г. Хабаровск |
|
25 марта 2020 г. |
А73-17076/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Дроздовой В.Г., Усенко Ж.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дубининой А.С.,
при участии в заседании:
от ТСН "Дом на Служебной": Демьяненко В.В., председатель ТСЖ;
от Минобороны России: Гержан В.А., представитель по доверенности от 04.12.2018 N 207/4/16д;
от ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ: Митрофанова Е.С., представитель по доверенности от 30.07.2019 N 126;
от ФКУ "ОСК ВВО": Гержан В.А., представитель по доверенности от 20.12.2018 N 29/174;
от Правительства Хабаровского края: Евсеенко В.А., представитель по доверенности от 31.12.2019 N 12.3.16-27310;
от Администрации г. Хабаровска: представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 10.01.2020
по делу N А73-17076/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Товарищества собственников недвижимости "Дом на Служебной" (ОГРН 1172724026969, г. Хабаровск)
к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, г. Москва),
Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, г. Хабаровск), Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (ОГРН 1112722003316, г.Хабаровск)
о взыскании 713 163,12 руб.,
третьи лица: Правительство Хабаровского края, Администрация города Хабаровска,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников недвижимости "Дом на Служебной" (ТСН "Дом на Служебной") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству обороны Российской Федерации (Минобороны России), Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ), Управлению эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Восточного военного округа о взыскании 713 163,12 руб., из них: долг за период с 01.10.2016 по 30.06.2019 в сумме 459 973,98 руб., неустойка за период с 11.10.2016 по 27.08.2019 в размере 253 189,14 руб.
Требования мотивированы наличием задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (ФКУ "ОСК ВВО"), Правительство Хабаровского края и Администрация города Хабаровска.
Определением от 07.11.2019 по ходатайству истца в порядке статьи 47 АПК РФ произведена замена ответчика - Управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Восточного военного округа на ФКУ "ОСК ВВО".
До принятия судебного акта истцом в порядке статьи 49 АПК РФ уточнен размер пеней до 38 663,57 руб. в связи с изменением с 16.12.2019 ключевой ставки Банка России (6,25%) и уточнением периода начисления штрафных санкций - с 11.11.2016 по 11.07.2019.
Уточнение иска принято судом к рассмотрению.
Решением от 10.01.2010 с Минобороны России в пользу ТСН "Дом на Служебной" взыскан долг по взносам на капитальный ремонт в сумме 459 973,98 руб., неустойка за нарушение сроков оплаты - 38 663,57 руб.; судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 12 973 руб.
В удовлетворении иска к ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ и ФКУ "ОСК ВВО" отказано.
В апелляционной жалобе Минобороны России считает судебный акт подлежащим отмене, ссылаясь на несоответствие искового заявления требованиям статьи 125 АПК РФ ввиду отсутствия указаний в иске требований к каждому из ответчиков.
Кроме того, указано на отсутствие доказательств, подтверждающих право собственности на спорные жилые помещения; отсутствие обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт ввиду того, что дом по адресу: г. Хабаровск, ул. Служебная, 4А в Программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2013 N 479-пр, отсутствует; безосновательное возложение обязанности по оплате спорной задолженности на Министерство обороны, со ссылкой на закрепление объектов приказом Департамента имущественных отношений Минобороны России от 27.04.2018 N 1046 за ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ; необоснованное удовлетворение требования в отношении квартиры N 2 ввиду ее отсутствия в перечне недвижимого имущества, закрепленного за ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ (приложение к приказу директора Департамента имущественных отношений Минобороны России N 1046).
В отзыве на апелляционную жалобу ТСН "Дом на Служебной" выразило несогласие с ее доводами, указав на рассмотрение судом заявленных требований применительно к каждому ответчику и принятие решения, соответствующего требованиям статей 170, 171 АПК РФ; фактическое владение Министерством обороны России спорными помещениями, что подтверждается участием Минобороны РФ в общих собраниях собственников; принятие решений собственниками о выборе и способе формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на специальный счет, которые в установленном законом порядке не оспорены и не признаны недействительными; наличие во владении Минобороны России квартиры N 2 дома N 4А по ул. Служебной, в которой проживают наниматели.
