г. Вологда |
|
25 марта 2020 г. |
Дело N А13-17256/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 25 марта 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Осиповым Н.Д,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "СтройГрупп" Мартюшова Д.С. по доверенности от 01.07.2019, от Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области Садинова Т.М. по доверенности от 10.02.2020 N 7, от акционерного общества "ВАД" Ильичева М.С. по доверенности от 10.05.2018 N 61,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройГрупп" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 31 января 2020 года по делу N А13-17256/2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СтройГрупп" (ОГРН 1073528015670, ИНН 3528133413; адрес: 142800, Московская область, город Ступино, улица Транспортная, владение 13, помещение 27, 28, 29; далее - ООО "СтройГрупп", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области (ОГРН 1023500877949, ИНН 3525108200, адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Зосимовская, дом 65; далее - департамент) о признании недействительными решений от 14.06.2019 N 44 и от 26.03.2019 N 17.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: акционерное общество "ВАД" (ОГРН 1037804006811, ИНН 7802059185; адрес: 160019, Вологодская область, город Вологда, улица Чернышевского, дом 133; далее - АО "ВАД"), Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (ОГРН 1033500044456, ИНН 3525048696; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Пушкинская 25; далее - УФАС, антимонопольный орган).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 31 января 2020 года по делу N А13-17256/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Департамент и АО "ВАД" в своих отзывах считают решение суда законным и обоснованным.
УФАС отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Антимонопольный орган надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей ООО "СтройГрупп", департамента и АО "ВАД", исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения направленного 20.02.2019 ООО "СтройГрупп" заявления о выдаче лицензии на пользование недрами комиссией департамента принято решение от 13.03.2019 N 14 об отказе в предоставлении права пользования участком недр местного назначения на основании части третьей статьи 18 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1, Закон о недрах), пункта 2.4 административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению права пользования участками недр местного значения департаментом, утвержденного приказом департамента от 30.10.2017 N 829 (далее - административный регламент).
В выписке из протокола от 13.03.2019 N 10-ОПИ/13.03.2019 и направленного обществу письма департамента от 19.03.2019 N ИХ.08-2333/19 усматривается, что основанием для отказа явилось соответствие целевому назначению, предусмотренному частью третьей статьи 18 Закона о недрах, из пяти представленных контрактов только муниципального контракта от 13.11.2018 N 16-06-03/271-2018 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Улица Маяковского (от проспекта Победы до улицы Сталеваров). При этом объем природных материалов, необходимых для строительства дороги и устройства перекрестков по указанному муниципальному контракту, составлял ориентировочно 10 190, 05 м3, что не соответствует заявленной обществом потребности предприятия в сырье объемом 7 298 600 м3 и среднегодовому объему добычи 150 000 м3 при сроке действия муниципального контракта N 16-06-03/271-2018 до 06.12.2019. Другие представленные обществом муниципальные контракты не соответствовали целевому назначению - выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования.
Не согласившись с решением департамента от 13.03.2019 N 14, общество обратилось с жалобой в УФАС, которое в соответствии с положениями статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), направило департаменту предупреждение от 21.05.2019 N 1927 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в срок до 17.06.2019 путем отмены решения от 13.03.2019 N 14.
В предупреждении указано, что действия департамента содержат признаки нарушений пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, статьи 17 Закона о недрах, выражающиеся в ненадлежащем рассмотрении заявления ООО "СтройГрупп" о предоставлении государственной услуги по оформлению, регистрации и выдаче лицензии на пользование недрами с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча песка строительного на месторождении Большая Дора в Череповецком районе Вологодской области и принятии решения от 13.03.2019 N 14 об отказе в предоставлении права пользования участком недр местного назначения.
После получения названного предупреждения УФАС департамент принял решение от 05.06.2019 N 43, которым отменил указанное выше решение и определил повторно рассмотреть заявление общества от 19.02.2019 о предоставлении государственной услуги по оформлению, регистрации и выдаче лицензии на пользование недрами с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча песка строительного на месторождении Большая Дора в Череповецком районе Вологодской области.
При повторном рассмотрении заявления общества от 19.02.2019 департамент принял решение от 14.06.2019 N 44 об отказе в предоставлении права пользования участком недр местного назначения на основании части третьей статьи 18 Закона о недрах, пункта 2.4, подпунктов 2, 4 пункта 2.16 административного регламента.
