г. Владимир |
|
26 марта 2020 г. |
Дело N А79-12737/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.03.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 26.03.2020.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 04.02.2020 по делу N А79-12737/2019,
принятое по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Чебоксарский ликеро-водочный завод" (ОГРН 1162130067219, ИНН 2130179610) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьей 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании приказа Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (далее - Управление, административный орган) от 20.05.2019 N 562 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Чебоксарский ликеро-водочный завод" (далее - Общество) проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки информации, изложенной в мотивированном представлении от 17.05.2019 N сз4-789/09-08.
Согласно данному приказу срок проведения проверки определен в 20 рабочих дней, с 20.05.2019 по 17.06.2019.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки при инвентаризации алкогольной продукции, находящейся на хранении Общества, произведен отбор проб и образцов и контрольных образцов алкогольной продукции для проведения экспертизы на предмет соответствия ГОСТ 12712-2013, факт которого отражен в протоколах отбора проб и образцов от 28.05.2019 N 1, N 2, N 3.
На основании указанных протоколов пробы алкогольной продукции направлены в Экспертно-аналитический отдел Управления (далее - экспертное учреждение) для определения соответствия алкогольной продукции требованиям ГОСТ 12712-2013.
Приказом Управления от 17.06.2019 N 662 в связи с необходимостью получения и анализа результатов экспертизы алкогольной продукции, изъятой в Обществе на основании протоколов отбора проб и образцов от 28.05.2019 N 1, N 2, N 3, без которых невозможно оценить соответствие деятельности проверяемого лица обязательным требованиям, предъявляемым к организациям, осуществляющим оборот алкогольной продукции, срок проведения внеплановой выездной проверки в отношении Общества продлен на 20 рабочих дней (проверку окончить не позднее 15.07.2019).
По результатам проверки составлен акт от 18.07.2019 N У4-А 579/06-14.
Письмом от 18.07.2019 N У1-12084/15 от экспертного учреждения Управлению направлены материалы экспертизы образцов алкогольной продукции, отобранной в рамках проведения внеплановой выездной проверки в отношении Общества (экспертное заключение от 18.07.2019 N 70/2019 вместе с протоколами испытаний от 18.07.2019).
Согласно экспертному заключению от 18.07.2019 N 70/2019 представленные на испытание образцы соответствуют требованиям ГОСТ 12712-2013.
Письмом от 15.08.2019 N У1-13825/15 от экспертного учреждения Управлению направлены материалы экспертизы образцов алкогольной продукции, отобранной в рамках проведения внеплановой выездной проверки в отношении Общества (экспертное заключение от 15.08.2019 N 77/2019 вместе с протоколами испытаний от 15.08.2019).
Согласно экспертному заключению от 15.08.2019 N 77/2019 представленные на испытание образцы соответствуют требованиям ГОСТ 12712- 2013, кроме представленных на испытание образцов N 692/2019, а именно: водка "Родная Малиновка", объем 0,25 л, дата розлива 19.04.2019 (ФСМ N 400 66389991, ФСМ N 400 66389987, ФСМ N 400 66389999, ФСМ N 400 66390000, ФСМ N 400 66389973, ФСМ 400 66389976, ФСМ N 400 66389975, ФСМ N 400 66389974) не соответствует пункту 5.1.3 (крепость) ГОСТ 12712- 2013.
Письмом от 27.08.2019 N У1-14425/15 от экспертного учреждения Управлению направлены материалы экспертизы образцов алкогольной продукции, отобранной в рамках проведения внеплановой выездной проверки в отношении Общества (экспертное заключение от 27.08.2019 N 94/2019 вместе с протоколами испытаний от 27.08.2019).
