г. Пермь |
|
26 марта 2020 г. |
Дело N А50-35078/2019 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Риб Л.Х.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон,
апелляционную жалобу истца Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Соликамске Пермского края (межрайонного)
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 28 января 2020 года по делу N А50-35078/2019,
принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства,
по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонного) (ОГРН 1065919024380, ИНН 5919005188)
к Местной древнеправославной религиозной организации - Приход во имя святого Василия Великого г. Соликамска Соликамского района Пермской области (ОГРН 1025900009310, ИНН 5919440127)
о взыскании переплаты средств в сумме 11 056,67 рублей,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Соликамске Пермского края (межрайонное) (далее также - истец, Управление ПФР, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Пермского края к Местной древнеправославной религиозной организации - Приход во имя святого Василия Великого г. Соликамска Соликамского района Пермской области (далее также - ответчик, страхователь, религиозная организация) с исковым заявлением о взыскании переплаты средств Пенсионного фонда Российской Федерации в сумме 11 056,67 руб. за период с 01.07.2017 по 31.03.2019.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 28.01.2020, принятым путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Заявитель жалобы считает, что в связи с тем, что ответчик не представил своевременно сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за июнь 2017 года в отношении работающего пенсионера, которому неправомерно была произведена индексация пенсии, действиями ответчика Пенсионному фонду Российской Федерации причинен вред, который должен быть возмещен.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Мотивированное решение изготовлено 16.03.2020.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ответчик в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) имел в спорный период статус страхователя по обязательному пенсионному страхованию, в силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N27-ФЗ было обязано ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
По факту выявления нарушения религиозной организацией срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М (тип "исходная") за июнь 2017 года (нормативно предусмотренный срок представления - не позднее 15.07.2017 (с учетом выходных дней), фактически представлены - 13.02.2019) и на основании выводов о переплате средств Пенсионного фонда Российской Федерации по вине страхователя вынесено решение о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру от 21.05.2019 N 69-17/37/2-3, которым религиозной организации предложено возместить излишне перечисленные средства в сумме 11 056,67 руб. за отмеченный период.
Отмечая, что виновные действия религиозной организации как страхователя обусловили выплату Управлением ПФР Кречетову А.Л. излишних сумм страховой пенсии, и необоснованное расходование средств пенсионного фонда в размере 11 056,67 руб., что квалифицировано истцом как причинение ущерба, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Суд первой инстанции, принимая решение, не установил правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Повторно исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив изложенные в апелляционной жалобе доводы, проверив правильность применения судом положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат ОПС в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пунктом 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ установлено, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали ОПС в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 настоящего закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Согласно статье 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28).
Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) "Обязательства вследствие причинения вреда".
Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В соответствии с пунктами 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Исходя из нормативных требований, отчетность по форме СЗВ-М за июнь 2017 года, как отчетный период, страхователи обязаны представить в территориальные органы ПФР не позднее 15.07.2017 (с учетом выходных дней). Обществом как страхователем сведения по форме СЗВ-М с кодом "исхд" (исходная форма) за июнь 2017 года как отчетный период в отношении застрахованных лиц представлена в Управление ПФР с пропуском указанного срока - 13.02.2019.
Однако, как правильно установил суд первой инстанции, информация в отношении Кречетова А.Л. как о застрахованном и трудоустроенном физическом лице содержалась в представленных религиозной организацией 09.08.2017 - с соблюдением нормативно установленного срока в Управление ПФР сведениях по форме СЗВ-М за отчетный период июль 2017 года. В последующих представленных с соблюдением срока отчетах по форме СЗВ-М за период с августа 2017 по март 2019 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2017, 2018 годы также содержались сведения о застрахованном лице Кречетове А.Л..
Таким образом, фактически с 09.08.2017 (представленные ответчиком ведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за июль 2017 года) Фонд располагал сведениями о том, что Кречетов А.Л. не прекратил осуществление трудовой деятельности, что исключает основания для индексации получаемой пенсии с 01.07.2017. Следовательно, основания для выплаты пенсии с учетом индексации указанному физическому лицу у Фонда отсутствовали.
Страхователем представлены 09.08.2017 сведения за июль 2017 года, отсутствие в указанных сведениях данных о том, что застрахованное лицо продолжает работать, что позволило бы продолжать индексацию получаемой пенсии, Управлением ПФР не доказано (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Однако в соответствии с частью 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
В соответствии со статьей 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право:
требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом;
в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Как верно указал суд первой инстанции, при получении 09.08.2017 сведений за июль 2017 года о застрахованном лице, в частности о Кречетове А.Л., у Управления ПФР отсутствовали правовые основания для индексации и выплаты указанному пенсионеру повышенной пенсии после получения 09.08.2017 необходимой информации о статусе пенсионера как застрахованного лица, осуществляющего трудовую деятельность.
Кроме того, по публичным сведениям Единого государственного реестра юридических лиц Кречетов А.Л. является руководителем (настоятелем) религиозной организации, соответствующие сведения внесены Единый государственный реестр юридических лиц 15.12.2002 и не менялись в том числе по состоянию на текущий период, что также не учитывалось истцом.
Поскольку Управлением ПФР заявлен ущерб в виде переплаты средств внебюджетного фонда с 01.07.2017 по 31.03.2019, суд пришел к выводу о недоказанности истцом причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом в виде излишне выплаченных сумм пенсий с учетом индексации.
Сведения индивидуального (персонифицированного) учета являются основой, но не могут рассматриваться в качестве единственного и самодостаточного основания для индексации пенсии при наличии сомнений в достоверности имеющихся сведений, в том числе в результате нарушения страхователем сроков их представления. Наличие нарушений в действиях страхователя не освобождает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации от обязанности по принятию обоснованного решения при реализации собственных полномочий по индексации пенсии.
Несмотря на это, после представления религиозной организацией как страхователем сведений в составе отчетности по форме СЗВ-М за июль 2017 года (представлены в фонд 09.08.2017), истец не предпринял мер для выяснения фактических обстоятельств продолжения осуществления трудовой функции в религиозной организации отношении указанного пенсионера.
Управление ПФР как территориальный орган страховщика, наделенный публичными функциями, и обязанный исключать факты необоснованного расходования средств внебюджетного фонда, после получения от страхователя 09.08.2017 сведений в отношении застрахованных лиц за июль 2017 года, обязано было провести анализ поступивших сведений и незамедлительно принять решения об отмене индексации и прекратить производить выплаты указанному лицу в повышенном размере (что следует из положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ и пунктов 86, 88 и 90 Правил N 885н, вместе с тем, индексация к пенсии выплачена Управлением ПФР за период с 01.07.2017 по 31.03.2019.
Поскольку Управлением ПФР заявлен ущерб в виде переплаты средств внебюджетного фонда с 01.07.2017 по 31.03.2019, суд, при установленных фактических обстоятельствах, пришел к выводу о недоказанности истцом причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом в виде излишне выплаченных сумм пенсий с учетом индексации.
Апелляционный суд считает данные выводы суда обоснованными и не усматривает оснований для их непринятия.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены апелляционной инстанцией в полном объеме и подлежат отклонению в силу их несостоятельности.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного обжалуемое решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 28 января 2020 года по делу N А50-35078/2019, принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонного) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья
Л.Х. Риб
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-35078/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. СОЛИКАМСКЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: МЕСТНАЯ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ - ПРИХОД ВО ИМЯ СВЯТОГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО Г. СОЛИКАМСКА СОЛИКАМСКОГО РАЙОНА ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