тарифов на коммунальные ресурсы).
В адрес администрации Ульчского муниципального района ежемесячно предоставлялась информация о начислении платы за коммунальные услуги оказываемые гражданам, проживающим на территории сельского поселения.
Администрацией сопроводительными письмами от 22.05.2019, 10.06.2019, 08.08.2019, 12.09.2019 в адрес учреждения предоставлена информация о сумме компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих с ростом платы за оказанные услуги, за период с января по апрель, июль, август 2019 года на сумму 14 319 руб. 70 коп.
Претензией от 20.09.2019 Учреждение потребовало от Администрации компенсировать часть расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за услуги в период с января по август 2019 года в размере 14 219 руб. 70 коп.
Оставление Администрацией претензии без удовлетворения, послужило Учреждению поводом для обращения с иском по настоящему делу.
Суд первой инстанции правильно указал в решении обстоятельства, связанные с существом спора, удовлетворил уточненный иск за счет Администрации, при этом руководствовался следующим.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации", Законом Хабаровского края от 23.04.2014 N 356 "О компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги", постановлением Правительства Хабаровского края от 06.06.2014 г. N 176-пр "О реализации краевого законодательства по предоставлению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги" установлен порядок расчета компенсации и применения предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (далее - Порядок).
В силу п. 1 п. 2 ст. 3 Закона Хабаровского края от 23.04.2014 N 357 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по представлении компенсаций", органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны предоставлять компенсацию части расходов гражданина на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги.
Органы местного самоуправления вправе принимать муниципальные правовые акты по установлению порядка взаимодействия с ресурсоснабжающей организацией при осуществлении государственных полномочий.
Согласно п. 4.1 Порядка (постановление Правительства Хабаровского края от 06.06.2014 N 176-пр) размер компенсации определяется органами местного самоуправления края ежемесячно на основании информации о размерах начисленной платы гражданам за коммунальные услуги; порядок представления такой информации определяется органами местного самоуправления края.
Постановлением администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края от 03.02.2017 N 159-па утвержден Порядок перечисления организациям средств на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги.
Компенсация части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающая в связи с ростом платы за данные услуги, рассчитывается в случае, если рост совокупной платы за коммунальные услуги (отопление, газоснабжение, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, обращение с твердыми коммунальными отходами) превысил предельный индекс изменения вносимой платы за коммунальные услуги, установленный Губернатором края.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 04.12.2018 г. N 83 установлены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги за 2019-2023г.г., в т.ч. на территории Ульчского муниципального района в размере 1,7% в первом полугодии, во втором полугодии - 2,4 %.
Особенностью индексации платы граждан в 2019 году является сравнение размера вносимой платы в каждом месяце второго полугодия 2019 года с размером платы, вносимой в январе 2019 года.
Суд правильно определил круг нормативных правовых актов, подлежащих применению в спорном правоотношении.
В целях недопущения начисления гражданам платы за коммунальные услуги выше установленного размера, в адрес администрации Ульчского муниципального района направлен запрос от 30.01.2019 N 359 об определении порядка возмещения части расходов на оплату коммунальных услуг граждан, проживающих на территории в/г с. Мариинское.
На запрос от администрации Ульчского муниципального района поступила информация о невозможности заключения соглашения на предоставление субсидий со ссылкой на статью 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Вместе с тем, администрация сообщила, что имеет право предоставлять для ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России ежемесячно расчет компенсации части расходов граждан за коммунальные услуги по сельскому поселению "Село Мариинское" для отражения в платежном документе.
Суд правильно указал в решении, что начисление компенсации гражданам не зависит от начисления или отсутствия соглашения на перечисление субсидий по компенсации между администрациями районов (городских округов) с организациями, предоставляющими коммунальные услуги гражданам, ссылка администрации в отзыве на положения статьи 78.1 БК РФ является неправомерной, поскольку порядок предоставления компенсации гражданам распространяется на жилищный фонд всех форм собственности, в том числе Министерства обороны РФ. Специфика деятельности ЦЖКУ свидетельствует о невозможности не поставлять коммунальные услуги в Ульчском муниципальном районе Хабаровского края.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П (далее - Постановление КС РФ N 2-П), если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов).
В приведенном Постановлении КС РФ N 2-П и в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" указано, что субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение. По общему правилу именно данное публично-правовое образование и будет являться надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей.
Организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы (п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", Постановление Президиума ВАС РФ от 23.06.2009 N 2992/09).
На основании ежемесячно предоставленной истцом информации о начислении платы за коммунальные услуги, оказываемых гражданам, проживающим на территории сельского поселения, Администрацией истцу предоставлена информация о сумме компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг за период с января по апрель, июль, август 2019 года на сумму 14 319 руб. 70 коп.
Довод о недоказанности убытков и его размера, о недостоверности расчета сумм компенсации, о невозможности произвести проверку расчета задолженности, и при необходимости контррасчет, не были приняты судом первой инстанции в силу того, что в соответствии с пунктом 4.1 Порядка N 176, размер компенсации определен администрацией на основании предоставленной истцом информации о размерах начисленной платы гражданам за коммунальные услуги.
Кроме этого, суд апелляционной инстанции считает, что следует учитывать указания и разъяснения, изложенные в пунктах 11, 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации":
- применяя статью 15 ГК РФ, следует учитывать, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством;
- по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ);
- размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушении;
- отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное;
- если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (например, пункт 3 статьи 401, пункт 1 статьи 1079 ГК РФ).
В пунктах 4, 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" даны следующие разъяснения:
- согласно пункту 5 статьи 393 ГК РФ суд не может отказать в удовлетворении требования кредитора о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, только на том основании, что размер убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков, включая упущенную выгоду, определяется судом с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства;
- по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).
Таким образом, суд первой инстанции правильно указал на доказанность заявленного требования, ссылки ответчиков на нормы БК РФ, а также на отсутствие соглашения между истцом и публично-правовыми образованиями не имеют значения для дела.
Определяя надлежащего ответчика по заявленному требованию, суд приходит к следующим выводам.
По правилам статьи 65 АПК РФ ответчики должны были доказать обстоятельства, освобождающие их от ответственности перед истцом.
Все ответчики являются органами, выступающие от имени публично-правовых образований - Ульчского муниципального района и Хабаровского края соответственно.
Указанными выше нормативными актами на Администрацию возложена обязанность по возмещению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, которая не исполнена.
Согласно материалам дела в Закон Хабаровского края от 05.12.2018 N 387 "О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" включен объем бюджетных ассигнований, рассчитанный на основании данных, представленных органами местного самоуправления, в том числе субвенции Ульчскому муниципальному району на реализацию Закона N 357 в размере 803 280 руб. Также в деле имеются платежные поручения, подтверждающие перечисление Ульчскому району субвенций на указанную сумму.
Администрация по правилам ст. 65 АПК РФ, ст. 16 ГК РФ не доказала, что полученных средств недостаточно для удовлетворения требования истца.
Следовательно, решение о взыскании с Администрации в пользу истца убытков в виде компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг в сумме 14 319 руб. 70 коп., об отказе в иске к остальным ответчикам, не являющимися субсидиарными должниками по отношению к муниципальному образованию (Администрации), является правильным.
Оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 23.01.2020 по делу N А73-19982/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-19982/2019
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: Администрация Ульчского Муниципального Района Хабаровского Края, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Министерство ЖКХ Хабаровского края
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1782/20
24.03.2020 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-856/20
23.01.2020 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-19982/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-19982/19