г. Владимир |
|
25 марта 2020 г. |
Дело N А79-8759/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.03.2020.
Полный текст постановления изготовлен 25.03.2020.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Богуновой Е.А.,
судей Долговой Ж.А., Фединской Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горевой О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 27.09.2019 по делу N А79-8759/2019, по иску Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (ОГРН 1122130007438, ИНН 2130104830) к производственному кооперативу "Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие N 2" (ОГРН 1022100978118, ИНН 2126003814) о признании свидетельства недействительным,
при участии представителей:
от истца - не явился, извещен;
от ответчика - не явился, извещен,
установил:
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с исковым заявлением к производственному кооперативу "Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие N 2" (далее - Предприятие, ответчик) о восстановлении срока исковой давности, о признании свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок недействительным и прекращении его действия.
Решением от 27.09.2019 Арбитражный суд Чувашской Республики в удовлетворении иска отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая принятый судебный акт, заявитель, ссылаясь на статьи 195, 196, 181, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, полагает, что поскольку ответчиком обязательства по условиям свидетельства об осуществлении перевозок не исполнялись, ответчик не осуществлял перевозки по спорному маршруту регулярных перевозок N 226, соответственно, в данном случае имеется перерыв срока исковой давности. Кроме того, указал, что Министерством незначительно был пропущен срок исковой давности, в связи с чем, имелись все основания для восстановления срока исковой давности.
Истец отзыв на апелляционную жалобу в суд не направил.
Определениями от 12.12.2019, от 23.01.2020, от 20.02.2020 рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось.
Определением от 20.02.2020 в составе суда произведена замена судьи Кириловой Е.А. на судью Фединскую Е.Н.
После отложений судебное разбирательство было продолжено без участия представителей от сторон.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 26.12.2014 между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (заказчик) ПК "Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие N 2" (исполнитель) заключен договор N100 на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальном маршруте, по условиям которого Заказчик поручает, а Исполнитель обязуется осуществлять регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах, организуемые сверх государственного заказа, по маршрутам, указанным в Приложении N1 к договору, в соответствии с расписанием движения автобусов на маршруте (Приложение N2) и требованиями к качеству пассажирских перевозок в соответствии с приложением N3 к договору по установленным действующим законодательством тарифом (пункт 1.1. договора).
Согласно приложению N 1 к договору перечень автобусных маршрутов, обслуживаемых исполнителем N 226, "Чебоксары - Новочебоксарск", категория маршрута - пригородный.
Согласно пункту 5.4 договора договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует на период до проведения очередного конкурса, но не более чем на 6 месяцев.
Истец выдал ответчику свидетельство серия 21 ЧР N 000025 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 226 "Чебоксары - Новочебоксарск" со сроком действия с 16.07.2016 по 15.07.2021.
Истец, считая, что выданное свидетельство является недействительным, обратился в арбитражный суд с исковыми требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, руководствовался положениями статей 153, 166, 167, 168, 195, 199 Гражданского кодекса Российской Федерации и, квалифицировав выдачу свидетельства на осуществление регулярных перевозок в качестве сделки, пришел к выводу об истечении срока исковой давности для признания свидетельства недействительным (ничтожным).
Первый арбитражный апелляционный суд, оставляя резолютивную часть решения суда первой инстанции без изменения, полагает необходимым изменить мотивировочную часть судебного акта на основании следующего.
В силу части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ) свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.
Согласно части 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
В соответствии со статьей 19 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты, по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок, порядок проведения которого установлен статьями 21 - 24 названного Федерального закона.
При этом законодатель не предполагает заключения перевозчиком с уполномоченным органом какого-либо контракта или договора при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Из совокупного толкования приведенных норм следует, что свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - это документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.
Согласно статье 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Выдача уполномоченным органом свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок порождает у перевозчика право на осуществление перевозок по указанному в свидетельстве маршруту, но не образует гражданских правоотношений между уполномоченным органом местного самоуправления и перевозчиком. Напротив, в данном случае, выдавая соответствующее свидетельство, уполномоченный орган осуществляет властно-распорядительные функции, следовательно, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о сделках в данном случае неприменимы.
Изложенное свидетельствует о том, что Министерство в данном случае выбрало неверный способ защиты.
Указанное соответствует правовой позиции Арбитражного суда Волго-Вятского округа, выраженной в постановлении от 03.03.2020 по делу N А79-13641/ 2018.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска не имеется.
Доводы жалобы основаны на ошибочном толковании закона.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 27.09.2019 по делу N А79-8759/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.А. Богунова |
Судьи |
Ж.А. Долгова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-8759/2019
Истец: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики
Ответчик: "Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие N 2"