В подтверждение представлена поквартирная карточка на спорную квартиру.
В силу части 2 статьи 268 АПК РФ документы, представленные для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы в соответствии со статьей 262 настоящего Кодекса, принимаются и рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции по существу.
В этой связи поквартирная карточка приобщена к материалам дела.
Правительство Хабаровского края в своем отзыве, оставляя на усмотрение суда разрешение апелляционной жалобы ввиду отсутствия материально-правового интереса, указало на неисполнение ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ обязанности по обеспечению государственной регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления на жилые помещения; обязательность для всех собственников МКД решений общего собрания о выборе способа формирования фонда капитального ремонта; наличие в материалах дела договора найма служебного помещения N 540 от 24.05.2012 квартиры N 2.
В судебном заседании представитель Минобороны России поддержал доводы жалобы, настаивая на ее удовлетворении.
Представитель ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ указал на отсутствие государственной регистрации права на спорные помещения, факт не включения дома в программу капитального ремонта.
Позиция Минобороны России поддержана представителем ФКУ "ОСК ВВО".
Представители ТСН "Дом на Служебной" и Правительства Хабаровского края указали на законность и обоснованность оспариваемого решения.
Администрация г. Хабаровска, извещенная надлежащим образом, явку своего представителя не обеспечила.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившегося участника процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, пояснения явившихся лиц, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Согласно материалам дела решением собственников жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Хабаровск, ул. Служебная, д. 4А, в мае 2015 года создано ТСН "Служебный".
В сентябре 2017 года собственниками жилых помещений принято решение о переименовании ТСН "Служебный" в ТСН "Дом на Служебной".
Указанное Товарищество осуществляет управление и содержание МКД по адресу: г. Хабаровск, ул. Служебная, д. 4А.
По информации от 25.09.2018 N 66/2/4717 на обращение ТСН "Дом на Служебной", предоставленной ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ, за Министерством обороны России в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Хабаровск, ул. Служебная, д. 4А закреплены жилые помещения: N N 2, 4, 7, 13, 14, 17, 18, 19, 21, 22, 23, 29, 31, 35, 36, 37, 38, 41, 43, 45, 50, 54, 55, 63, 67, 83, 90, 93, 96, 97, 105, 109, 114.
Спорный многоквартирный дом, в котором расположены указанные помещения, не включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества, утвержденную Постановлением Правительства Хабаровского края.
24.09.2016 собственники жилых помещений МКД приняли решение о выборе способа формирования капитального ремонта, об открытии специального счета, определив размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, равный установленному на территории Хабаровского края Постановлениями Правительства Хабаровского края.
ТСН "Дом на Служебной" в адрес Минобороны России, ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ, ФКУ "ОСК ВВО" направлены уведомления об образовавшейся задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества МКД, с приложением счетов на оплату.
Оплата не произведена, в связи с чем образовалась задолженность за период с октября 2016 года по июнь 2019 года в размере 459 973,98 руб.
В связи с просрочкой оплаты истцом начислена неустойка на основании части 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 АПК РФ).
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса РФ, пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственники помещения в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (пункты 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса РФ).
Согласно статье 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В силу части 3 статьи 158 Жилищного кодекса РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.
На основании статьи 169 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 169 Жилищного кодекса РФ).
Региональная программа капитального ремонта в Хабаровском крае на 2014-2043 годы принята постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2013 N 479-пр.
Спорный дом в данную программу не включен.
Вместе с тем, к компетенции общего собрания собственников жилых помещений отнесено принятие решений о выборе способа формирования фонда
капитального ремонта (пункт 1.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ).
Согласно протоколу N 1 годового общего собрания собственников помещения МКД, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Служебная, дом 4А, проведенного в очно-заочной форме 24.09.2016, протоколу N 1 от 05.09.2017 собственниками помещений в вышеназванном доме, в том числе с участием в собрании представителя Минобороны России, приняты решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на специальный счет (вопрос 3 повестки собрания).
