г. Тула |
|
23 марта 2020 г. |
Дело N А62-11151/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2020 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Тимашковой Е.Н., Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соловьевой К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Департамента экономического развития Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1046758309410, ИНН 6730052443) к индивидуальному предпринимателю Галькевич Екатерине Олеговне (г. Смоленск, ОГРНИП 312673202600062, ИНН 672908271909) о взыскании предоставленной субсидии по договору от 17.04.2012 N 594/2;
при участии в заседании:
от Департамента экономического развития смоленской области: Сергеев И.О. (доверенность то 05.04.2017 N 505, доверенность о 10.04.2017 N 11-0158),
индивидуальный предприниматель Галькевич Екатерина Олеговна (лично, паспорт);
УСТАНОВИЛ:
Департамент экономического развития Смоленской области (далее - истец) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Галькевич Екатерине Олеговне (далее - ответчик) о взыскании субсидии, предоставленной по договору от 17.04.2012 N 594/2, в размере 300 000 руб.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 28.02.2019 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на то, что судом первой инстанции нарушено право ответчика на участие в судебных заседаниях ввиду не уведомления о них; полагает, что не нарушала условий договора о предоставлении субсидии.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Проверив в порядке, установленном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене исходя из следующего.
В апелляционной жалобе ответчик указала на неизвещение ее судом первой инстанции о судебном разбирательстве: копия заявления от истца, определение о принятии иска к производству, определение о назначении судебного заседании в адрес ответчика не поступали ввиду.указания истцом и судом первой инстанции на извещениях неверного индекса почтового отделения - "216450" (г. Починок), в связи с чем извещения до ответчика (адрес места жительства - 214012, Смоленская область, г. Смоленск, ул. 12 лет октября, д. 7 г, кв. общ.) не доходили.
Согласно ч. 1 ст. 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта в порядке, установленном АПК РФ, не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Частью 4 ст. 121 АПК РФ установлено, что судебное извещение, адресованное гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с ч. 1 ст. 122 АПК РФ копия судебного акта направляется арбитражным судом по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения адресату под расписку непосредственно в арбитражном суде или по месту нахождения адресата, а в случаях, не терпящих отлагательства, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи.
Если арбитражный суд располагает доказательствами получения лицами, участвующими в деле, и иными участниками арбитражного процесса определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, информации о времени и месте первого судебного заседания, судебные акты, которыми назначаются время и место последующих судебных заседаний или совершения отдельных процессуальных действий, направляются лицам, участвующим в деле, и иным участникам арбитражного процесса посредством размещения этих судебных актов на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе, доступ к которому предоставляется лицам, участвующим в деле, и иным участникам арбитражного процесса (далее - в режиме ограниченного доступа).
Арбитражный суд также вправе известить указанных лиц о последующих судебных заседаниях и отдельных процессуальных действиях по делу путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи.
В материалах дела отсутствуют сведения о направлении судом первой инстанции в адрес ответчика копии определения о принятии искового заявления к производству и назначении предварительного судебного заседания от 10.12.2018 по адресу места жительства предпринимателя, содержащемуся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей: 214012, Смоленская область, г. Смоленск, ул. 12 лет октября, д. 7 г, кв. общ.
Определение о назначении дела к судебному разбирательству от 01.02.2019 было направлено почтовым отправлением N 21400032690843 (т. 1 л. 51), однако согласно сведениям, содержащимся в данном отчете, почтовое отправление было возвращено отправителю без указания причины возврата. При этом вследствие указания ошибочного почтового индекса города Починок вместо Смоленска, корреспонденция, вернувшись из Починка, адресату в принципе не вручалась. Сведения об этом в отчете об отслеживании отсутствуют. Подлинник почтового отправления судом первой инстанции в материалы дела не приобщен.
В этой связи данный документ не может являться надлежащим извещением о времени и месте рассмотрения дела, так как согласно ч. 4 ст. 121 АПК РФ установлено, что судебные извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства, которое определяется согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не может признать правомерным вывод суда первой инстанции о надлежащем извещении ответчика о времени и месте судебного заседания.
