г. Москва |
|
24 марта 2020 г. |
Дело N А41-79533/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Немчиновой М.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гаджиевым М.М.,
при участии в заседании:
от Межрайонной ИФНС России N 17 по Московской области: Гасангаджиева С.Р. по доверенности от 02.10.2019, диплом о высшем юридическом образовании;
от Авояна Л.С.: Белименко С.Г. по доверенности от 03.06.2019, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции, дело N А41-79533/19
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по Московской области
к Авояну Лаврентию Сумбатовичу
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 17 по Московской области (далее - заявитель, административный орган, межрайонная ИФНС России N 17 по Московской области) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Авояну Лаврентию Сумбатовичу (далее - заинтересованное лицо, Авоян Л.С.) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 5.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 октября 2019 года по делу N А41-79533/19 Авоян Л.С. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 5.1 статьи 14.13 КоАП РФ, с назначением наказания в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев (т. 1 л. д. 130-133).
Определением от 18 февраля 2020 года Десятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А41-79533/19 по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции в связи со следующим.
Определение о принятии искового заявления к производству арбитражного суда было направлено заинтересованному лицу по адресу, который Авояну Л.С. не принадлежит, а именно: г. Москва, Казарменный переулок д. 2, кв. 48 (т. 1 л. д. 124-125).
Авоян Л.С. зарегистрирован по иному адресу: г. Москва, Казарменный переулок д. 8, корп. 2, кв. 48. Доказательств направления извещения по данному адресу, материалы дела не содержат.
При изложенных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции допущено нарушение, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 270 АПК РФ, а именно, дело рассмотрено при отсутствии доказательств надлежащего извещения Авояна Л.С. о времени и месте судебного разбирательства.
Учитывая изложенное выше, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 2 части 4 статьи 270 АПК РФ.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Межрайонной ИФНС России N 17 по Московской области поддержал доводы, изложенный в заявлении о привлечении Авояна Л.С. к административной ответственности, просил заявленные требования удовлетворить.
Представитель Авояна Л.С. возражал против доводов заявления, просил заявленные требования оставить без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы заявления, Десятый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, Авоян Л.С. является генеральным директором ООО "Гарантстрой-сервис+М".
При проверке соблюдения Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве, Закон N 127-ФЗ) налоговым органом выявлено, что ООО "Гарантстрой-сервис+М" имеет задолженность перед бюджетом в сумме 10 222 084 руб. 48 коп., в том числе по основному долгу - 7 704 619 руб. 08 руб.
Постановлением Межрайонной ИФНС России N 17 по Московской области от 30.10.2018 N 10-06 генеральный директор ООО "Гарантстрой-сервис+М" - Авоян Л.С. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 14.13 КоАП РФ, за неисполнение обязанности по подаче заявления о признании общества несостоятельным (банкротом), при том, что такая обязанность наступила не позднее 22.01.2018 (т. 1 л. д. 37-39).
В связи с тем, что впоследствии задолженность обществом погашена не была и заявление о признании несостоятельным (банкротом) не подано, налоговый орган 13 августа 2019 года составил в отношении генерального директора ООО "Гарантстрой-сервис+М" - Авояна Л.С. протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 5.1 статьи 14.13 КоАП РФ (т. 1 л. д. 11-13).
Поскольку в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об административном правонарушении, предусмотренном частью 5.1 статьи 14.13 КоАП РФ, рассматриваются судьями арбитражных судов, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд считает, что заявление административного органа является обоснованным и подлежит удовлетворению в связи со следующим.
Согласно части 5 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение руководителем юридического лица обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Частью 5.1 статьи 14.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.13 КоАП РФ.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного части 5.1 статьи 14.13 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере банкротства.
Объективная сторона состоит в повторном неисполнении руководителем юридического лица либо индивидуальным предпринимателем или гражданином обязанности по подаче заявления о признании несостоятельным (банкротом).
Субъектом правонарушения является должностное лицо юридического лица.
Субъективная сторона вмененного Авояну Л.С. правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5.1 статьи 14.13 КоАП РФ, характеризуется бездействием в форме повторной неподачи заявления о признании общества несостоятельным (банкротом).
В силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ повторным совершением административного правонарушения является совершение правонарушения в тот период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве, Закон N 127-ФЗ) установлена обязанность руководителя юридического лица по подаче заявления о признании юридического лица несостоятельным (банкротом) в арбитражный суд в случае, если должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества; имеется не погашенная в течение более чем трех месяцев по причине недостаточности денежных средств задолженность по выплате выходных пособий, оплате труда и другим причитающимся работнику, бывшему работнику выплатам в размере и в порядке, которые устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством; а также в иных случаях, предусмотренных названным Законом.
