г. Пермь |
|
24 марта 2020 г. |
Дело N А50-29463/2019 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Борзенковой И. В.
рассмотрел без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу
заявителя, товарищества собственников жилья "Комсомольский проспект -77",
на решение Арбитражного суда Пермского края,
принятое судьей С.В. Торопициным путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства от 23 декабря 2019 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24.03.2020.
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми (ОГРН 1045900797029, ИНН 5904101890)
о признании недействительным решения от 26.03.2019 N 35 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
установил:
Товарищество собственников жилья "Комсомольский проспект-77" (далее - заявитель, Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края к Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми (далее - налоговый орган, инспекция) с заявлением о признании недействительным решения от 26.03.2019 N 35 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Пермского края принятым в порядке упрощенного производства от 23 декабря 2019 года (мотивированное решение от 27 января 2020 года) в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель в жалобе настаивает на неправомерности произведенных инспекцией доначислений страховых взносов, так как спорные выплаты в пользу председателя правления ТСЖ и членов правления ТСЖ не являются объектом налогообложения страховыми взносами, поскольку не связаны с исполнением ими гражданско-правовых договоров и не относятся к трудовым отношениям. По мнению заявителя жалобы, выводы Инспекции о наличии оснований для включения указанных выплат в состав базы для исчисления страховых взносов обусловлены расширительным толкованием положений главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговый орган представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная проверка представленного товариществом "Комсомольский проспект-77" расчета по страховым взносам за 9 месяцев 2018 года (дата представления - 25.10.2018), по итогам которого выявлены и отражены в акте проверки от 08.02.2019 N 14/13727 нарушения законодательства о налогах и сборах, а именно: установлено неотражение в составе базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование выплат председателю и членам правления ТСЖ.
По результатам рассмотрения материалов проверки инспекцией вынесено решение от 26.03.2019 N 35 о доначислении страховых взносов за 9 месяцев 2018 года в общей сумме 36 731,34 руб., пени - 3 459,61 руб.
Не согласившись с вынесенным Инспекцией решением от 26.03.2019 N 35, заявитель обжаловал его в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от 13.06.2019 N 18-18/129 апелляционная жалоба Товарищества оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение инспекции является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, ТСЖ обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано, поскольку на основании протоколов общего собрания членов товарищества произведены выплаты вознаграждения председателю и членам правления ТСЖ, выплаты произведены в рамках гражданско-правовых правоотношений с ТСЖ и связаны с оказанием услуг для него, суммы вознаграждения отражены в составе облагаемых НДФЛ, они подлежат включению в страховую базу, а периоды деятельности - в страховой стаж.
Заявитель по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, настаивает на том, что решение подлежит отмене.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, к которым, в том числе, относятся организации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производимые, в частности, в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
На основании статьи 135 ЖК РФ ТСЖ признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 ЖК РФ, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с ЖК РФ помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Таким образом, исходя из указанных правовых норм, ТСЖ является формой самоорганизации граждан, одобренной государством для целей управления принадлежащего им имущества. Средства ТСЖ состоят, в частности, из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества (статья 151 ЖК РФ).
Пунктом 2 статьи 123.14 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в товариществе собственников недвижимости создаются единоличный исполнительный орган (председатель) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление).
Согласно разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 21 постановления Пленума от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", из пункта 4 статьи 49 ГК РФ следует, что особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, типов и видов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами. В связи с этим нормы ЖК РФ о ТСЖ продолжают применяться к ним и после 01.09.2014 и являются специальными по отношению к общим положениям ГК РФ о товариществах собственников недвижимости.
В соответствии с положениями статей 144, 145 ЖК РФ органами управления ТСЖ являются собрание его членов и правление товарищества. Правление ТСЖ избирается непосредственно общим собранием членов товарищества собственников жилья, к компетенции которого также относится и определение размера вознаграждения членов правления ТСЖ, в том числе председателя его правления.
На основании части 3 статьи 147 ЖК РФ правление ТСЖ избирает из своего состава председателя товарищества, если его избрание не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества. Обязанности правления ТСЖ определены в статье 148 ЖК РФ. Компетенция председателя правления ТСЖ определена в статье 149 ЖК РФ.
В силу части 1 статьи 149 ЖК РФ председатель правления ТСЖ избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель правления ТСЖ обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для названных лиц обязательно.
Согласно части 2 статьи 149 ЖК РФ председатель правления ТСЖ действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положение об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных этим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 145 ЖК РФ члены и председатель правления ТСЖ могут осуществлять свою деятельность на возмездной основе.