Поскольку из материалов дела усматривается наличие безусловных оснований для отмены судебного акта, предусмотренных п. 2 ч. 4 ст. 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции перешёл к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в соответствии с ч. 6.1 ст. 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 17.04.2012 между истцом и ответчиком заключен договор N 594/2 "О предоставлении субъекту малого и среднего предпринимательства субсидии на создание собственного бизнеса" (далее - договор, т. 1 л. 9 - 16).
В соответствии с постановлением администрации Смоленской области от 07.06.2012 N 331 "О реорганизации и переименовании отдельных органов исполнительной власти Смоленской области" департамент экономического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Смоленской области реорганизован путем присоединения к департаменту Смоленской области по развитию потребительского рынка и предпринимательства.
Впоследствии департамент экономического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Смоленской области переименован в департамент экономического развития, инвестиций, внешнеэкономической деятельности и предпринимательства Смоленской области, который является правопреемником по всем обязательствам департамента Смоленской области по развитию потребительского рынка и предпринимательства.
В соответствии с постановлением администрации Смоленской области от 21.12.2012 N 1047 "О реорганизации и переименовании отдельных органов исполнительной власти Смоленской области" департамент экономического развития, инвестиций, внешнеэкономической деятельности и предпринимательства Смоленской области переименован в департамент экономического развития Смоленской области.
В соответствии с п. 3.3 договора получатель (ответчик) обязуется:
- осуществлять реализацию бизнес-проекта, в срок и на условиях, установленных в бизнес-проекте, обеспечить выполнение экономических показателей реализации бизнес-проекта (приложение N 1 к договору);
- в срок до 01.06.2012 предоставить документы, подтверждающие целевое использование средств;
- обеспечить в срок с 01.04.2012 по 31.12.12 выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных бизнес-проектом, а также соблюдение экономических показателей;
- сохранить общее количество рабочих мест на период не менее 6 месяцев со дня получения поддержки;
- с момента выдачи субсидии, в течение срока реализации бизнес-проекта, предоставлять отчетность в департамент один раз в год по окончании отчетного периода по форме, прилагаемой к договору (приложение N 2 "Анкета получателя поддержки"), но не позднее 1 мая года, следующего за отчетным периодом;
- предоставлять по первому требованию департамента или уполномоченного им лица в течение 3-х дней всю запрашиваемую (расчетную, финансовую и пр.) документацию для подтверждения показателей, указанных в отчетах получателя о реализации бизнес-проекта;
- в случае расторжения договора возвратить в бюджет Смоленской области полную сумму предоставленной субсидии в течение 10 рабочих дней со дня расторжения настоящего договора.
В соответствии с п. 7.1 договор вступает в силу с момента подписания и действует до завершения расчетов и до выполнения своих обязательств.
Пунктом 8.3 договора предусмотрено право истца в одностороннем порядке расторгнуть договор, если получателем субсидии не выполнены условия, указанные в п. 3.3 договора, в том числе имеют место отклонения планируемых экономических показателей в сторону уменьшения более чем на 50 процентов, не предоставлена документация для анализа хозяйственно-финансовой деятельности получателя; департаментом выявлены случаи предоставления получателем недостоверных сведений о реализации бизнес-проекта, послуживших основанием для неправомерного предоставления получателю субсидии.
Пунктом 8.4 договора установлено, что он считается расторгнутым по истечении 7 календарных дней с даты получения получателем субсидии письменного уведомления департамента о расторжении договора.
Истцом в соответствии с пунктом 3.1.1 договора 19.04.2012 перечислена на расчетный счет ответчика субсидия в общей сумме 300 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 175.
Истцом 15.05.2017 на адрес ответчика направлено уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке (т. 1 л. 17) с указанием на необходимость возврата в добровольном порядке полученной субсидии в размере 300 000 руб., в связи с неисполнением обязательств, предусмотренных п. 3.3 договора.
Уведомление было возвращено истцу 19.06.2017 в связи с истечением срока хранения (т. 1 л. 18).
Полагая, что ответчиком не исполнены предусмотренные договором обязательства, истец обратился в суд с иском о взыскании субсидии в размере 300 000 руб.
