г. Москва |
|
25 марта 2020 г. |
Дело N А41-81478/19 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Иевлева П.А.,
рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу ООО "Агроторг" на решение Арбитражного суда Московской области от 12.12.2019 по делу N А41-81478/19, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению ООО "Агроторг" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агроторг" (далее - заявитель, общество, ООО "Агроторг") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления N 226/07 от 02.09.2019, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.12.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Агроторг" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 АПК РФ.
Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 28.08.2019 по 30.08.2019 Щелковским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Московской области на основании распоряжения от 20.08.2019 N 07-4043-п проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Агроторг" по адресу фактического осуществления деятельности: Московская обл., г. Щелково, ул. Зубеева, вл. 10а (магазин "Пятерочка").
В ходе проверки установлено, что ООО "Агроторг" допустило нарушения требований Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55; Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", а именно:
- в торговом зале и молочном отделе в холодильной витрине на товар: каша молочная гречневая с черносливом HONEYKID по цене 32 руб. 99 коп.; сыр "ЭДАМ LiebenDorf" цене 115 руб.; молокосодержащий продукт, изготовленный по технологии творога "Снеда"; сгущенка вареная с сахаром "Алексеевская" по цене 84 руб. 99 коп. отсутствовала информация "Без заменителя молочного жира или "С заменителем молочного жира";
- на полке с молочной продукцией "Без заменителя молочного жира" в реализации находился продукт сырки глазированные "Красная цена" в ассортименте по цене 6 руб. 99 коп.;
- в торговом зале в низкотемпературном холодильном ларе в реализации находилось мороженное в ассортименте, с указанием на ценниках "Без заменителя молочного жира" и "С заменителем молочного жира". Данная продукция находилась в реализации в смешанном виде, что не позволяет визуально отделить все указанные продукты от иных пищевых продуктов;
- в магазине до потребителей не доводится информация с расшифровкой "СЗМЖ - с заменителем молочного жира".
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 30.08.2019 N 248-в/пл.
По факту выявленных нарушений, административным органом в присутствии представителя Общества по доверенности в отношении ООО "Агроторг" 30.08.2019 составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.15 КоАП РФ, а также выдано предписание N 235 об устранении выявленных нарушений.
02.09.2019, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, административным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 224/07, о привлечении ООО "Агроторг" к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.15 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Агроторг" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал их необоснованными.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от 10 000 до 30 000 руб.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 10 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать в том числе, сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении (пункт 2 статьи 10 Закона N 2300-1).
В отношении отдельных видов товаров (работ, услуг) могут быть установлены дополнительные требования к содержанию информации о таких товарах (работах, услугах) и способах доведения ее до потребителя.
Так, согласно пункту 33 (1) Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, в торговом зале или ином месте продажи размещение (выкладка) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов должно осуществляться способом, позволяющим визуально отделить указанные продукты от иных пищевых продуктов, и сопровождаться информационной надписью "Продукты без заменителя молочного жира".
Факт отсутствия при реализации молочной продукции информационной надписи "Продукты без заменителя молочного жира" и размещения молочных продуктов и продуктов с заменителем молочного жира вместе, способом, не позволяющим их визуально отделить, подтверждается материалами дела, в том числе Актом проверки от 30.08.2019, фотоматериалами.
Доказательств обратного заявителем, в нарушение требований статьи 65 АПК РФ, суду не представлено.
Учитывая указанные обстоятельства, апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях заявителя события и состава административных правонарушений, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку, исходя из положений ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Положения статей 25.1, 28.2, 28.4, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено.
На момент вынесения административным органом оспариваемого постановления срок давности для привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
ООО "Агроторг" не согласно с тем, что в торговом зале магазина не доводится информация с расшифровкой аббревиатуры "СЗМЖ - с заменителем молочного жира", однако, обществом были предприняты меры для доведения до потребителей данной информации, предоставив Щелковскому территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Московской области ответ на Предписание N 235 от 30.08.2019 г. должностного лица, уполномоченного осуществлять федеральный государственный надзор, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, где приложены фотоматериалы с указанием на устранение данного нарушения, ООО "Агроторг" тем самым с данным нарушением согласилось.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2019 г. N 50 внесены изменения в Правила продажи отдельных видов товаров, согласно которым Правила дополняются новым пунктом 33 (1) следующего содержания: "В торговом зале или ином месте продажи размещение (выкладка) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов должна осуществляться способом, позволяющим визуально отделить указанные продукты от иных пищевых продуктов, и сопровождаться информационной надписью "Продукты без заменителя молочного жира".