Согласно экспертному заключению от 27.08.2019 N 94/2019 представленные на испытание образцы соответствуют требованиям ГОСТ 12712- 2013, кроме представленных на испытание образцов N 760/2019, а именно: водка "Vivat Russia" Grand Premium", объем 0,5 л, дата розлива 12.03.2018 (ФСМ N 107 262642584, ФСМ N 107 262642585, ФСМ N 107 262642581, ФСМ N 107 262642590), и N 762/2019 водка WILD ELK ICE (ДИКИЙ ЛОСЬ АЙС), объемом 0,5 л, дата розлива 16.04.2019 (ФСМ N 401 44802208, ФСМ N 401 44802253, ФСМ N 401 44802313, ФСМ N 401 45033851) не соответствуют пункту 5.1.3 (массовая концентрация уксусного альдегида) ГОСТ 12712- 2013.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностное лицо административного органа 15.10.2019 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 06-12/365/2019.
По выявленному факту Управление обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Решением от 04.02.2019 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в удовлетворении заявления отказал, в отношении алкогольной продукции, указанной в протоколе отбора проб и образцов N 1, N 2, N 3 от 28.05.2019, обязал возвратить Обществу.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает, что проверка проведена в период с 20.05.2019 по 15.07.2019. Акт проверки составлен в срок, не превышающий трех рабочих дней, после завершения мероприятия по контролю, что регламентировано пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Управление считает, что им не допущено нарушение сроков проведения проверки.
Управление поясняет, что экспертными заключениями от 15.08.2019, 27.08.2019 подтверждено несоответствие изъятой у Общества алкогольной продукции требованиям ГОСТ 12712-2013.
По мнению Управления, судом первой инстанции не разрешен вопрос об изъятых контрольных образцах алкогольной продукции.
Управление заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения, а также заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (часть 3). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Установленный законом порядок привлечения к административной ответственности является обязательным для административных органов.
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 23.1 Федерального закона N 171-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок организаций, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и Федерального закона N 294-ФЗ.
Федеральный закон N 294-ФЗ устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В силу пункта 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований пункта 6 статьи 15 Федерального закона N 294-ФЗ в части превышения установленных сроков проведения проверок.
Частью 12 статьи 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что срок проведения проверки в отношении лицензиатов составляет не более чем двадцать рабочих дней с даты начала ее проведения. Указанный срок продлевается в случае необходимости проведения связанных с оценкой результатов проверок экспертиз, исследований, испытаний, расследований, осуществления перевода на русский язык документов, представленных на иностранном языке проверяемым лицом, и других необходимых мероприятий (в том числе в отношении контрагентов лицензиата), без которых невозможно оценить соответствие деятельности проверяемого лица обязательным требованиям. При этом общий срок проведения проверки не может превышать сорок рабочих дней.
В соответствии с частью 14 статьи 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ в случаях, если для разъяснения возникающих при осуществлении лицензионного контроля вопросов требуются специальные познания, лицензирующие органы назначают экспертизу, включающую в себя организацию и проведение исследований экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями для решения задач в области лицензионного контроля.
Такая экспертиза проводится экспертами лицензирующего органа, а также иными экспертами, аккредитованными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, только в случае невозможности проведения такой экспертизы экспертами лицензирующего органа.
Порядок проведения такой экспертизы устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2012 N 649 утверждено Положение о проведении экспертизы при осуществлении лицензионного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Положение о проведении экспретизы).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии (часть 3 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
Заключение по результатам экспертизы является неотъемлемой частью акта проверки, составленного по итогам проведения мероприятия по лицензионному контролю в отношении юридического лица, осуществляющего деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (пункт 12 Положения о проведении экспертизы).
Согласно части 5 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ в случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю.
По смыслу части 5 статьи 16 названного Федерального закона в случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю.
Судом по материалам дела установлено, что приказами Управления от 20.05.2019 N 562, от 17.06.2019 N 662 административным органом (с учетом продления срок проведения внеплановой выездной проверки) определен срок проведения проверки в отношении Общества в 40 рабочих дней (с 20.05.2019 по 15.07.2019), что зафиксировано в акте проверки от 18.07.2019 N У4-А 579/06-14.
Действительно, акт проверки составлен в трехдневный срок (регламентированный частью 5 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ) с учетом получения Управлением экспертного заключения от 18.07.2019 N 70/2019 вместе с протоколами испытаний от 18.07.2019.
