г. Челябинск |
|
26 марта 2020 г. |
Дело N А07-3269/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Аникина И.А., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовой И.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.12.2019 по делу N А07-3269/2019.
В судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан, принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Артель" - Акмалов Радик Викторович (доверенность от 20.11.2018, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Артель" (далее - ООО "Артель", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление, ответчик) о признании незаконным отказа в предоставлении части земельного участка с кадастровым номером 02:55:050302:97 в пределах координат характерных точек, выраженный в письме Управления от 06.12.2018 исх.N 37211, обязании Управления в двадцатидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда принять решение на использование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без предоставления земельного участков и установления сервитута, публичного сервитута, части земельного участка с кадастровым номером 02:55:050302:97 в пределах указанных координат характерных точек (требования изложены с учетом их уточнения заявителем, принятых судом первой инстанции в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, т. 4, л. д. 72-73).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа, Администрация городского округа город Уфа, публичное акционерное общество "Вымпел-Коммуникации" (далее - ПАО "Вымпел- Коммуникации"), публичное акционерное общество "Мобильные ТелеСистемы" (далее - ПАО "Мобильные ТелеСистемы").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.12.2019 (резолютивная часть оглашена 04.12.2019) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным, противоречащим пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", пункту 16 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 16.08.2018 N 393 "Об утверждении порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан либо муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Республики Башкортостан" отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении части земельного участка с кадастровым номером 02:55:0505302:97, выраженный в письме Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 06.12.2018 N 37211. Обязал Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в 20-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение на использование части земельного участка с кадастровым номером 02:55:0505302:97 в пределах координат характерных точек:
N уч. |
Площадь (кв. м) наименование |
N точки |
Координаты |
от |
до |
Расстояние |
|
X |
Y |
||||||
1 |
2 участок |
1 |
656506,84 |
1352229,74 |
1 |
2 |
1,34 |
|
|
2 |
656506,84 |
1352231,08 |
2 |
3 |
1,25 |
|
|
3 |
656505,59 |
1352231,08 |
3 |
4 |
1,34 |
|
|
1 |
656505,59 |
1352229,74 |
4 |
1 |
1,25 |
С вынесенным решением не согласился ответчик, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Управление (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель апелляционной жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Полагает, что при принятии решения не было учтено обстоятельство самовольности возведения (без получения разрешения на строительство и ордера на проведение земляных работ) антенно-мачтового сооружения, для установки которого испрашивается разрешение на использование земельного участка. Предоставленное в материалы дела решение межведомственной комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий, подготовленное по обращению ООО "Артель", выполнено неполномочным органом. Установление объекта до получения необходимых разрешений свидетельствует о нарушении требований пункта 2 постановления Правительства Республики Башкортостан от 16.08.2018 N 393 "Об утверждении порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан либо в муниципальной собственности, а также на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Республики Башкортостан" (далее - постановление Правительства Республики Башкортостан от 16.08.2018 N 393). Поскольку пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень случаев выдачи разрешения на использование земельного участка, его использование для размещения нестационарного объекта оказания услуг не соответствует закону.
ООО "Артель" представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразил несогласие с доводами жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание, проведенное посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан, за исключением представителя ООО "Артель", не явились.
С учетом мнения представителя заявителя, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан, представителем ООО "Артель" заявлены возражения по доводам апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 20.11.2018 ООО "Артель" обратилось в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута, части участка с кадастровым номером 02:55:0505302:97 в пределах координат характерных точек (точки указаны) для размещения опоры двойного назначения (иное сооружение связи) (т. 1, л. д. 78).
Письмом от 06.12.2018 N 37211 Управление отказало в выдаче разрешения на использование в соответствии с пунктом 16 подп. г п. 16 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 16.08.2018 N 393 "Об утверждении порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан либо в муниципальной собственности, а также на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Республики Башкортостан" в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:0505302:97 обременен правами третьих лиц (т. 1, л. д. 79).
Полагая, что действующее земельное законодательство предусматривает возможность использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов и ссылаясь на незаконность отказа в выдаче разрешения на использование части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без предоставления незаконным, ООО "Артель" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ противоречит пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, пункту 16 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 16.08.2018 N 393 и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
К таким случаям, в том числе, относится размещение объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 названной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В целях реализации положений Земельного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300).
К таким объектам в силу пункта 11 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, отнесены линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Порядок выдачи разрешений на использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута установлен Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16.08.2018 N 393.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Республики Башкортостан от 16.08.2018 N 393 объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании решения уполномоченного органа (далее - решение об использовании) или договора о размещении объекта, заключенного с уполномоченным органом (далее - договор о размещении).
