город Томск |
|
25 марта 2020 г. |
Дело N А03-16885/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Ярцева Д.Г., |
судей |
|
Кайгородовой М.Ю., |
|
|
Молокшонова Д.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Филимоновой П.В. (до перерыва в судебном заседании) и помощником судьи Илларионовой О.М. (после перерыва), с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (N 07АП-1857/20 на решение Арбитражного суда Алтайского края от 09.01.2020 по делу N А03-16885/2019 (Судья Янушкевич С.В.) по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (107174, г. Москва, ул. Басманная Нов, д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к закрытому акционерному обществу "Косихинское районное топливоснабжающее предприятие" (659810, Алтайский край, Косихинский район, с. Налобиха, ул. Садовая, д. 4, ОГРН 1022202191890, ИНН 2249004173) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора N 4/310 от 29.08.2019
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Агарина Е.А., по доверенности N З-Сиб-3/Д от 15.01.2020
от ответчика: без участия (извещен)
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее по тексту ОАО "Российские железные дороги", истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к закрытому акционерному обществу "Косихинское районное топливоснабжающее предприятие" (далее ЗАО "Косихинское районное топливоснабжающее предприятие", ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора N 4/310 от 29.08.2019, в котором просило изложить вторую часть предложения первого абзаца подпункта "а" пункта 21 в следующей редакции: "и ежесуточную плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, по договорной ставке в размере 383,43 руб. в сутки (без учета НДС)".
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 09.01.2020 (резолютивная часть объявлена 27.12.2019) разногласия возникшие между ЗАО "Косихинское районное топливоснабжающее предприятие" и ОАО "Российские железные дороги" при заключении договора N 4/310 от 29.08.2019 были урегулированы, вторая часть предложения первого абзаца подпункта "а" пункта 21 договора изложена в следующей редакции: "и плату за фактическое использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, по договорной ставке в размере 383,43 руб. в сутки (без учета НДС)".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Российские железные дороги" подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование своей апелляционной жалобы ОАО "Российские железные дороги" указало, что взимание платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования только в период фактической подачи и уборки вагонов приведет к недостаточному финансированию работ связанных с проведением текущего и капитального ремонта, что отразится на безопасности движения; спорная плата относится к договорной и должна быть оплачена.
ЗАО "Косихинское районное топливоснабжающее предприятие" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами и требованиями апеллянта не согласилось, просило оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения, ходатайствовало о проведении судебного заседания в отсутствие представителей ответчика.
В связи с тем, что в карточку дела в электронном сервисе "Картотека арбитражных дел "КадАрбитр" были внесены ошибочные сведения о проведении судебного заседания 17.03.2020, а в определении суда апелляционной инстанции о принятии апелляционной жалобы от 14.02.2020 указано о том, что судебное заседание состоится 18.03.2020, в судебном заседании 17.03.2020 протокольным определением был объявлен перерыв до 18.03.2020 в 10 час. 50 мин.
После перерыва в судебном заседании суда апелляционной инстанции 18.03.2020 представитель ОАО "Российские железные дороги" поддержал свои доводы и требования по апелляционной жалобе, просил отменить обжалуемое решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 09.01.2020, апелляционный суд установил следующее.
Как усматривается из материалов дела, при заключении между ОАО "Российские железные дороги" и ЗАО "Косихинское районное топливоснабжающее предприятие" договора N 4/310 29.08.2019 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "Косихинский райтопсбыт", примыкающего к станции Овчинниково Западно-Сибирской железной дороги (далее договор) между сторонами возникли разногласия относительно редакции второй части предложения первого абзаца подпункта "а" пункта 21.
В целях урегулирования спора истец обратился в арбитражный суд и при этом ссылается на то, что ежесуточное взимание платы за использование принадлежащего перевозчику железнодорожного пути необщего пользования независимо от количества выходов локомотива обусловлено необходимостью для перевозчика содержать принадлежащий ему железнодорожный путь и поддерживать его в надлежащем состоянии на постоянной основе.