Вместе с тем, согласно экспертному заключению от 18.07.2019 N 70/2019 представленные на испытание образцы соответствуют требованиям ГОСТ 12712-2013.
Составленным по результатам контрольных мероприятий акт проверки от 18.07.2019 N У4-А 579/06-14 не зафиксирован факт несоответствия изъятой у Общества алкогольной продукции требованиям ГОСТ 12712-2013.
В дальнейшем проверка в придаваемом положениями Федерального закона N 294-ФЗ смысле фактически проводилась административным органом за пределами установленного срока.
Так, согласно экспертному заключению от 15.08.2019 N 77/2019 испытания (экспертиза) образцов продукции Общества (протокол испытаний от 15.08.2019 N 692/2019) проведены экспертным учреждением в период с 22.07.2019 по 15.08.2019.
В соответствии с протоколом испытаний от 15.08.2019 N 692/2019 испытания проведены в период с 22.07.2019 по 15.08.2019.
Согласно экспертному заключению от 27.08.2019 N 94/2019 испытания (экспертиза) образцов продукции Общества (протоколы испытаний от 27.08.2019 N 760/2019, от 27.08.2019 N 762/2019) проведены экспертным учреждением в период с 30.07.2019 по 27.08.2019.
В соответствии с протоколами испытаний от 27.08.2019 N 760/2019, от 27.08.2019 N 762/2019 испытания проведены в период с 30.07.2019 по 27.08.2019.
Однако, согласно пункту 7 Положения о проведении экспертизы срок проведения экспертизы не может превышать срок, установленный для проведения мероприятия по лицензионному контролю.
Таким образом, в рассматриваемом случае контрольное мероприятие в виде проведения экспертизы алкогольной продукции, отобранной в ходе проведения внеплановой выездной проверки, проведено по истечении установленного срока окончания проверки (15.07.2019).
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о превышении административным органом установленного срока внеплановой выездной проверки, что согласно части 1, пункта 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ относится к грубым нарушениям при проведении проверки.
Несоблюдение административным органом требований пункта 6 статьи 15 Федерального закона N 294-ФЗ в силу пункта 5 части 2 статьи 20, части 1 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ влечет недействительность результатов проверки.
Результаты, полученные в ходе проведенной с грубыми нарушениями проверки, не могут быть признаны допустимыми доказательствами по делу. В связи с этим в силу части 1 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ, части 3 статьи 26.2 КоАП РФ экспертные заключения от 15.08.2019 N 77/2019, от 27.08.2019 N 94/2019 и протоколы испытаний от 15.08.2019 N 692/2019, от 27.08.2019 N 760/2019, от 27.08.2019 N 762/2019 является недопустимым доказательством по делу, а результаты проведенной экспертизы не могут быть положены в основание доказательств по делу об административном правонарушении.
Иные доказательства несоответствия отобранных у Общества образцов продукции требованиям ГОСТ 12712-2013 "Межгосударственный стандарт. Водки и водки особые. Общие технические условия", помимо составленных после окончания проверки протоколов испытаний и экспертных заключений, в материалах дела отсутствуют и Управлением в нарушение требований части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены.
При таких обстоятельствах в материалах дела отсутствуют достоверные доказательства, свидетельствующие о нарушении Обществом требований ГОСТ 12712-2013.
В рассматриваемом случае имеются неустранимые сомнения в виновности Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Суд первой инстанции правомерно отказал Управлению в удовлетворении заявления о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 29.10 КоАП РФ и пункту 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при производстве по делу об административном правонарушении подлежит разрешению вопрос о судьбе изъятой продукции.
С учетом этого суд первой инстанции правильно решил, что алкогольная продукция, указанная в протоколах отбора проб и образцов от 28.05.2019 N 1, N 2, N 3 подлежит возврату Обществу. То есть возврату подлежит вся алкогольная продукция, указанная в протоколах отбора проб и образцов от 28.05.2019 N 1, N 2, N 3, включая контрольные образцы.
Суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам не имеется.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
По делам о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 04.02.2020 по делу N А79-12737/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Н.Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-12737/2019
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу
Ответчик: ООО "Чебоксарский ликеро-водочный завод"