Материалами дела подтверждено создание ТСЖ "Комсомольский проспект-77" (протокол общего собрания собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Комсомольский проспект, д. 77 от 18.03.2008 N 01); ТСЖ зарегистрировано в качестве юридического лица 31.03.2008 в налоговом (регистрирующем) органе по месту учета, в связи с чем, с учетом положений статьи 19, пункта 3.4 статьи 23, статьи 419, пункта 1 статьи 430, пунктов 1, 3 статьи 432 НК РФ, у товарищества имеется статус страхователя и плательщика страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию.
На основании Устава ТСЖ "Комсомольский проспект-77", утвержденного решением общего собрания собственников от 18.06.2012, товарищество создано с целью совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, обеспечение владения, пользования, и в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению общего имущества в многоквартирном доме, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме.
В пункте 2.1 Устава ТСЖ предусмотрено, что товарищество создано для решения следующих задач: обеспечение эффективного совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме; согласование порядка реализации собственниками помещений прав по владению, пользованию и в установленных законом пределах распоряжению общим имуществом в многоквартирном доме; создание, содержание, сохранение и приращение общего имущества в многоквартирном доме; распределение между собственниками помещений обязанностей по возмещению соответствующих издержек по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; обеспечение надлежащего противопожарного, экологического, технического и санитарного состояния общего имущества в многоквартирном доме; обеспечение соблюдения собственниками помещений, лицами, проживающими в многоквартирном доме, арендаторами и нанимателями помещений правил пользования жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме, местами общего пользования, правил содержания многоквартирного дома и придомовой территории; предоставление коммунальных услуг, а также услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме лицам, пользующимся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме.
Органами управления ТСЖ являются общее собрание членов товарищества (высший орган управления) и правление товарищества (пункт 7.1 Устава).
В силу подпункта 14 пункта 8.2 Устава ТСЖ к компетенции общего собрания членов товарищества относится определение размера вознаграждения членов правления товарищества, в том числе председателя правления ТСЖ.
Пунктами 9.1, 9.3, 9.5 Устава ТСЖ "Комсомольский проспект-77" предусмотрено, что руководство деятельностью товарищества осуществляется его правлением, которое является исполнительным органом ТСЖ, подотчетным общему собранию членов товарищества; правление избирает из своего состава председателя правления ТСЖ.
При этом председатель правления ТСЖ "Комсомольский проспект-77" избирается из состава правления данного товарищества сроком на два года (пункт 10.1 Устава). Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления и общего собрания членов товарищества, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно (пункты 10.3, 10.4 Устава ТСЖ).
В соответствии с пунктом 10.5 Устава ТСЖ председатель правления товарищества действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, Уставом не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положение об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных ЖК РФ, Уставом и решениями общего собрания членов товарищества.
В силу пункта 10.6 Устава ТСЖ председатель правления товарищества на совершение любых действий, влекущих возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей у товарищества, а также у собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе на выдачу доверенности на совершение указанных действий), обязан получить согласие правления товарищества или общего собрания членов товарищества за исключением случаев: совершения действий по исполнению ранее заключенных товариществом договоров; совершения сделок на сумму до 30 тысяч рублей по приобретению имущества и оказанию услуг третьими лицами для товарищества; оплаты госпошлины; подачи налоговой и иной отчетности; возникновения аварийных и иных чрезвычайных ситуаций, требующих немедленного принятия мер, когда отсутствует возможность созыва правления товарищества.
Согласно протоколу общего собрания членов ТСЖ от 01.07.2018 N 1 Рассказова Л.Г., Сапожникова Л.С. и Зотин А.В. избраны на два года в правление ТСЖ "Комсомольский проспект-77", протоколом общего собрания членов товарищества от 17.06.2016 N 1 Красноперова В.И. назначена в состав ревизионной комиссии ТСЖ "Комсомольский проспект-77".
Председателем товарищества является Зотин А.В. (протокол заседания правления товарищества, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц).
Протоколами общего собрания членов Товарищества от 22.06.2017 N 1, от 01.07.2018 N 1 утверждены сметы доходов и расходов заявителя на 2017, 2018 годы, в рамках которых установлено вознаграждение правления товарищества - 30 000 руб. в месяц, в том числе председателя правления - 20 000 руб. в месяц.
Исполнение функций председателя правления подтверждено договорами оказания услуг, заключенными Зотиным А.В. от имени Товарищества (заказчик) с ООО "Аристей", ООО "Проспект-С" (исполнители) и протоколами заседания правления ТСЖ "Комсомольский проспект-77".