Рассматривая спор по существу, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
В силу ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) (в редакции, действовавшей на дату предоставления субсидии) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Отношения сторон договора, возникающие при реализации получателем бизнес-проекта на территории Смоленской области, регулируются законодательством Российской Федерации, Законом Смоленской области от 28.11.2008 N 153-з "О развитии малого и среднего предпринимательства в Смоленской области", постановлениями администрации Смоленской области от 02.10.2008 N 525 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Смоленской области" на 2009 - 2012 годы", от 01.09.2009 N 506 "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору субъектов малого предпринимательства, осуществляющих свою деятельность менее одного года, для предоставления субсидий на создание собственного бизнеса" и от 24.08.2009 N 496 "Об утверждении Положения о целях и условиях предоставления и расходования субсидий на создание собственного бизнеса, предоставляемых субъектам малого предпринимательства, осуществляющим свою деятельность менее одного года, категориях субъектов малого предпринимательства, имеющих право на получение указанных субсидий".
Согласно п. 1 - 5, 6, 7 постановления администрации Смоленской области от 24.08.2009 N 496 "Об утверждении Положения о целях и условиях предоставления и расходования субсидий на создание собственного бизнеса, предоставляемых субъектам малого предпринимательства, осуществляющим свою деятельность менее одного года, категориях субъектов малого предпринимательства, имеющих право на получение указанных субсидий" данное Положение определяет цели, условия и порядок предоставления субъектам малого предпринимательства субсидий на создание собственного бизнеса (далее - субсидии) за счет средств областного бюджета, а также средств, поступивших в областной бюджет из федерального бюджета на указанные цели, категории субъектов малого предпринимательства, имеющих право на получение субсидии, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Право на получение субсидии имеют юридические лица, индивидуальные предприниматели, относящиеся к категории юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, победивших в конкурсе по отбору субъектов малого предпринимательства, осуществляющих свою деятельность менее одного года, для предоставления субсидий на создание собственного бизнеса в порядке, определенном нормативным правовым актом администрации Смоленской области.
Целью предоставления субсидии является возмещение субъектам малого предпринимательства расходов по регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также расходов, связанных с созданием и развитием собственного бизнеса, реализацией бизнес-проекта.
Субсидия не может предоставляться субъектам малого предпринимательства на пополнение оборотных средств (в том числе на возмещение расходов, связанных с приобретением сырья и комплектующих изделий), на уплату налогов, на оплату труда сотрудников организации-заявителя (либо самого заявителя - индивидуального предпринимателя и его наемных работников), а также на организацию выставочно-ярмарочной деятельности.
Размер субсидии равен размеру документально подтвержденных расходов субъекта малого предпринимательства на цели, указанные в абз. 1 п. 3 настоящего Положения, и не должен превышать 300 000 руб. на одного субъекта малого предпринимательства - получателя субсидии.
Субъект малого предпринимательства представляет в уполномоченный орган отчетность о расходовании субсидии. Форма, порядок и сроки представления указанной отчетности устанавливаются уполномоченным органом.
Возврат субсидии в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении, производится субъектами малого предпринимательства добровольно. При отказе от добровольного возврата субсидий их возврат производится в судебном порядке в соответствии с федеральным законодательством.
Истец указывает, что ответчиком не исполнены обязательства, предусмотренные п. 3.3 договора.
Вместе с тем, закрепленные в п. 3.3.1, 3.3.3 обязанности ответчика осуществлять реализацию бизнес-проекта, в срок и на условиях, установленных в бизнес-проекте, обеспечить выполнение экономических показателей реализации бизнес-проекта (приложение N 1 к договору) и обеспечить в срок с 01.04.2012 по 31.12.12 выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных бизнес-проектом, исполнена, что подтверждается отчетом о ходе реализации бизнес-проекта за 2012 год (т. 2 л. 72), согласно которому
- выручка ответчика составила 5 637 тыс. руб. (при плановом договорном показателе 2 800 тыс. руб., то есть выполнено более чем на 200 %) (т. 2 л. 49 - 50);
- налоговые поступления - 65,7 тыс. руб. (при плановом договорном показателе 121 тыс. руб., то есть выполнено более чем на 50 %) (т. 2 л. 72, 140 - 162);
- сохраненные рабочие места 2 (при плановом договорном показателе 3, то есть выполнено более чем на 50 %) (т. 2 л. 41, 64 - 70).