Решение об использовании составляется в соответствии с типовой формой согласно приложению N 1 к настоящему постановлению Правительства Республики Башкортостан от 16.08.2018 N 393; договор о размещении составляется в соответствии с типовой формой согласно приложению N 2 к настоящему постановлению Правительства Республики Башкортостан от 16.08.2018 N 393 (далее - документы на использование).
По землям или земельным участкам, находящимся в муниципальной собственности, а также по земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, уполномоченным органом является орган местного самоуправления Республики Башкортостан, уполномоченный на предоставление земельных участков (пункт 3 постановления Правительства Республики Башкортостан от 16.08.2018 N 393).
Как следует из представленной в материалы дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости (т. 1, л. д. 8; т. 2, л. д. 9), земельный участок с кадастровым номером 02:55:050302:97, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, Демский район, площадью 48777 +/- 77 кв. м, относится к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - инженерная подготовка территории для строительства жилых домов, данные о правообладателе отсутствуют.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Республики Башкортостан от 16.08.2018 N 393 заявление о выдаче документов на использование подается в уполномоченный орган физическим или юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем либо представителем заявителя.
Материалами дела подтверждается, что общество "Артель" обратилось в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о выдаче разрешения на использование части земельного участка с кадастровым номером 02:55:050302:97 в пределах координат характерных точек границ. Предполагаемый срок использования: до 49 лет, цель использования: размещение опор двойного назначения, т. е. иных сооружений связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительства (пункт 11 Перечня).
С заявлением представлены следующие приложения: свидетельство о регистрации ООО "Артель", Устав, приказ о назначении директора, схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории, заключение об условиях размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов N 89 от 29.09.2017.
Исследовав содержание названного заявления и приложения, суд первой инстанции установил, что общество обратилось в надлежащий орган и его заявление (с приложениями) соответствовали всем требованиям, предусмотренным пунктами 5, 6 постановления Правительства Республики Башкортостан от 16.08.2018 N 393. Те документы, которые не были приложены к названному заявлению, могли быть запрошены Управлением у соответствующих уполномоченных органов в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с пунктом 16 постановления Правительства Республики Башкортостан от 16.08.2018 N 393 решение об отказе в выдаче документов на использование принимается в течение 20 календарных дней со дня подачи документов, указанных в п. 6 названного постановления, в случаях, если:
а) в заявлении указана цель использования земель или земельных участков, не соответствующая размещению и эксплуатации объектов, указанных в перечне;
б) размещение объектов приведет к невозможности использования земель или земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием;
в) размещаемые объекты не соответствуют документам территориального планирования или правилам благоустройства соответствующего муниципального образования Республики Башкортостан;
г) испрашиваемые земли или земельные участки предоставлены физическому или юридическому лицу, за исключением случая, предусмотренного п. 4 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации;
д) в отношении указанных в заявлении земель или земельных участков выданы документы на использование иному лицу и срок их действия не истек.
Отказывая обществу "Артель" в выдаче разрешения на использование Управление указано, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:0505302:97 обременен правами третьих лиц.
Оценивая указанное основание, суд первой инстанции установил наличие зарегистрированных обременений (т. 2, л. д. 9 - 150; т. 3, л. д. 1 - 106):
- аренда на срок с 18.01.2007 по 20.12.2012 в пользу ООО "Уфимская строительная компания";
- ипотека, право аренды с 14.08.2008 по 31.12.2010, с 18.10.2010 по 31.12.2012 участников долевого строительства;
- договоры участия в долевом строительстве (515 договоров);
- залог права аренды в силу закона, в пользу участников долевого строительства (п. 3.1.3 выписки);
- залог в силу закона объектов долевого строительства г. Уфа, ул. Дагестанская (микрорайон N 8), жилой дом 5, секции Д и Г в пользу ПАО "Банка ВТБ 24" на 180 месяцев;
- залог в силу закона объектов долевого строительства в секция Б, местоположение: Республика Башкортостан, г. Уфа, Демский р-н, микрорайон N 8, ул. Дагестанская, жилой дом N 13, в пользу участников долевого строительства (п. 3.1.4. выписки);
- ипотека объектов долевого строительства: однокомнатная квартира, номер этажа: 14, номер объекта: 315а, проектная площадь: 39, 79 кв. м, жилая площадь 17, 07 кв. м., секция Г, местоположение: Республика Башкортостан, г. Уфа, Демский р-н, микрорайон N 8, ул. Дагестанская, д.5, в пользу ПАО "Банка ВТБ 24" с 26.01.2012 на 182 месяца (п. 3.1.5. выписки);
- залог в силу закона - объект долевого строительства: однокомнатная квартира, номер этажа 2, номер объекта 330, проектная площадь: 40,65 кв. м, секция Д, местоположение: Республика Башкортостан, г. Уфа, Демский р-н, микрорайон N 8, ул. Дагестанская, д. 5, в пользу ПАО "Банка ВТБ 24" с 26.01.2012 на 182 месяца (п. 3.1.6. выписки).