В соответствии с пунктом 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 8.2 указанной статьи).
По расчету истца задолженность за период с 01.10.2016 по 30.06.2019 составила 459 973,98 руб. Расчет произведен, исходя из размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт, равного установленному на территории Хабаровского края Постановлениями Правительства Хабаровского края.
Апелляционным судом расчет проверен и признан верным.
Учитывая указанные выше нормы права, а также положения статей 44, 46 Жилищного кодекса РФ, действительность решений собственников МКД о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, то обстоятельство, что фактически спорные помещения находятся во владении Министерства обороны, что подтверждено материалами дела и не оспорено ответчиками, взыскание задолженности в заявленном размере, при отсутствии доказательств оплаты, является обоснованным.
Истцом, кроме того, заявлено требование о взыскании пени в сумме 38 663,57 руб.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В силу пункта 1 статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Согласно части 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
С 01.01.2016 часть 14 указанной статьи изложена в новой редакции, согласно которой лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Согласно уточненному расчету истца неустойка составила 38 663,57 руб.
Учитывая доказанность факта ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по внесению взносов на капитальный ремонт, предъявление требования о взыскании неустойки является обоснованным.
При проверке уточненного расчета неустойки истца судом первой инстанции установлено, что расчет произведен истцом арифметически неверно, исходя из положений статьи 395 ГК РФ, а не части 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, что не ухудшает положение ответчика, поскольку размер неустойки за период с 13.12.2016 по 11.07.2019, с учетом ее начисления в соответствии с положениями части 14 статьи 155 ЖК РФ, значительно превышает начисленную истцом неустойку.
Указанная сумма правомерно взыскана в пользу истца, в отсутствие оснований для применения статей 333 и 401 ГК РФ.
Довод апелляционной жалобы о несоответствии искового заявления требованиям статьи 125 АПК РФ ввиду отсутствия указаний в иске требований к каждому из ответчиков подлежит отклонению, учитывая факт предъявления иска в соответствии со статьей 46 АПК РФ, рассмотрение судом требований к каждому из ответчиков и удовлетворение иска за счет надлежащего ответчика.
Довод жалобы об отсутствии доказательств, подтверждающих право собственности на спорные жилые помещения, не может быть принят во внимание, исходя из следующего.
Согласно информации от 25.09.2018 N 66/2/4717, предоставленной ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ на обращение ТСН "Дом на Служебной", за Министерством обороны Российской Федерации в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Хабаровск, ул. Служебная, д. 4А, закреплены следующие жилые помещения: N N 2, 4, 7, 13, 14, 17, 18, 19, 21, 22, 23, 29, 31, 35, 36, 37, 38, 41, 43, 45, 50, 54, 55, 63, 67, 83, 90, 93, 96, 97, 105, 109, 114.
В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу статьи 216 ГК РФ право оперативного управления, как одно из вещных прав, за исключением права распоряжения имуществом и нецелевого использования имущества, включает в себя правомочия пользования и владения имуществом в объеме, аналогичном правомочиям собственника.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, сформулированной в определении от 13.10.2015 N 304-ЭС15-6285, статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его
возникновения, обязаны нести бремя содержания общего имущества, которое необходимо для обслуживания домов в целом. Указанная обязанность возникла у лица силу положений статей 36, 158 Жилищного кодекса РФ и норм статей 249, 296 Гражданского кодекса РФ.
Согласно приказу директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 27.04.2018 N 1046 жилые помещения дома N 4А по ул. Служебной в г. Хабаровске закреплены за ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ, с возложением на учреждение обязанности обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и права оперативного управления.