При этом апелляционная коллегия отмечает, что согласно отчету о ходе реализации бизнес-проекта за 2013 год (т. 2 л. 51), ответчиком в отчетном периоде получена выручка в размере 9 241 тыс. руб., что в 3,3 раза выше плановой; налоговые поступления составили 126,5 тыс. руб., что больше запланированного, рабочие места также были сохранены, что подтверждает выполнение п. 3.3.4 договора.
Немаловажным является и тот факт, что согласно бизнес-плану ответчика, разработанному для истца с целью рассмотрения заявки на получение субсидии, стоимость проекта составляет 342 000 руб., а срок его реализации - 12 месяцев.
Следовательно, ответчик даже при получении субсидии в сумме меньшей, чем предусмотрено бизнес-проектом, в течение 9 месяцев, а не 12, предусмотренных бизнес-проектом, смогла добиться показателей, соответствующих условиям договора.
Пунктом 3.3.2 договора предусмотрена обязанность предоставления ответчиком в срок до 01.06.2012 документов, подтверждающих целевое использование средств. Данное обязательство также было выполнено надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела копиями договора купли-продажи оборудования от 05.02.2012 (т. 2 л. 30 - 31), товарной накладной N 15 от 08.02.2012 (т. 2 л. 39 - 40), платежного поручения N 2 от 06.02.2012 (т. 2 л. 46). Истец также подтверждает исполнение ответчиком данного пункта договора (дополнение к исковому заявлению от 25.02.2020 N 205/01-01).
Относительно выполнения п. 3.3.5 договора (о предоставлении отчетности) в заседании суда апелляционной инстанции ответчик пояснила, что исполнила данное обязательство в установленные сроки путем помещения отчетности в почтовый ящик, расположенный в здании администрации Смоленской области, согласно сложившимся правилам делового оборота.
Претензии со стороны департамента по факту неисполнения или ненадлежащего исполнения ответчиком договорных обязательств не предъявлялись с даты заключения договора до направления уведомления о его расторжении, т.е. на протяжении более чем пяти лет.
Факт того, что в соответствии со сложившимся порядком в администрации Смоленской области корреспонденция от заявителей принималась через почтовый ящик, без приёма посетителей и проставления входящих реквизитов документа, также подтверждается и выводами судов трёх инстанций в рамках дела А62-11297/2018.
К представленному истцом в суд апелляционной инстанции в электронном виде журналу регистрации исходящих документов (отзыв от 13.09.2019 N 205/01-01, т. 1 л. 162 - 167), как доказательству того, что ответчик не сдавала отчетность, предусмотренную договором, судебная коллегия относится критически, так как поступающие документы должны регистрироваться как входящие, а не как исходящие. Кроме того, представленный журнал окончен 27.11.2012, что не может свидетельствовать о неисполнении ответчиком обязанности по сдаче отчетности в более поздний срок, начиная с 28.11.2012 при наличии у него такого права до мая 2013 года.
Иные допустимые доказательства непредставления истцом отчётов в материалах дела отсутствуют. Документация, предусмотренная п. 3.3.6 договора истцом у ответчика не запрашивалась. При этом ответчиком соответствующие отчёты в материалы дела представлены (т.2 л.д. 72, т.2 л.д. 51).
С учетом всего вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что договор сторонами исполнен. Поскольку исполнение обязательств по договору является способом их прекращения в соответствии со ст. 408 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор не может быть расторгнут в силу отсутствия обязательств из него вытекающих после надлежащего исполнения.
Таким образом, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют, а решение суда подлежит отмене.
Расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ подлежат отнесению на истца.
Излишне уплаченная государственной пошлина подлежит возврату ответчику из федерального бюджета на основании пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 28.02.2019 по делу А62-11151/2018 отменить.
В удовлетворении требований Департамента экономического развития Смоленской области отказать.
Взыскать с Департамента экономического развития Смоленской области в пользу индивидуального предпринимателя Галькевич Екатерины Олеговны 300 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Галькевич Екатерине Олеговне из федерального бюджета 2 700 рублей излишне уплаченной государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-11151/2018
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Галькевич Екатерина Олеговна
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. СМОЛЕНСКУ