Данное требование призвано помочь потребителям в выборе соответствующих товаров за счет дополнительной визуализации раздельного размещения молочной продукции в зависимости от ее видов и компонентного состава, при котором те виды молочной продукции, которые соответствуют определениям "молочный продукт", "молочный составной продукт", "молокосодержащий продукт", приведенном в техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (TP ТС 033/2013), будут сгруппированы таким образом, чтобы их локальное размещение исключало смешивание, прежде всего, с теми видами молочной продукции, которые относятся к "молокосодержащему продукту с заменителем молочного жира", определение и виды которого также указаны в TP ТС 033/2013.
Так же согласно Приказа N 2098 от 18.06.2019 г. Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Приказа N368 от 18.06.2019 г. Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека "Об утверждении методических рекомендаций о рекомендуемых способах размещения (выкладки) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов в торговом зале или ином месте продажи, позволяющих их визуально отделить от иных пищевых продуктов, а также о рекомендуемых способах сопровождения такой продукции информационной надписью "Продукты без заменителя молочного жира" организации и индивидуальные предприниматели вправе самостоятельно определить способы, позволяющие визуально отделить молочные, молочные составные и молокосодержащие продукты от иных пищевых продуктов, при размещении (выкладке) указанных продуктов в торговом зале или ином месте продажи, и сопровождающиеся информационной надписью "Продукты без заменителя молочного жира".
Приложением N 4 к приказу Минпромторга России и Роспотребнадзора от 18.06.2019 г. N 2089/368 приведены примеры выкладки продуктов в одном низкотемпературном холодильнике и выкладки продуктов в низкотемпературном холодильнике и на товарных полках, однако обществом данные рекомендации, а также приведенные примеры не учтены, в связи с вышеизложенным потребителю не представляется возможным визуально отделить продукцию "Без заменителя молочного жира" от другой пищевой продукции.
Поскольку право потребителя на получение в наглядной и доступной форме необходимой и достоверной информации о товарах защищено положениями статьи 8 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", а обязанность продавца по своевременному предоставлению потребителю соответствующей информации о товарах в целях обеспечения возможности их правильного выбора установлена статьей 10 этого же закона (при этом там же закреплено полномочие Правительством Российской Федерации устанавливать перечень и способы доведения до потребителя информации по отдельным видам товаров), предусмотренная новым пунктом 33 (1) Правил продажи отдельных видов товаров информационная надпись "Продукты без заменителя молочного жира" должна соответствовать вышеназванным общим правилам предоставления продавцом обязательной информации о товарах, т.е. обеспечивать правильный выбор товаров и доводиться в наглядной и доступной форме.
В материалах дела имеются все необходимые доказательства вины общества в совершении административного правонарушения (Фототаблица, где зафиксированы все выявленные нарушения, Акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица N 248-внеплан от 30 августа 2019 года, протокол N 260-Щ об административном правонарушении от 30 августа 2019 года), так же в материалах дела имеется ответ на предписание (вх.N3647 от 02.09.19г.), к которому приложены фотоматериалы, указывающие на устранение выявленных нарушений.
28.08.2019 Щелковским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Московской области представителю юридического лица Гусевой Ирине Львовне, действующей на основании Доверенности N 24274031/2019 от 30.08.2019 г., выданной Представителем ООО "Агроторг" Багировым Эмилем Алиабас оглы, являющимся Директором филиала "Макрорегион "Москва" ООО "Агроторг" (адрес места нахождения; 127015, г.Москва, ул.Вятская, д.27, стр.22) и действующим на основании Доверенности N 20025283/2019 от 07.03.2019 г. с правом передоверия, было выдано уведомление о явке для составления протокола об административном правонарушении, в Щелковском территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Московской области, расположенном по адресу: Московская область, г.Щелково, ул.Советская, д.6, каб.ЗО в 15:00 30.08.2019 г.