При этом, из материалов дела следует, что ООО "Уфимская строительная компания" ликвидировано в качестве юридического лица, о чем в единый государственный реестр юридических лиц 27.06.2012 внесена запись N 2120280323095 (т. 1, л. д. 87 - 106); срок действия договора аренды с ООО "Уфимская строительная компания" истек. В пределах земельного участка с кадастровым номером 02:55:050302:97 расположено 16 объектов (т. 2, л. д. 137), из них три многоквартирных жилых дома с кадастровыми номерами 02:55:050339:355 (т. 4, л. д. 105 - 132), 02:55:050302:1632 (т. 5, л. д. 53 - 70), 02:55:050339:2719 (объект незавершенного строительства; т. 5, л. д. 77 - 94) и тринадцать коммуникационных инженерных сооружений теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, энергоснабжения с кадастровыми номерами 02:55:00000033606, 02:55:050339:2147, 02:55:050339:2144, 02:55:050339:2159, 02:55:050339:1286, 02:55:000000:37050, 02:55:000000:39097, 02:55:050339:2703, 02:55:050339:2718, 02:55:050339:2699, 02:55:050339:2701, 02:55:050339:2702, 02:55:000000:39645 (т. 4, 5). Жилой дом по адресу: г. Уфа, Г. Кусимова, 19 зарегистрирован как объект незавершенного строительства с кадастровым номером 02:55:050339:2719 (т. 5, л. д. 77 - 94, при этом строительство указанного дома фактически завершено, о чем свидетельствует и регистрация прав собственности на жилые помещения в указанном доме - квартиру N 202 с кадастровым номером 02:55:050339:3746 (т. 4, л. д. 15 - 17).
Проанализировав указанные сведения применительно к положениям пунктам 1, 3 статьи 13 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обременение земельного участка залогом в пользу участников долевого строительства не свидетельствует о предоставлении таким участникам части земельного участка с кадастровым номером 02:55:050302:97, что исключает предоставление разрешения на его использование в силу подп. "г" п. 16 постановления Правительства Республики Башкортостан от 16.08.2018 N 393.
Из анализа положений пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений, приведенных в пунктах 66, 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд первой инстанции также верно заключил, что переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка под многоквартирным домом и проведения государственного кадастрового учета. В отсутствие данных о том, что под многоквартирным домом по ул. Г. Кусимова, 19, равно как и под другими многоквартирными домами с кадастровыми номерами 02:55:050339:355, 02:55:050302:1632 в установленном порядке сформирован земельный участок, препятствий в выдаче разрешения на использование земельных участков без их предоставления, по анализируемому основанию не установлено.
Оценивая возражения подателя апелляционной жалобы об обращении общества "Артель" с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка уже после фактической установки антенно-мачтового сооружения, судебная коллегия исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что обществом "Артель" процедура получения разрешения на размещение многофункциональных опор, в том числе по адресу: г. Уфа, ул. Генерала Кусимова в районе дома N 19, была изначальна инициирована в 2017 году, путем подачи заявления в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 06.09.2017 N 345 (т. 4, л. д. 8). В названном заявлении указано, что необходимость размещения опор продиктована потребностью населения в услугах связи и доступу к мобильному интернету. В заявлении также указано, что все опоры могут быть использованы городскими и федеральными службами безвозмездно для установки камер слежения за правопорядком или для иного оборудования.
В соответствии с пунктом 8 действующего на момент обращения общества "Артель" от 06.09.2017 постановления Правительства Республики Башкортостан от 07.05.2015 N 156 "Об утверждении порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся о государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - постановление Правительства Республики Башкортостан от 07.05.2015 N 156), уполномоченный орган в течение 25 дней со дня подачи документов, указанных в пункте 6 настоящих Порядка и условий, принимает решение об использовании земель или земельного участка заявителем без его предоставления и установлении сервитута для размещения объектов либо об отказе в использовании земель или земельного участка и в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения направляет его заявителю заказным письмом с уведомлением о вручении.