На основании названного протокола решено выплатить вознаграждение членам правления - Рассказовой Л.Г. и Сапожниковой Л.С. (протоколы заседания правления ТСЖ "Комсомольский проспект-77" от 03.07.2018, от 02.08.2018, от 25.09.2018).
В соответствии с протоколом общего собрания членов товарищества от 17.06.2016 N 1 ревизионной комиссии плательщика определено вознаграждение, выплачиваемое по факту проведения ревизионной проверки.
Заключение ревизионной комиссии ТСЖ "Комсомольский проспект-77" по результатам проверки бухгалтерской отчетности утверждено протоколом общего собрания членов товарищества от 01.07.2018 N 1.
В ходе допросов Сапожникова Л.С., Липская И.А., Брюханова Э.Л. - члены правления сообщили о том, что во исполнение решений собственников жилых помещений получали денежное вознаграждение за участие в организационных вопросах в качестве членов правления ТСЖ.
Выплата вознаграждения председателю Зотину А.В. и членам правления Сапожниковой Л.С., Липской И.А., Брюхановой Э.Л. за 2018 год ТСЖ "Комсомольский проспект-77" зафиксировало в сведениях о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ.
Таким образом, оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, доводы и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи в порядке, предусмотренном статей 65, 66, 67, 68, 70, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также руководствуясь применительно к фактическим обстоятельствам соответствующими нормами права, суд первой инстанции установил, что спорные выплаты произведены в рамках гражданско-правовых правоотношений между ТСЖ с названными лицами; связаны с выполнением последними в интересах ТСЖ "Комсомольский проспект-77" услуг по осуществлению управленческих и контролирующих функций, обоснованно сделав вывод о том, что такие выплаты подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на основании пункта 1 статьи 420 НК РФ.
Доказательств нарушения прав ТСЖ в материалы дела, суду не представлено.
Довод заявителя о том, что денежное вознаграждение председателя и членов правления ТСЖ, не заключавших с заявителем ни трудовых, ни гражданско-правовых договоров, не является объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, поскольку вознаграждение формируется путем поступлений целевых платежей от собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе самих членов правления и председателя правления, имеющих право уплачивать страховые взносы добровольно необоснован.
Вопреки доводам заявителя, вознаграждение выплачивалось Председателю и членам правления в рамках гражданско-правовых отношений с Товариществом в связи с выполнением Председателем и членов правления в интересах ТСЖ вышеназванных управленческих, а также контрольных функций и независимо от документального оформления таких отношений в виде соответствующих договоров Товарищества с Председателем суммы выплаченного последним вознаграждения подлежат включению в базу для начисления взносов.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.02.2018 N 301-КГ17-22172, от 21.03.2016 N 307-КГ16-1739, от 12.09.2016 N 309КГ16-10703; аналогичные выводы содержатся в письмах ФНС России от 30.03.2017 N БС-4-11/5736, от 17.04.2018 N БС-4-11/7275, в письмах Минфина России от 13.03.2017 N 03-15-07/13856, от 09.04.2018 N 03-15-05/23294
Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование гарантирует застрахованным лицам (председателям правления) включение периодов их деятельности в страховой стаж с последующим начислением страховой пенсии.
Доводы заявителя об отсутствии в данном случае договорных отношений между председателем и членами Правления Товарищества и Товариществом, нормативном регулировании решений собраний (глава 9.1 ГК РФ) и сделок, видах сделок, подлежат отклонению, поскольку в силу правовой позиции, отраженной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2016 N 1169-0 и N 1170-0, отношения, связанные с участием и управлением в корпоративных организациях, к числу которых относится и ТСЖ (пункт 1 статьи 65.1 ГК РФ) входят в предмет регулирования гражданско-правового законодательства, как он установлен в пункте 1 статьи 2 ГК РФ, действующая редакция данной нормы прямо включает в предмет гражданско-правового регулирования отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), при этом как отметил в указанных Определениях Конституционный Суд Российской Федерации режим обложения страховыми взносами для одной и той же выплаты не может ставиться в зависимость от формального, не связанного с ее правовой природой, критерия (наличие или отсутствие договора), что приводило бы к нарушению конституционного принципа равенства.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, с учетом установленных обстоятельств, суд правомерно отказал ТСЖ в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является по существу верным, соответствующим фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края, принятое в порядке упрощенного производства от 23 декабря 2019 года (мотивированное решение от 27 января 2020 года) по делу N А50-29463/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья И.В.Борзенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-29463/2019
Истец: ТСЖ "КОМСОМОЛЬСКИЙ ПРОСПЕКТ-77"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОМУ РАЙОНУ Г. ПЕРМИ
Хронология рассмотрения дела:
29.06.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3968/20
24.03.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1612/20
27.01.2020 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-29463/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-29463/19