При этом, согласно письму ФКУ "ОСК ВВО" от 25.09.2018 N 66/2/4717, подписанному врио начальника управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций военного округа, за Министерством обороны России закреплены следующие жилые помещения в жилом доме N 4А по ул. Служебной в г. Хабаровске: N N 2, 4, 7, 13, 14, 17, 18, 19, 21, 22, 23, 29, 31, 35, 36, 37, 38, 41, 43, 45, 50, 54, 55, 63, 67, 83, 90, 93, 96, 97, 105, 109, 114.
Между тем, право оперативного управления за учреждением, а также право федеральной собственности на спорные жилые помещения до настоящего момента не зарегистрированы.
В силу статьи 131 ГК РФ право собственности на объекты недвижимости подлежит государственной регистрации.
Таким образом, до момента государственной регистрации права Минобороны России юридически не является собственником.
Вместе с тем, фактически спорные помещения находятся во владении Министерства обороны.
Указанное подтверждено материалами дела и ответчиками не оспорено.
Многоквартирный жилой дом N 4А по ул. Служебная, в котором расположены спорные помещения, введен в эксплуатацию в 2000 году, осуществлено заселение жилого дома.
В силу пункта 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса РФ обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги у лица, принявшего жилое помещение от застройщика, после выдачи последнему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию возникает с момента передачи жилого помещения по передаточному акту или иному документу о передаче.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) возникает в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
Таким образом, исходя из установленных обстоятельств и норм права, на стороне Минобороны России обязанность по содержанию спорных помещений возникла после фактической передачи помещений; в спорный период помещения находились во владении Минобороны России, а отсутствие государственной регистрации при фактическом владении имуществом не является основанием для освобождения лица - владельца от внесения необходимых платежей.
Отказ истцу в иске приведет к освобождению должника от ответственности, необоснованному ущемлению прав кредитора, что явно противоречит основным началам гражданского законодательства, изложенным в пункте 1 статьи 1 ГК РФ, согласно которым гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Пунктами 3 и 4 этой же статьи установлено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в отсутствие государственной регистрации права оперативного управления за учреждением, надлежащим ответчиком по настоящему спору за заявленный в иске период является Министерство обороны Российской Федерации, в фактическом владении которого находятся спорные жилые помещения, несмотря на отсутствие государственной регистрации права федеральной собственности. Довод жалобы об отсутствии обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт ввиду того, что спорный дом в Программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2013 N 479-пр, отсутствует, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 167 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 168 Жилищного кодекса РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В рамках реализации указанной нормы постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2013 N 479-пр утверждена Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014-2043 годы.
Согласно статье 4 Закона Хабаровского края от 24.07.2013 N 296 "О регулировании отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Хабаровского края" (далее - Закон N 296) краевая программа формируется региональным оператором на основании заявок органов местного самоуправления муниципальных образований края.
В краевую программу должны быть включены все многоквартирные дома, расположенные на территории муниципального образования края, в том числе многоквартирные дома, все помещения в которых принадлежат одному собственнику.
В краевую программу не включаются многоквартирные дома:
1) признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
2) физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает 70 процентов;
3) в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную Правительством края;
4) в отношении которых на дату утверждения или актуализации краевой программы в порядке, установленном Правительством края, приняты решения о сносе или реконструкции;
5) в которых имеется менее чем пять квартир (часть 8 стать 4 Закона N 296).
Учитывая, что многоквартирный дом N 4 А по ул. Служебной в г. Хабаровске к домам, указанным в вышеприведенном перечне, не относится, последний должен быть включен в краевую программу.
В силу статьи 6 Закона N 296 краевая программа подлежит актуализации не реже чем один раз в год в порядке, предусмотренном Правительством края.
В целях актуализации краевой программы, а также осуществления мониторинга технического состояния многоквартирных домов органы местного самоуправления в порядке, установленном Правительством края, представляют региональному оператору сведения о техническом состоянии многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования.
Порядок актуализации краевой программы утвержден постановлением Правительства Хабаровского края от 23.05.2017 N 202-пр (далее - Порядок N 202-пр).
