г. Санкт-Петербург |
|
25 марта 2020 г. |
Дело N А21-960/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от истца (заявителя): Кожевникова ИЮ - доверенность от 24/12/2019
от ответчика (должника): не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-337/2020) ООО "ФАКТОР-АВТО" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.11.2019 по делу N А21-960/2019(судья О.Д. Кузнецова), принятое
по заявлению Калининградской областной таможни
к ООО "ФАКТОР-АВТО"
3-е лицо: ООО "ГИПЕРИОН"
о взыскании утилизационного сбора,
установил:
Калининградская областная таможня (далее - Таможня) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Фактор-Авто" (далее - Общество) о взыскании 5 175 000 руб. утилизационного сбора, 16 818,75 руб. пеней за просрочку уплаты с 21.09.2018 по 03.10.2018, а также пеней за просрочку уплаты с 03.10.2018 по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Гиперион".
Решением суда от 21.11.2019 заявление удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. По мнению подателя жалобы, у Общества отсутствует обязанность по уплате утилизационного сбора, поскольку таможенным органом не доказаны обстоятельства, являющиеся основанием для взыскания обязательных платежей и санкций.
В судебном заседании представитель Таможни возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
ООО "Фактор-Авто" и ООО "Гиперион", извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьего лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Фактор-авто" ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза и задекларировало по ДТ N 10012210/050918/0003583 погрузчик фронтальный одноковшевый с шарнирно - сочлененной рамой, дата выпуска: 01.07.2007, марка: "HITACHI", модель: ZW310. В графе 31 ДТ указано: поставляется в частично разобранном виде для удобства транспортировки, демонтированы 4 колеса, не для движения по дорогам общего пользования, для разборки на узлы, агрегаты, запчасти". Код товара в соответствии с графой 33ДТ - 8429 51 990 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
05.09.2018 товар выпущен таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления" без уплаты утилизационного сбора.
21.09.2018 таможенным органом установлен факт неуплаты утилизационного сбора в отношении погрузчика.
03.10.2018 таможенным органом в адрес Общества направлено уведомление о необходимости уплаты утилизационного сбора в сумме 5 175 000 руб., а также 16 818,75 руб. пеней за просрочку уплаты (по состоянию на 03.10.2018).
Поскольку в установленный срок уплата утилизационного сбора Обществом не произведена, Таможня обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 этой статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Пунктом 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора признаны лица, которые осуществляют ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 названной статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка данного сбора.
Пунктом 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определено, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств: ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами; которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей; с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.
Иных исключений по уплате утилизационного сбора законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Как следует из материалов дела, ввезенное Обществом транспортное средство не подпадает под исключения, перечисленные в пункте 6 статье 24.1 Закона N 89-ФЗ. Данное обстоятельство ответчиком не оспарвиается.
Исходя из положений статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства, самоходной машины в Российскую Федерацию. При этом данная обязанность не зависит от дальнейшей эксплуатации ввезенной техники по назначению. Иное противоречит требованиям Закона N 89-ФЗ и преследуемым законодателем целям обеспечения экологической безопасности.
Размер утилизационного сбора определен Таможней, исходя из действовавших на момент выпуска транспортного средства базовой ставки для расчета суммы утилизационного сбора и коэффициента расчета суммы утилизационного сбора согласно Перечню видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291). В отношении начисленного размера утилизационного сбора ответчиком возражений и доводов не приведено. Расчет Таможни ответчиком не оспорен, судом первой инстанции проверен и признан правильным.
Названным постановлением Правительства РФ утверждены также и Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила), согласно п. 3 которых взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абз. 2 п. 3 ст. 24.1 Закона N 89, осуществляет Федеральная таможенная служба.
Пунктом 11(2) Правил установлена обязанность плательщика по предоставлению в таможенный орган в течение 15 дней с момента выпуска колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования), документов, подтверждающих правильность исчисления суммы утилизационного сбора, предусмотренных пунктами 11 и 14 Правил.
Пунктом 15(1) Правил установлено, что в случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
Поскольку Общество в добровольном порядке не уплатило утилизационный сбор, суд правомерно заключил об обоснованности заявленных таможенным органом требований о взыскании 5 175 000 руб. утилизационного сбора.
Названные выше Правила предусматривают право Таможни в судебном порядке взыскать неуплаченный утилизационный сбор и пеней (п. 15(1)).
В этой связи судом правомерно удовлетворено также требование таможенного органа о взыскании 16 818,75 руб. пеней за просрочку уплаты с 21.09.2018 по 03.10.2018, а также пеней за просрочку уплаты с 03.10.2018 по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы ответчика о том, что он не является плательщиком утилизационного сбора, так как погрузчик по договору купли - продажи и актом приема- передачи передан ООО "ГИПЕРИОН". При этом суд правомерно сослался на положения пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, согласно которому плательщиком утилизационного сбора являются лица, осуществляющие ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию, а также принял во внимание условия договора купли - продажи погрузчика от 27.09.2017, в пункте 1.2 которого указано, что продавец (ООО "Фактор - Авто") гарантирует оплату таможенных сборов и платежей в полном объеме.
Данные выводы суда первой инстанции согласуются с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 06.09.2019 N 310-ЭС19-8382 (дело NА09-10878/2017), согласно которой смысл нормы, изложенной в абзаце четвертом пункта 3 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления, состоит не в прекращении обязанности по уплате утилизационного сбора у лица, осуществившего ввоз транспортных средств, а в обеспечении возможности взыскания рассматриваемого обязательного платежа за счет средств покупателя, который знал или должен был знать о неисполнении обязанности по уплате данного фискального сбора лицом, осуществившим ввоз транспортного средства, то есть по существу речь идет об установлении наряду с обязанностью лица, осуществившего ввоз товаров в Российскую Федерацию, солидарной обязанности лиц, ставших собственниками транспортных средств после их выпуска в оборот.
Таким образом, позиция Верховного суда РФ заключается в солидарном возложении обязанности по уплате утилизационного сбора как на лицо, которое осуществило ввоз транспортного средства, так и на покупателя, в пределах трехлетнего срока с момента ввоза.
Доводы подателя жалобы об отсутствии у него обязанности по уплате утилизационного сбора с момента реализации транспортного средства другому юридическому лицу основаны на неправильном применении и толковании вышеприведенных норм материального права.
На основании изложенного требования Таможни о взыскании с ООО "Фактор-Авто" утилизационного сбора в заявленном размере, а так же пени по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, уплаченная при подаче апелляционной жалобы, подлежит оставлению на подателе жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 21 ноября 2019 года по делу N А21-960/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фактор-Авто" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-960/2019
Истец: Калининградская областная таможня
Ответчик: ООО "ФАКТОР-АВТО"
Третье лицо: ООО "ГИПЕРИОН"