Согласно выписке из протокола от 14.06.2019 N 30-ОПИ/14.06.2019 основанием для отказа в предоставлении государственной услуги также явилось соответствие целевому назначению, предусмотренному частью третьей статьи 18 Закона о недрах, из пяти представленных контрактов только муниципального контракта от 13.11.2018 N 16-06-03/271-2018 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Улица Маяковского (от проспекта Победы до улицы Сталеваров)". При этом объем природных материалов, необходимых для строительства дороги и устройства перекрестков по указанному муниципальному контракту, составляет ориентировочно 10 190,05 м3, что не соответствует заявленной обществом потребности предприятия в сырье объемом 7 298 600 м3 и среднегодовому объему добычи 150 000 м3 при сроке действия муниципального контракта N 16-06-03/271-2018 до 06.12.2019. Остальные представленные обществом муниципальные контракты не соответствуют целевому назначению - выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования.
Кроме того, в протоколе рассмотрения заявления дополнительно указано, что право пользования рассматриваемым месторождением предоставлено АО "ВАД" на основании лицензии от 30.04.2019 ВОЛ 80786 ТЭ.
В материалах дела усматривается, что АО "ВАД" также направляло департаменту 13.03.2019 заявление о предоставлении государственной услуги по оформлению, регистрации и выдаче лицензии на пользование недрами с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча песка строительного на месторождении Большая Дора в Череповецком районе Вологодской области, по результатам рассмотрения которого департаментом принято решение от 26.03.2019 N 17 о предоставлении АО "ВАД" соответствующей лицензии на пользование недрами.
Не согласившись с решениями департамента от 14.06.2019 N 44 и от 26.03.2019 N 17, общество оспорило их в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
В силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующие орган, который его принял.
В соответствии с частью третьей статьи 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Пунктом 1 части первой статьи 2.3 Закона о недрах предусмотрено, что участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, относятся к участкам недр местного значения.
Пользователями недр на участках недр местного значения, которые указаны в пункте 1 части первой статьи 2.3 Закона о недрах и которые предоставляются в пользование в соответствии с абзацем восьмым пункта 6 статьи 10.1 данного Закона, могут быть юридические лица, с которыми заключены гражданско-правовые договоры на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) или Федеральным законом от 18.07. 2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) (статья 9 Закона о недрах).
Согласно абзацу восьмому пункта 6 статьи 10.1 Закона о недрах основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении без проведения конкурса или аукциона права пользования участком недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, необходимых для целей выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, осуществляемых на основании гражданско-правовых договоров на выполнение указанных работ, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ или Законом N 223-ФЗ.
Общераспространенные полезные ископаемые, добываемые на указанных участках недр местного значения, могут использоваться только в объеме и для целей выполнения соответствующих работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (часть третья статьи 18 Закона о недрах).
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, исходя из системного толкования приведенного выше правового обоснования лицензия на пользование участком недр местного значения выдается департаментом после принятия им решения о предоставлении заявителю права пользования участком недр, необходимым для целей выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования.
При этом общераспространенные полезные ископаемые, добываемые на участках недр местного значения, предоставленных в соответствии с вышеизложенным порядком, могут использоваться только в объеме и для целей выполнения указанных работ, что свидетельствует об установлении законодательством целевого назначения использования полезных ископаемых, добытых на участках недр, предоставляемых без проведения конкурса.
В рассматриваемом случае комиссией департамента 13.03.2019 и 14.06.2019 проведен анализ заявления о предоставлении государственной услуги по оформлению, регистрации и выдаче лицензии на право пользования недрами от 19.02.2019 и представленных обществом документов.
Как отмечалось ранее, в своих заявлениях общество просило выдать лицензию на пользование недрами с целью разведки и добычи песка строительного на месторождении Большая Дора в Череповецком районе Вологодской области для гражданского и дорожного строительства. Потребность предприятия в сырье им указана в объеме 7 298 600 м3, среднегодовой объем добычи - 150 000 м3.
При этом анализ представленных обществом документов по контракту на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, в соответствии с Законом N 44-ФЗ, свидетельствует о потребности общества в строительном песке объемом 10 190, 05 м3, что указывает на явное завышение объема, приведенного в заявлении общества от 19.02.2019, поскольку испрашиваемый объем в 716 раз превышает требуемое для выполнения контракта количество инертных материалов.