Письмом от 21.09.2017 N 6-16/03115-17 МБУ "Центр городского дизайна" городского округа город Уфа Республики Башкортостан сообщило обществу "Артель" о получении вышеназванного обращения от Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и согласовании размещения многофункциональных опор на заседании Межведомственной комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий от 20.09.2017 (протокол N 18). Для подготовки заключения об условиях размещения и эксплуатации рассмотрения нестационарных объектов (многофункциональные опоры) заявителю необходимо предоставить выкопировку из генерального плана г. Уфы и направить компетентного представителя (т. 4, л. д. 9).
Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан принято заключение N 89 об условиях размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг), расположенных, в том числе по адресу: г. Уфа, ул. Генерала Кусимова, рядом с домом N 19, которое согласовано заместителем начальника Главархитектуры городского округа город Уфа Республики Башкортостан и 28.09.2017 директором МБУ "Центр городского дизайна" (т. 4, л. д. 10- 14).
Как следует из названного заключения, оно подготовлено на основании обращения общества "Артель" и протокола Межведомственной комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий N 18 от 20.09.2017. В данном заключении указаны характеристики объекта (тип объекта - многофункциональные опоры, общая площадь участка 2 кв. м, габариты - диаметр 0,6 м, высота 18,8 кв. м, решение конструкции - труба стальная прямошовная электросварная). В качестве дополнительных требований указано на необходимость уточить месторасположение объекта, получить необходимые согласования с владельцами инженерных коммуникаций, получить ордер на проведение земельных работ, предусмотреть возможность размещения на опорах дополнительного оборудования для муниципальных услуг (камеры наружного наблюдения и т.п.). Данное заключение является основанием для получения ордера на проведение земельных работ для дальнейшего размещения нестационарного объекта. При невыполнении условий размещения, а также при самовольной перестановке объекта или изменении указанного в заключении внешнего вида данное заключение следует считать недействительным, а объект подлежащим демонтажу за счет владельца в установленном порядке (т. 4, л. д. 13). В приложении N1 указаны координаты земельного участка в кадастровом квартале 02:55:050339, по адресу: г. Уфа, ул. Генерала Кусимова, рядом с домом N 19, совпадающие с указанными в уточненном заявлении общества "Артель" по настоящему делу (т. 4, л. д. 14).
Из материалов дела также следует, что ООО "Артель" подготовило топосъемку и согласовало размещение опоры с МУЭС "Уфагорсвет" ПАО "Ростелеком", филиалом "Газпром газораспределение Уфа", ООО "БашРТС", Главархитектурой Администрации ГО, МУП "УИС" (т. 4, л. д. 24 - 26). На данной съемке также имеются отметки о том, что на месте производства работ эл. кабелей Западных РЭС нет, в границах топографического плана теплопроводов ООО "БашРТС" нет.
Обществом "Артель" было произведено согласование размещения опоры с сетевыми организациями (т. 4, л. д. 24 - 26), получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение, экспертное заключение ООО "Центр медицины труда", согласно которому проект размещения ПРТО по ул. Генерала Кусимова, 19 соответствует СанПиН 2.1.8/2.2.41190-03 "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи", СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнический объектов" (т. 4, л. д. 61 - 63, 64-67).
Указанные действия Администрации и принятые ею документы до разработки и утверждения постановлением Администрации городского округа Республики Башкортостан от 13.06.2019 N 852 регламента о выдаче разрешений на использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута, правильно оценены судом первой инстанции в качестве фактического согласования размещения спорной опоры.
Довод об отсутствии у межведомственной комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий полномочий на принятие решения о согласовании места размещения опор, был отклонен судом первой инстанции ввиду недопустимости непоследовательного поведения Администрации, которая совершила действия по направлению обращения истца в подконтрольные органы. При вышеназванных обстоятельствах, дальнейшая ссылка на формальное отсутствие у межведомственной комиссии соответствующих полномочий, не соответствует критерию разумности и добросовестности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, осуществляется на основании разрешения на строительство.
В части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен перечень объектов, при строительстве (возведении) которых не требуется выдачи разрешения на строительство. В частности, выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства объектов, не являющихся объектами капитального строительства (пункт 2 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как следует из содержания пункта 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правом устанавливать случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется, наделены в том, числе субъекты Российской Федерации.
В соответствии со статьей 21 Закона Республики Башкортостан от 11.07.2006 N 341-з "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Башкортостан" выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также при определенных случаях, к числу которых в силу пункта 5 части 1 статьи 21 данного закона отнесено строительство и (или) реконструкция вне границ населенных пунктов антенно-мачтовых сооружений высотой до 50 метров включительно.