Согласно подпункту 2 пункта 4 Порядка N 202-пр дополнительному включению в краевую программу подлежат, в том числе, дома, ранее не включенные в краевую программу в результате технической ошибки.
В силу пункта 5 Порядка N 202-пр включение многоквартирного дома в краевую программу осуществляется на основании заявки органа местного самоуправления на включение многоквартирного дома, расположенного на территории муниципального образования.
Таким образом, принимая во внимание указанные требования действующего законодательства, уполномоченным органом местного самоуправления на подачу заявок о включении многоквартирного дома в краевую программу является администрации города Хабаровска.
При этом, в органы местного самоуправления с предложением о внесении изменений в краевую программу в срок до 01 сентября года, в котором проводится актуализация краевой программы, вправе обратиться лицо, уполномоченное собственниками помещений на общем собрании, а также региональным оператором (при наличии соответствующих сведений, поступивших от собственников помещений, а также в процессе реализации краевой программы) (пункт 10 Порядка N 202-пр).
Согласно пункту 15 Порядка N 202-пр министерство жилищно-коммунального хозяйства края не позднее 15 декабря года, предшествующего году начала планового периода, представляет проект Программы, с учетом ее актуализации на утверждение в Правительство края.
По информации министерства жилищно-коммунального хозяйства края, являющегося уполномоченным органом по обеспечению разработки, принятия, актуализации и реализации краевой программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Хабаровского края (пункт 3.104 Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 06.05.2006 N 69-пр), органом местного самоуправления (администрация г. Хабаровска) заявка на включение многоквартирного дома N 4 А по ул. Служебной в г. Хабаровске не подавалась, в связи с чем дом не включен в краевую программу.
Согласно части 1 статьи 170 Жилищного кодекса РФ под фондом капитального ремонта понимаются взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 Жилищного кодекса РФ, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 части 3 статьи 170 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать в качестве способа формирования фонда капитального ремонта перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете.
На основании пункта 1.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ к компетенции общего собрания собственников жилых помещений отнесено принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
Согласно протоколу N 1 годового общего собрания собственников помещения МКД, расположенного по адресу: ул. Служебная, д.4А, проведенного в очно-заочной форме 24.09.2016, протоколу N 1 от 05.09.2017 собственники помещений в вышеназванном доме, в том числе участвующий в собрании представитель Министерства обороны РФ, приняли решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на специальный счет (вопрос 3 Повестки собрания).
В силу части 5 статьи 46 Жилищного кодекса РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Поскольку решения собственников дома N 4А по ул. Служебной о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в установленном законом порядке не оспорены и не признаны недействительными, последние являются обязательными для исполнения всеми собственниками помещений указанного дома.
Довод жалобы о необоснованном удовлетворении требования в отношении квартиры N 2 ввиду ее отсутствия в перечне недвижимого имущества, закрепленного за ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ (приложение к приказу директора Департамента имущественных отношений Минобороны России N 1046), является несостоятельным.
В материалы дела представлен договор найма служебного помещения N 540 от 24.05.2012, предметом которого является спорная квартира N 2 дома N 4А по ул. Служебной г. Хабаровска, а также поквартирная карточка с указанием на договор найма служебного помещения N 943 от 19.12.2013 (наниматель Санькова М.И.).
Кроме того, согласно протоколу N 1 годового общего собрания собственников МКД по ул. Служебной, 4А от 24.09.2016 в собрании принимал участие представитель собственника жилых помещений, принадлежащих Министерству обороны, в том числе квартиры N 2, Кузнецов; в ходе рассмотрения настоящего спора каких-либо возражений по количеству квартир со стороны ответчика не заявлялось.
С учетом установленного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и несостоятельности доводов апелляционной жалобы.
В этой связи решение, принятое при правильном применении норм права и надлежащей оценке доводов и возражений сторон, отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.01.2020 по делу N А73-17076/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-17076/2019
Истец: ТСН "Дом на Служебной"
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации, Управление эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Восточного военного округа, Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
Третье лицо: Администрация города Хабаровска, Правительство Хабаровского края