30.08.2019 г. представитель юридического лица Гусева Ирина Львовна, действующая на основании Доверенности N 24274031/2019 от 30.08.2019 г., выданной Представителем ООО "Агроторг" Багировым Эмилем Алиабас оглы, являющимся Директором филиала "Макрорегион "Москва" ООО "Агроторг" (адрес места нахождения; 127015, г.Москва, ул.Вятская, д.27, стр.22) и действующим на основании Доверенности N 20025283/2019 от 07.03.2019 г., присутствовала при составлении протокола об административном правонарушении, также, воспользовавшись своими полномочиями, дала пояснения в протокол, указав, что с нарушениями согласна. Также представителю юридического лица Гусевой Ирине Львовне, действующей на основании Доверенности N 24274031/2019 от 30.08.2019 г., выданной Представителем ООО "Агроторг" Багировым Эмилем Алиабас оглы, являющимся Директором филиала "Макрорегион "Москва" ООО "Агроторг" (адрес места нахождения; 127015, г.Москва, ул.Вятская, д.27, стр.22) и действующим на основании Доверенности N 20025283/2019 от 07.03.2019 г., была вручена копия данного протокола.
30.08.2019 Щелковским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Московской области представителю юридического лица Гусевой Ирине Львовне, действующей на основании Доверенности N 24274031/2019 от 30.08.2019 г., выданной Представителем ООО "Агроторг" Багировым Эмилем Алиабас оглы, являющимся Директором филиала "Макрорегион "Москва" ООО "Агроторг" (адрес места нахождения; 127015, г.Москва, ул.Вятская, д.27, стр.22) и действующим на основании Доверенности N 20025283/2019 от 07.03.2019 г., было выдано уведомление о явке для рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности в Щелковском территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Московской области, расположенном по адресу: Московская область, г.Щелково, ул.Советская, д.6, каб.ЗО в 16:00 02.09.2019 г.
Рассмотрение материалов административного дела проведено 02 сентября 2019 года в 16:00 в отсутствии извещенного надлежащим образом законного представителя юридического лица, в присутствии представителя по Доверенности N 24274031/2019 от 30.08.2019 г. Гусевой Ирины Львовны. Так же представителю юридического лица была вручена копия Постановления N 224/07 от 02.09.2019 г. об административном правонарушении.
Поскольку, на основании Доверенности N 24274031/2019 от 30.08.2019 г. Гусева И.Л. наделена правами участвовать в производстве по делу об административном правонарушении с правами лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, то уведомление о явке для составления протокола об административном правонарушении, уведомление о рассмотрении дела об административном правонарушении было вручено Гусевой И.Л., таким образом, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении юридическое лицо ООО "Агроторг" было уведомлено надлежащим образом.
Довод юридического лица - ООО "Агроторг" о том, что оно не получало уведомления о проведении внеплановой выездной проверки, которое было бы вручено ему в срок, предусмотренный частью 16 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не обоснован по следующим основаниям:
Согласно Акта проверки N 248-в/пл от 30.08.2019 г. с копией распоряжения/приказа о проведении проверки был ознакомлен представитель юридического лица по Доверенности Гусева Ирина Львовна 20.08.2019 г. Так же на копии распоряжения N 07-4043-к от 20.08.2019 г. о проведении проверки, врученной представителю юридического лица по Доверенности Гусевой И.Л. стоит его подпись и дата получения распоряжения 20.08.2019 г.
Так же Щелковским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Московской области данное распоряжение N 07-4043-к от 20.08.2019 г. о проведении проверки было направлено заказным письмом в адрес юридического лица - ООО "Агроторг" РПО N 14110838010157 от 20.08.2019 г.
Согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Санкцией статьи 14.15 КоАП РФ за вменяемое правонарушение предусмотрена возможность назначения наказания в виде предупреждения или административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Доказательств, подтверждающих наличие смягчающих либо отягчающих административную ответственность обстоятельств лицами, участвующими в деле не представлено, об их наличии также не заявлено.
Таким образом назначение обществу наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 руб. отвечает принципам справедливости и соразмерности.
Доводы заявителя апелляционной жалобы отклоняются, нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены судебного акта, установленных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, п. 1 ст. 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12.12.2019 по делу N А41-81478/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
П.А. Иевлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-81478/2019
Истец: ООО "АГРОТОРГ"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