Указанное положение не может быть истолковано как определяющее необходимость получения разрешения на строительство спорного сооружения, находящегося в пределах населенного пункта, поскольку в статье 21 Закона Республики Башкортостан от 11.07.2006 N 341-з содержится прямое указание на то, что разрешения на строительство не требуется в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Соответственно, оценка доводов подателя апелляционной жалобы связана с установлением признаков капитальности антенно-мачтового сооружения.
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектами капитального строительства являются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Пунктом 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
Таким образом, для отнесения объекта к категории капитальных необходимо установить совокупность таких характеристик, как прочная связь с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению, а также постоянный характер.
Оценивая названные признаки, суд первой инстанции исследовал заключенные заявителем договоры на проектирование и создание опоры, а также документы об их исполнении.
По договору на выполнение проектно-изыскательских работ, строительно-монтажных и иных работ по строительству от 01.06.2016 N АРС/АРТ-2016 между обществом "Артель" (заказчик) и акционерным обществом "Арсенал" (подрядчик) на выполнение работ по строительству высотной антенной опоры, предназначенной для размещения технологического оборудования (т. 6, л. д. 9 - 31), подрядчик обязуется выполнить изыскательские работы (получение необходимых согласований, предпроектное обследование, проведение инженерно-геодезических изысканий, разработка топосъемки, геологическое и геодезическое исследование), работы по проектированию для строительства объекта (разработка проектной документации), общестроительные, монтажные и пуско-наладочные работы (изготовление и окраска антенной оборы, устройство фундамента, доставка материалов, укрупненная сборка, монтаж и доводка объекта, монтаж контура заземления и молниезащиты, планировка и благоустройство участка, авторский надзор).
По договору подряда от 18.10.2017 N 75 между обществом "Арсенал" (заказчик) и муниципальным унитарным электросетевым предприятием "Уфагорсвет" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (подрядчик) последний обязался выполнить по заданию заказчика и сдать работы по установке опор двойного назначения в том числе по ул. Генерала Кусимова в районе дома N 19 (т. 6, л. д. 54 - 56).
В материалах дела также имеется исполнительная документация по установке опор по ул. Генерала Кусимова, 19, составленная в рамках названного договора (т. 6, л. д. 60 - 110), в том числе акты освидетельствования скрытых работ по бурению ям под опоры двойного назначения, подготовке гравийно-щебеночного основания, по установке арматурной сетки, по установке закладного изделия, по бетонированию.
В материалы дела также представлено заключение эксперта Центра строительной экспертизы ООО "ПГС" по результатам исследования типового объекта - опоры двойного назначения высотой 28 м. (т. 6, л. д. 111 - 180). В данном заключении указано, что опора имеет непосредственную прочную связь с землей благодаря фундаментному блоку, однако данный фундаментный блок является индивидуальным и перемещение блока на другой земельный участок без несоразмерного ущерба возможно. Конструкция опоры является легковозводимой сборно - разборной конструкцией, в связи с чем возможен неоднократный демонтаж опоры, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов без потери технических свойств и технологических функций. К данному заключению приложен типовой проект на строительство опор двойного назначения и документы о квалификации эксперта (т. 6, л. д. 126 - 180).
Поскольку перечисленные доказательства позволяют сделать вывод о некапитальности объекта, для его возведения разрешения на строительство не требуется.
Тот же вывод следует из измененной Федеральным законом от 02.08.2019 N 283-ФЗ редакции пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая дополнена подпунктом 4.5, определяющим, что разрешение на строительство не требуется для размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи.
Анализ мотивов отклонения доводов апелляционной жалобы приведен в настоящем постановлении выше в силу чего не требует дополнительной аргументации.
Исходя из названного и в силу пункта 11 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, ссылка апеллянта на исчерпывающий перечень случаев выдачи разрешения на использование земельного участка, предусмотренный пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации подлежит отклонению.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ввиду подачи апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины, ее взыскание в доход федерального бюджета не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.12.2019 по делу N А07-3269/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-3269/2019
Истец: ООО "АРТЕЛЬ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: Администрация городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, ПАО "ВЫМПЕЛ-КОММУНИКАЦИИ", ПАО "МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ", Главное управление архитектуры и градостр-ва Адм-ции ГО г. Уфа, ОАО "МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ"
Хронология рассмотрения дела:
04.09.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4065/20
26.03.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2864/20
11.12.2019 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-3269/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-3269/19