город Ростов-на-Дону |
|
24 марта 2020 г. |
дело N А53-28566/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрекачёва А.Н.,
судей Шимбаревой Н.В., Сулименко Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лавриновой Т.Г.
при участии:
от Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону: представитель Шомина О.В. по доверенности от 23.12.2019; представитель Максутов Т.И. по доверенности от 20.08.2019; представитель Филимонова Е.З. по доверенности от 23.12.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПЛЮС-К" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.01.2020 по делу N А53-28566/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПЛЮС-К" к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону о признании решения недействительным,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ПЛЮС-К" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району города Ростова-на-Дону N 09/8 от 21.08.2019 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога, начисления соответствующих пеней и штрафов по земельном налогу за 2014-2016 год.
Заявитель, воспользовавшись правом, предоставленным статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил заявленное требование и просил признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району города Ростова-на-Дону N 09/8 от 21.08.2019 в части доначисления земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами: 61:44:0080415:6, 61:44:0080415:7 за 2014 год в сумме 197 692,00 руб., по земельным участкам с кадастровыми номерами: 61:44:0080415:6, 61:44:0080415:7, 61:44:0080415:89, 61:44:0080415:90, 61:44:0080415:91 за 2015 год в сумме 741 031,00 руб., начисления соответствующих пеней и штрафов по земельному налогу.
Уточнения приняты судом.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.01.2020 по делу N А53-28566/2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.01.2020 по делу N А53-28566/2019, общество с ограниченной ответственностью "ПЛЮС-К" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что спорные земельные участки приобретены обществом с намерением осуществлять жилищное строительство, следовательно, применение ставки земельного налога 0,3% является правомерным, а повышающий коэффициент применению не подлежит. Податель жалобы указывает, что судом первой инстанции неправильно применены положения пункта 15 статьи 396 НК РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону просит решение оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали правовые позиции по спору.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ростовской области от 20.01.2020 по делу N А53-28566/2019 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка ООО "Плюс-К" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2014 -31.12.2016: налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога; за период 01.06.2014 - 30.09.2017 налога на доходы физических лиц.
По результатам проверки составлен акт N 09/48 от 24.09.2018, который в соответствии с пунктом 5 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации одновременно с извещением о времени и месте рассмотрения материалов проверки N 09/48/1 от 24.09.2018 вручен 25.09.2018 директору общества Перельману А.М., что подтверждено его подписью.
В соответствии с пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиком 02.10.2018 представлены возражения по материалам выездной налоговой проверки.
Рассмотрение материалов проверки с учетом представленных возражений налогоплательщика, состоялось 31.10.2018 в отсутствие представителей общества, (протокол N 3234 от 31.10.2018).
12.11.2018 по результатам рассмотрения материалов проверки, а также возражений налогоплательщика в соответствии со статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации принято решение N 09/68 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки N 09/48/2 от 17.01.2019 вручено 17.01.2019 директору общества Перельману А.М., о чем имеется соответствующая отметка.
21.02.2019 по результатам рассмотрения материалов проверки вынесено решение N 09/8 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщику доначислен, в том числе, земельный налог в размере 3 120 047 руб., соответствующие пени в размере 670 226 руб. и штраф в размере 198 051 руб.
Управление ФНС России по Ростовской области решением от 20.06.2019 N 15-18/2238 оставило жалобу общества без удовлетворения, в связи с чем, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признает налогоплательщиками земельного налога организации и юридические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Пунктом 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять федеральное законодательство о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Пунктом 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Кодекса.
В г. Ростове-на-Дону налоговые ставки установлены Решением Ростовской-на-Дону Городской Думы от 23.08.2005 N 38 "Об утверждении "Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону".
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о земельном налоге на территории г. Ростова-на-Дону (к решению городской Думы от 23.08.2005 N 38) налоговая ставка по земельному налогу для земельных участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки установлена в размере 0,3 %, для земель с видом разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок" установлена ставка в размере 1,5 %.
Как установлено пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками земельного налога признаются, в том числе, организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, если иное не установлено пунктом 1 статьи 388 Кодекса.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 % в отношении земельных участков, в том числе, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
В силу пункта 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 статьи 396 Кодекса.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В силу пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Исходя из буквального толкования положений статей 1, 7, пункта 11 статьи 85, статей 88 - 93 Земельного кодекса Российской Федерации, отнесение земель к той или иной категории зависит от фактического использования, а не от видов деятельности их собственника.
Поскольку объектом земельных отношений согласно пункту 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации является земельный участок, индивидуализированный в установленном порядке, допустимые виды разрешенного использования определяются применительно к конкретному земельному участку из категории земель сельскохозяйственного назначения.
Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Налоговым органом в ходе проведения проверки были проанализированы основания образования спорных земельных участков, по которым произведены доначисления и виды их разрешенного использования.
Земельные участки с кадастровыми номерами 61:44:0080415:6 и 61:44:0080415:7 приобретены ООО "Плюс-К" у ОАО "СУ СКВО" на основании договора купли-продажи недвижимости N 03/08-09/14 от 21.08.2014.
Согласно приложению N 1 к данному договору купли-продажи недвижимого имущества в собственность ООО "Плюс-К" переходят в том числе земельные участки с кадастровыми номерами 61:44:0080415:6 и 61:44:0080415:7, вид разрешенного использования по данным земельным участкам "Земельные участки, категория земель - земли населенных пунктов - многоквартирные жилые дома (для строительства)".