Разрешая разногласия, суд первой инстанции принял по существу правильное решение; выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Согласно ст. 55 Федерального закона N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 (далее УЖТ) отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Статьей 64 УЖТ предусмотрено, что взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов. Разногласия в отношении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов рассматриваются и разрешаются сторонами таких договоров. При не достижении согласия споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Отклоняя доводы подателя апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, если законом не предусмотрено иное.
Стороны по своему усмотрению вправе определять условия договора кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).
На основании ст. 64 УЖТ взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
Как разъяснено в п. 2 Постановления N 30 Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах практики применения федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 06.10.2005, заключение названных договоров обязательно как для перевозчика, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя (грузополучателя).
В соответствии с ч. 3 ст. 58 УЖТ, перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
В силу ч. 4 ст.58 УЖТ перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на не принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику.
Если подача и уборка вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих перевозчику, осуществляются локомотивом, принадлежащим владельцу другого железнодорожного пути необщего пользования или иному лицу, с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) и указанных владельца железнодорожных путей необщего пользования или иного лица перевозчиком взимается плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику (ч. 5 ст. 58 УЖТ).
Размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (ч. 6 ст. 58 УЖТ РФ).
Содержание ч. 3-5 ст.58 УЖТ РФ позволяет сделать вывод о том, что сбор за подачу и уборку вагонов, осуществляемые на принадлежащих перевозчику железнодорожных путях необщего пользования, включает в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
Правила указанных норм отличаются в зависимости от фактических обстоятельств пользования обеими этими услугами перевозчика соответствующим лицом или только одной из них.
Условие договора о необходимости внесения ежесуточной платы за пользование принадлежащим перевозчику железнодорожным путем необщего пользования независимо от выхода локомотива является для пользователя явно обременительным и существенным образом нарушает баланс интересов сторон.
Вместе с тем, обязательное взимание сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования (железнодорожным подъездным путем) ни УЖТ РФ, ни иным действующим законодательством не закреплено.
Положениями ст. 58 УЖТ РФ ежесуточная оплата за пользование железнодорожными путями необщего пользования не предусматривается, в связи с чем, ссылка ОАО "Российские железные дороги" на данную норму в качестве основания для принятия спорного пункта договора в редакции перевозчика, является несостоятельной.
Применяя положения п. 4 ст. 421 и ст. 422 ГК РФ, судам следует учитывать, что норма, определяющая права и обязанности сторон договора, толкуется судом исходя из ее существа и целей законодательного регулирования, то есть суд принимает во внимание не только буквальное значение содержащихся в ней слов и выражений, но и те цели, которые преследовал законодатель, устанавливая данное правило.
С учетом изложенных выше обстоятельств дела, поскольку действия истца, являющегося монополистом и профессиональным участником рынка услуг железнодорожного транспорта, по включению в договор условия о ежесуточной плате за пользование принадлежащим ему железнодорожным путем и взиманию указанной платы с истца, при отсутствии соответствующей нормы права противоречит существу законодательного регулирования, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о принятии редакции договора ответчика, с исключением ее ежесуточного взимания, но в зависимости от фактического использования пути необщего пользования, вывод суда первой инстанции об обременительности для ответчика ежесуточной платы - обоснован.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Алтайского края от 09.01.2020 по делу N А03-16885/2019 является законным и обоснованным, судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, и им была дана правильная оценка. Нарушения норм материального или процессуального права судом допущено не было, поэтому оснований для отмены или изменения определения суда первой инстанции, установленных ст. 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Государственная пошлина по иску и по апелляционной жалобе подлежит распределению по правилам ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. 110, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 09.01.2020 по делу N А03-16885/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Д.Г. Ярцев |
Судьи |
М.Ю. Кайгородова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-16885/2019
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ЗАО "Косихинское районное топливоснабжающее предприятие"