Под неплатежеспособностью следует понимать прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное. Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (статья 2 Закона N 127-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона N 127-ФЗ заявление должно быть направлено в арбитражный суд в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.
В силу статьи 3 Закона N 127-ФЗ юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 6 Закона N 127-ФЗ дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей. Статьей 3 Закона о банкротстве предусмотрено, что юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Согласно пункту 3 статьи 6 Закона N 127-ФЗ требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.
В силу пункта 2 статьи 4 Закона N 127-ФЗ для определения наличия признаков банкротства должника учитывается размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.
Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, подлежащие возмещению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника.
В предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5.1 статьи 14.13 КоАП РФ, входит установление наличия признаков несостоятельности юридического лица, в том числе наличие обязанности по уплате обязательных платежей, даты, когда она должна была быть исполнена, факта неисполнения такой обязанности в течение трех месяцев с указанной даты; наличия полномочий руководителя должника на момент исполнения обязанности, факта неисполнения руководителем юридического лица обязанности по подаче в арбитражный суд заявления о банкротстве должника в течение месяца с даты возникновения соответствующих обстоятельств; наличия на момент совершения вменяемого правонарушения вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания, по которому не истек срок давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, обязанность подать заявление в суд у должника возникает с того момента, когда требования к нему превышают 300 000 руб., одновременно имеются признаки банкротства, установленные статьей 3 названного Закона, а размер и состав задолженности подтвержден соответствующими решениями налогового органа или суда.
Вышеназванная позиция нашло свое отражение в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 N 50-АД17-5.
Факт повторного неисполнения Авояном Л.С. как руководителя юридического лица требований законодательства по подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), подтверждается материалами, в том числе протоколом об административном правонарушении.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (пункт 2 статьи 45 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункт 4 статьи 69 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 45, статьями 46, 47 НК РФ взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ, после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 226 НК РФ предусмотрено, что организация, от которой или в результате отношений с которой налогоплательщик получил доходы, является налоговым агентом и несет обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и уплате налога.
В пунктах 4 и 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 разъяснено, что наличие задолженности по НДФЛ, не перечисленного в бюджет при удержании сумм этого налога налоговым агентом при выплате не освобожденных от налогообложения выходных пособий и (или) заработной платы, наличие задолженности по страховым взносам является основанием для возбуждения дела о банкротстве как по заявлению руководителя должника, так и по заявлению уполномоченного органа.
В пункте 6 статьи 226 НК РФ установлено, что налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода. Кроме того, в главе 23 НК РФ содержатся иные сроки перечисления НДФЛ налоговым агентом в зависимости от категории физических лиц, видов доходов, выполняемых операций.
Исходя из изложенного, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о доказанности факта повторного неисполнения Авояном Л.С. как руководителя юридического лица требований законодательства по подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) и правильной квалификации налоговым органом его бездействия по части 5.1 статьи 14.13 КоАП РФ, в том числе постановлением от 30.10.2018 N 10-06 о привлечении Авоян Л.С. к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 14.13 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 5 000 руб. Данное постановление не обжаловалось, вступило в законную силу.
Привлечение к ответственности за совершение правонарушения по части 5 статьи 14.13 КоАП РФ с отягчающим признаком в виде повторности (наличие на момент совершения вменяемого правонарушения вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания, по которому не истек срок давности привлечения к административной ответственности), влечет квалификацию совершенного правонарушения по части 5.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
В силу приведенных норм права и установленных по делу обстоятельств, арбитражный суд пришел к выводу, что наличии в действиях Авоян Л.С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5.1 статьи 14.13 КоАП РФ., подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств.
Доказательств принятия всех зависящие от него меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, заинтересованным лицом не представлено.
Доказательства представленные в материалы дела подтверждают факт совершения ответчиком административного правонарушения, предусмотренного частью 5.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Нарушений процедуры составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, которые могут являться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" не установлено.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о возможности привлечения Авояна Л.С. к административной ответственности, предусмотренной частью 5.1 статьи 14.13 КоАП РФ в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев.
Дисквалифицированное лицо в силу пункта 1 статьи 3.11 КоАП РФ не вправе осуществлять деятельность по управлению любым юридическим лицом в течение всего срока дисквалификации.
Руководствуясь пунктом 6.1 статьи 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 2 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 октября 2019 года по делу N А41-79533/19 отменить.
Привлечь Авояна Лаврентия Сумбатовича (ИНН 770970563540, дата рождения: 13 февраля 1937 года, адрес: 109028, г. Москва, пер. Казарменный, 8, 2, 48) к административной ответственности, предусмотренной частью 5.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-79533/2019
Истец: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 17 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Авоян Лаврентий Сумбатович
Третье лицо: Авоян Лаврентий Сумбатович