г. Хабаровск |
|
25 марта 2020 г. |
А80-585/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сушиной Я.Н.
от управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу: представитель не явился;
от открытого акционерного общества "Чукотрыбпромхоз": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу
на решение от 04.02.2020 по делу N А80-585/2019
Арбитражного суда Чукотского автономного округа
по заявлению управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу
к открытому акционерному обществу "Чукотрыбпромхоз"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Чукотрыбпромхоз" (ОГРН 1068709009214, ИНН 8709011367) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в связи с нарушением последним требований пунктов "е", "ж" статьи 73 Технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности рыбы и рыбной продукции", утвержденного решением совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 N 162 (далее - ТР ЕАЭС 040/2016), пункта 2 статьи 3, пункта 1 статьи 5, пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ).
Решением Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 04.02.2020 в удовлетворении заявленных требований управлению отказано. В связи с малозначительностью судом объявлено замечание.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 04.02.2020 по делу N А80-585/2019 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы управление ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
От всех лиц, участвующих в деле, до судебного заседания поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствии их представителей. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
20.09.2019 из г.Анадырь Чукотского автономного округа на ТХ "В. Мясников" в рефрижераторном контейнере KKFU N 6714847 на территорию ООО "Владивостокский Морской Порт "Первомайский", находящуюся по адресу: г. Владивосток, 42 причал, прибыл подконтрольный государственному ветеринарному надзору товар - кета ПСГ мороженая в количестве 154 места, массой нетто 4366 кг.
В тот же день государственным инспектором ПКВП управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области с участием представителя ОАО "Чукотрыбпромхоз" произведен осмотр этого товара. В результате установлено отсутствие на маркировке товара наименования вида пищевой продукции и несоблюдение изготовителем ОАО "Чукотрыбпромхоз" пунктов "е", "ж" статьи 73 ТР ЕАЭС 040/2016 (не указаны сроки годности и условия хранения пищевой рыбной продукции). Составлен соответствующий протокол осмотра от 20.09.2019 N 06-113/19, акт от 20.09.2019 N 123138-р о нарушении Единых ветеринарно-санитарных требований при перевозках товаров, подконтрольных государственному ветеринарному надзору.
24.09.2019 государственным инспектором с участием представителя ОАО "Чукотрыбпромхоз" проведен повторно осмотр товара, находящегося в рефрижераторном контейнере KKFU 6714847, в ходе которого установлено устранение вышеуказанных нарушений, соответствие товара товаросопроводительным документам, температуры внутри контейнера, даты выработки, срока реализации (хранения), упаковки, маркировки, ветеринарно-санитарного состояния контейнера требованиям законодательства. По результатам осмотра составлен акт N 12/3167-р.
10.10.2019 государственным инспектором управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области в отношении ОАО "Чукотрыбпромхоз" составлен протокол N 06-113/19 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
11.10.2019 вынесено определение о направлении протокола на рассмотрение по территориальной подведомственности в управление Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому АО, которое 28.10.2019 о привлечении ОАО "Чукотрыбпромхоз" к административной ответственности обратилось в арбитражный суд.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) предусмотрено принятие технических регламентов, в том числе в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Требования, закрепленные в технических регламентах, являются обязательными и подлежат соблюдению всеми органами управления и хозяйствующими субъектами.
Решением совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 N 162 принят ТР ЕАЭС 040/2016, который устанавливает обязательные для применения и исполнения на территории Евразийского экономического союза требования безопасности пищевой рыбной продукции, выпускаемой в обращение на территории союза, и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке пищевой рыбной продукции для обеспечения ее свободного перемещения.
Пунктом 72 ТР ЕАЭС 040/2016 предусмотрено, что маркировка пищевой рыбной продукции должна соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011).
Согласно пункту 1 части 4.2 статьи 4 ТР ТС 022/2011 маркировка транспортной упаковки, в которую помещена пищевая продукция, должна содержать, в том числе, наименование пищевой продукции.
Пунктом 1 части 4.3 статьи 4 ТР ТС 022/2011 установлено, что наименование пищевой продукции, указываемое в маркировке, должно позволять относить продукцию к пищевой продукции, достоверно ее характеризовать и позволять отличать ее от другой пищевой продукции.
Согласно подпунктам "е", "ж" пункта 73 ТР ЕАЭС 040/2016 маркировка упакованной пищевой рыбной продукции должна содержать следующие сведения: срок годности пищевой рыбной продукции (кроме живой рыбы и живых водных беспозвоночных), условия хранения пищевой рыбной продукции.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 29-ФЗ пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, имеют признаки недоброкачественности, не соответствует представленной информации, в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации, которые не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательными) или сроки годности истекли, не имеют маркировки, содержащие сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации - не могут находится в обороте. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными.
По правилам пункта 1 статьи 5 Закона N 29-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, обязаны предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий и оказании таких услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона N 29-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.
Нарушение вышеприведенных пунктов технических регламентов, является основанием для привлечения нарушителя к административной ответственности, установленной пунктом 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Состав административного правонарушения доказан. Протоколы и акты составлены уполномоченными должностными лицами.
Материалами дела подтверждена неполная информация, которая не позволяет достоверно ее характеризовать и отличить от другой пищевой продукции, так как отсутствует наименование вида рыбной продукции. Неполная информация на маркировке реализуемого товара при его производстве может ввести потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (продукта).
На 20.09.2019 у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Суд первой инстанции учел, что выявленное правонарушение совершено ОАО "Чукотрыбпромхоз" впервые, спорная продукция не была признана административным органом некачественной, не подлежащей реализации. По показателям безопасности она соответствует действующим нормам и правилам, что подтверждено удостоверением качества от 21.08.2019 N 23. Продукция изготовлена из сырья, прошедшего ветеринарно-санитарную экспертизу, что отражено в ветеринарном свидетельстве от 24.08.2019 N 2561355450. ОАО "Чукотрыбпромхоз" оперативно устранило допущенные нарушения. Проведением проверки, составлением протокола об административном правонарушении, обращением в суд с заявлением о привлечении ОАО "Чукотрыбпромхоз" к административной ответственности достигнута предупредительная цель административного производства, установленная статьей 3.1 КоАП РФ.
Исходя из целей и общих правил назначения наказания, оценив обстоятельства и характер совершенного нарушения, руководствуясь принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, учитывая, что КоАП РФ не содержит указаний на невозможность применения статьи 2.9 КоАП РФ в отношении какого-либо административного правонарушения, суд первой инстанции пришел к выводу о малозначительности выявленного правонарушения и объявил нарушителю устное замечание.
Суд апелляционной инстанции не усматривает основания для переоценки вывода суда первой инстанции, принимая во внимание изложенное и выявление нарушения на территории морского порта по прибытии груза в рефрижераторном контейнере, отсутствие выпуска с порта товара для реализации или переработки и поэтому на дату нарушения не имелась угроза потребителям, подтверждение качества товара удостоверением от 21.08.2019 N 23, ветеринарным свидетельством от 24.08.2019. Применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа не соответствует тяжести правонарушения.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чукотского автономно округа от 04.02.20120 по делу N А80-585/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А80-585/2019
Истец: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу
Ответчик: ОАО "Чукотрыбпромхоз"