Следовательно, общество представило в департамент недостоверные сведения о необходимом объеме строительного песка для выполнения контракта по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, заключенного в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
В силу части первой статьи 18 Закона о недрах порядок предоставления участков недр местного значения в пользование устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок пользования участками недр местного значения на территории Вологодской области (далее - Порядок), утвержден постановлением Правительства Вологодской области от 03.05.2011 N 452.
Согласно абзацу седьмому подпункта 4.1.2 пункта 4.1 Порядка участки недр местного значения предоставляются в пользование на основании решения департамента о предоставлении права пользования участком недр местного значения, который указан в пункте 1 части первой статьи 2.3 Закона о недрах, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, необходимых для целей выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, осуществляемых на основании гражданско-правовых договоров на выполнение указанных работ, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ или Законом N 223-ФЗ.
Пунктом 4.3 Порядка установлено, что предоставление права пользования участками недр местного значения в случаях, предусмотренных абзацем седьмым подпункта 4.1.2 пункта 4.1 настоящего Порядка, определяется департаментом.
В свою очередь, департамент установил порядок предоставления права пользования данными участками недр местного значения в административном регламенте.
В соответствии с пунктом 2.4 административного регламента результатом предоставления государственной услуги при оформлении, регистрации и выдаче лицензии является принятие решения о выдаче (направлении) заявителю зарегистрированной лицензии на пользование недрами либо принятие решения об отказе в выдаче лицензии на пользование недрами.
Срок предоставления такой государственной услуги со дня поступления заявления и прилагаемых документов в департамент составляет 60 календарных дней (пункт 2.5 административного регламента).
В случае предоставления государственной услуги по оформлению, регистрации и выдаче лицензий на пользование недрами в отношении участка недр местного значения, который указан в пункте 1 части первой статьи 2.3 Закона о недрах и который предоставляется для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, необходимых для целей выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, заявитель, помимо документов, указанных в пункте 2.7.1 административного регламента, представляет копии гражданско-правовых договоров на выполнение указанных работ, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ (пункт 2.7.1.4 административного регламента).
В пункте 2.16 перечислены основания для отказа в предоставлении государственной услуги по оформлению, регистрации и выдаче лицензий на пользование недрами:
1) заявление подано с нарушением установленных настоящим административным регламентом требований;
2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;
3) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;
4) если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования.
Предоставление недостоверных сведений о необходимом объеме строительного песка для выполнения контракта по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, заключенного в соответствии с Законом N 44-ФЗ, свидетельствует о том, что заявитель умышленно представил о себе неверные сведения, поскольку знал об объемах строительного песка, необходимых для выполнения работ по контракту от 13.11.2018 N 16-06-03/271-2018. Предоставление права пользования недрами данному заявителю при указанных обстоятельствах свидетельствовало бы о несоблюдении антимонопольных требований в части нецелевого использования участков недр.
Таким образом, применение департаментом при отказе в предоставлении рассматриваемой государственной услуги положений части 3 статьи 18 Закона о недрах и подпунктов 2 и 4 пункта 2.16 административного регламента обоснованн. Оснований не согласиться с таким выводом суда апелляционная инстанция не усматривает.
Доводы заявителя о нарушении департаментом при принятии решения положений административного регламента несостоятельны.
Кроме того, судом первой инстанции также правомерно принято во внимание, что муниципальный контракт от 13.11.2018 N 16-06-03/271-2018 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Улица Маяковского (от проспекта Победы до улицы Сталеваров) исполнен АО "ВАД", иной контракт на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, заключенный в соответствии с Законом N 44-ФЗ или Законом N 223-ФЗ, отсутствует.
В связи с изложенным у суда первой инстанции не имелось оснований для признания недействительными решений департамента от 14.06.2019 N 44 и от 26.03.2019 N 17.
Суд апелляционной инстанции констатирует, что доводы апелляционной жалобы, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным обществом суду первой инстанции, были предметом исследования Арбитражного суда Вологодской области и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна. Иное толкование апеллянтом норм материального права не свидетельствуют о неправильном их применении судом первой инстанции.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобе аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 31 января 2020 года по делу N А13-17256/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройГрупп" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-17256/2019
Истец: ООО "СтройГрупп"
Ответчик: Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области
Третье лицо: АО "ВАД", УФАС по Вологодской области
Хронология рассмотрения дела:
07.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7507/20
25.03.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1529/20
31.01.2020 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-17256/19
28.10.2019 Определение Арбитражного суда Вологодской области N А13-17256/19