г. Воронеж |
|
24 марта 2020 г. |
Дело N А64-1082/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.03.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 24.03.2020.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Коровушкиной Е.В., |
судей |
Письменного С.И., |
|
Афониной Н.П., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильченко Е.В.,
при участии:
от Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Уваровская центральная районная больница": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тамбовской области": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Уваровская центральная районная больница" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.11.2019 по делу N А64-1082/2019 по иску Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Уваровская центральная районная больница" (ОГРН 1026800813027 ИНН 6830002132) к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Тамбовской области" (ОГРН 1026801160099 ИНН 6831008352) о взыскании 475 862,00 рублей,
установил:
Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Уваровская центральная районная больница" (далее - истец, ТОГБУЗ "Уваровская ЦРБ") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Тамбовской области" (далее - ответчик, ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области") о взыскании задолженности за проведение гражданам при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу, призыве на военную службу, при пребывании в запасе по направлению отдела военного комиссариата лабораторных, инструментальных исследований за период 2018 в сумме 475 862,00 рублей.
Определением суда от 15.02.2019 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 АПК РФ. Определением от 01.04.2019 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.11.2019 по делу N А64-1082/2019 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ТОГБУЗ "Уваровская ЦРБ" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на то, что проведение обязательных диагностических исследований в рамках медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной или приравненной к ней службе не оплачивается за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования.
В материалы дела от ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому ответчик возражал против доводов апелляционной жалобы, считал решение суда первой инстанции законным обоснованным, просил оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы откладывалось в порядке ст.ст. 158, 159, 266 АПК РФ.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители сторон не явились.
ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" заявил о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ТОГБУЗ "Уваровская ЦРБ" в рамках весеннее-осеннего призыва в 2018 году проводилось диагностическое исследование в рамках медицинского освидетельствования призывников и юношей призывного возраста, направленных военным комиссариатом для проведения медицинского освидетельствования, с целью определения годности к военной службе.
Договор о проведении медицинских осмотров и лабораторных исследований между ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" и ТОГБУЗ "Уваровская ЦРБ" не заключался.
Ответчику выставлены счета N 662 от 08.08.2018 на сумму 149694 руб. (акт N 662 от 08.08.2018), N 170 от 15.03.2018 на сумму 107380 руб., N 926 от 22.11.2018 на сумму 218788 руб.
16.01.2019 в адрес ответчика направлена претензия об оплате оказанных услуг, которая осталась без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешив спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции, исходя при этом из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ, статье 11 ГК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Факт проведения обязательных диагностических исследований для граждан, направляемых Военным комиссариатом в спорный период, ответчиком не оспаривается, возражения по расчёту отсутствуют, о некачественном оказании истцом услуг не заявлено.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик указывал на то, что оплата диагностических исследований должна производиться за счёт бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств обязательного медицинского страхования.
Исходя из правовой природы отношений, вытекающих из фактического оказания услуг, подлежат применению нормы главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Статьёй 779 ГК РФ установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Договор между сторонами отсутствует.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 5 Закона N 53-ФЗ военными комиссариатами осуществляется проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учёт, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с 5 Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы. Согласно абзацу третьему указанной выше статьи Закона N 53-ФЗ, медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов осуществляется проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учёт, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы. При этом, пунктом 6 статьи 5.1 Закона N 53-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Пунктом 7 статьи 5.1 Закона N 53-ФЗ определено, что финансовое обеспечение медицинского обследования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Таким образом, оказанные истцом услуги по медицинскому обследованию указанной категории граждан финансируются в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ (далее - Закон N 323-ФЗ). В соответствии с пунктом 5 статьи 25 Закона N 323-ФЗ граждане при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, поступлении в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, заключении договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, а также граждане, направляемые на 6 альтернативную гражданскую службу, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности к военной службе или приравненной к ней службе. Как указано в пункте 2 письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2015 N 11-9/10/2-7796 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год", проведение обязательных диагностических исследований при постановке граждан на воинский учёт, призыве или поступлении на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, поступлении в военные профессиональные организации или военные образовательные организации высшего образования, заключении договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, а также при направлении на альтернативную гражданскую службу осуществляется за счёт бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в части видов медицинской помощи и по заболеваниям, не входящим в базовую программу обязательного медицинского страхования) и средств обязательного медицинского страхования (в части видов медицинской помощи и по заболеваниям, входящим в базовую программу обязательного медицинского страхования). В письме также отмечено, что финансовое обеспечение медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной службе осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и не включено в средние нормативы, установленные программой. Аналогичные положения содержатся в пункте 2 письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.12.2016 N 11-7/10/2-8304 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов". При таких обстоятельствах, отсутствуют правовые основания отнесения спорных расходов к обязательствам федерального бюджета и подлежащими оплате военными комиссариатами, в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 5.1 Закона N 53-ФЗ. Поскольку действующее законодательство разграничивает понятия обязательное диагностическое исследование и медицинское освидетельствование в целях определения годности граждан к военной или приравненной к ней службе, которое проводится после получения результатов обязательных диагностических исследований, оплата услуг по диагностическому исследованию призывников подлежит возмещению за счёт бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств 7 обязательного страхования (в зависимости от вида проводимого исследования), а не за счёт военных комиссариатов.
Исходя из изложенного, у суда области не имелось оснований для взыскания с Военного комиссариата задолженности в сумме 437 189,63 руб. за проведение диагностических исследований призывников.
При этом вывод суда области о том, что оказанные услуги по диагностическому исследованию (общий анализ крови, общий анализ мочи, ЭКГ, забор крови из вены, определение группы крови) подлежат оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, не принимается во внимание, поскольку является преждевременным, так как истец настаивал на рассмотрении требований к ответчику ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области".
Поскольку в настоящем деле требования к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Тамбовской области не заявлены, то и не рассматриваются судом по существу, вопрос об отнесении расходов на счет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области может быть разрешен в рамках самостоятельного искового производства.
Между тем данный вывод не привел к принятию неверного решения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо опровергали выводы арбитражного суда области, в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение следует оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В силу положений ст. 110 АПК РФ, учитывая результат рассмотрения спора, расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.11.2019 по делу N А64-1082/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Уваровская центральная районная больница" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Коровушкина |
Судьи |
С.И. Письменный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-1082/2019
Истец: ОГБУ Тамбвоское здравоохранения "Уваровская центральная районная больница"
Ответчик: ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области"