Указанный вид разрешенного использования в соответствии с положениями пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для применения повышающего коэффициента, установленного данной статьей вне зависимости от планирования осуществления жилищного строительства.
Земельные участки с кадастровыми номерами 61:44:0080415:89, 61:44:0080415:90, 61:44:0080415:91 образованы в результате перераспределения участков с кадастровыми номерами 61:44:0080415:6 и 61:44:0080415:7 и зарегистрированы с тем же видом разрешенного использования - многоквартирные жилые дома (для строительства), что также является основанием для применения повышающих коэффициентов, установленных пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации.
В ходе выездной налоговой проверки установлено, что налогоплательщиком в налоговых декларациях за проверяемый период с 2014 - 2016 г по земельным участкам с кадастровыми номерами 61:44:0080415:89; 61:44:0080415:90; 61:44:0080415:91; 61:44:0080415:6; 61:44:0080415:7 с видами разрешенного использования - для жилищного строительства необоснованно применена ставка земельного налога в размере 0,3 % без учёта коэффициента 2 и 4, установленного пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как указано в Определении КС РФ от 26.03.2019 N 820-О, налогоплательщик должен использовать принадлежащий ему земельный участок в соответствии с тем видом разрешенного использования, который в установленном порядке определен и отражен в ЕГРН. В ином случае с учетом принципа экономического основания налога создавались бы препятствия для определения объективных показателей элементов налогообложения, в том числе размера налоговой ставки, для целей исчисления и уплаты земельного налога.
Согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускается использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
По смыслу указанной правовой нормы устанавливается общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.
Данный вывод подтверждается позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 мая 2012 года N 13016/11 по делу N А27-12216/2010.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о фактическом изменении вида использования земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах, должно быть непосредственно связано (вызвано) с реальным изменением его фактического использования соответствующим пользователем.
Изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных Законом требований.
Согласно диспозиции статей 387, 388, 394 Налогового кодекса Российской Федерации для применения пониженной ставки налога необходимо не только отнесение земельных участков к землям занятым жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенным (предоставленных) для жилищного строительства, но и фактическое использование этих земельных участков по целевому назначению.
С учетом вышеизложенного правообладатели могут самостоятельно принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка и направить соответствующее заявление в орган, осуществляющий кадастровый учет. Орган кадастрового учета определяет новую кадастровую стоимость и вносит ее в кадастр объектов недвижимости.
Возможность применения пониженной налоговой ставки, в частности для земель, предназначенных для жилищного строительства или занятых жилищным фондом, по своей сути является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования земель по их прямому назначению, в рассматриваемом случае для жилищного строительства.
В случае если приобретается земельный участок с видом разрешенного использования "для жилищного строительства", или, как в данном случае, производится преобразование участков с присвоением вида разрешенного использования "для жилищного строительства", должен применяться повышающий коэффициент, установленный пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации.
Применение данного коэффициента обусловлено необходимостью стимулировать налогоплательщиков, владеющих такими земельными участками, осуществлять строительство в пределах трехлетнего срока с момента приобретения данных участков, путем установления повышенной ставки земельного налога для земель, выделенных под жилищное строительство, в случае, если строительство на данных землях не завершено в разумный с точки зрения законодателя срок - три года.
Поскольку ООО "ПЛЮС-К" не завершило строительство в течение трех лет, вывод налогового органа о неправомерности не применения при исчислении земельного налога за 2014-2015 годы в отношении вышеуказанных земельных участков повышающего коэффициента 2 является обоснованным.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения инспекции незаконным.
Необходимость использования земельных участков по целевому назначению для применения пониженной налоговой ставки 0,3 % и коэффициента 2 в отношении земельных участков, приобретенных для жилищного строительства, подтверждена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2018 N 307-КГ18-20670 по делу N А66-16992/2017, от 30.10.2018 N 305-KT18-16987 по делу N А41-80451/2017, постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.03.2019 по делу N А32-18787/2018, разъяснениях данных в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 15.01.2019 NBC-4-21/279, от 21.02.2019 N 03-05-06-02/11312.
Ссылки общества, в подтверждение заявленной по делу позиции, на постановление АС СКО от 25.04.13 по делу N А53-19921/2012 апелляционным судом во внимание не принимаются, поскольку по указанному делу имели место иные фактические обстоятельства.
Доводы общества, приведенные в апелляционной жалобе, в том числе, о том, что критерием применения ставки по земельному налогу в размере 0,3% является намерение осуществлять на земельном участке жилищное строительство, а критерием для применения повышающего коэффициента - условие осуществления такого строительства, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств, но не опровергают выводы суда.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы могли повлиять на правовую оценку спорных правоотношений и которые не были бы учтены судом.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у судебной коллегии не имеется.
Поскольку подача апелляционной жалобы на решение арбитражного суда, вынесенного по результатам рассмотрения заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным, оплачиваются государственной пошлиной в размере 1500 рублей (подпункт 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации), ООО "ПЛЮС-К" из федерального бюджета надлежит возвратить 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 31.01.20 N 26.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.01.2020 по делу N А53-28566/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "ПЛЮС-К" возвратить из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 31.01.20 N 26.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
А.Н. Стрекачёв |
Судьи |
Н.В. Шимбарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-28566/2019
Истец: ООО "ПЛЮС-К"
Ответчик: ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону