г. Санкт-Петербург |
|
25 марта 2020 г. |
Дело N А56-163133/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Семеновой А.Б., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Коршачек Е.О.,
при участии:
от истца (заявителя): Зарубина А.А., по доверенности от 16.12.2019;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5324/2020) общества с ограниченной ответственностью "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2020 по делу N А56-163133/2018, принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство"
к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области
о признании незаконным предписания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным предписания Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (далее - Комитет) от 18.09.2018 N 713.
Решением от 20.01.2020 Арбитражный суд города санкт - Петербурга и Ленинградской области в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда от 20.01.2020 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что предписание Комитета не отвечает критерию исполнимости и нарушает права и законные интересы Общества.
Комитет, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в судебном заседании апелляционного суда не направил, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
В судебном заседании представитель Общества просил жалобу удовлетворить, решение суда отменить.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением обращения ООО "Независимая УК" от 21.08.2018 N гжи-01-14467 Комитетом на основании распоряжения от 29.08.2018 N 713 проведена документарная внеплановая проверка ООО "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство".
По результатам проверки Комитетом составлен акт от 18.09.2018 N 713, в котором отражено, что ООО "Независимая УК" избрано в качестве управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: Ленинградская область, Выборгский район, г. Светогорск, ул. Лесная, д. 11; п. Лесогорский, ул. Труда, д.7. ООО "Независимая УК" представлены протоколы общих собраний и договоры управления многоквартирными домами от 31.03.2018 N 03/1/2018 и от 31.03.2018 N 03/1/2018. В реестр многоквартирных домов (реестр лицензий Ленинградской области), деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО "Независимая УК" вышеуказанные многоквартирные дома включены 01.08.2018; до указанной даты управление многоквартирными домами осуществлялось ООО "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство".
06.08.2018 ООО "Независимая УК" в адрес ООО "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство" направлены уведомления о передаче технической документации на многоквартирные дома.
В ходе проверки Комитетом установлено, что Обществом допущено воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирными домами ООО "Независимая УК", выразившееся в уклонении от передачи технической документации на многоквартирный дома по адресам: Ленинградская область, Выборгский район, г. Светогорск, ул. Лесная, д. 11; п. Лесогорский, ул. Труда, д.7, и иных связанных с управлением указанными многоквартирными домами документов ООО "Независимая УК", что является нарушением требований части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), раздела 5 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416.
По результатам проверки Комитетом вынесено предписание от 18.09.2018 N 713 об устранении вышеуказанных нарушение требований пункта 10 статьи 162 ЖК РФ и раздела 5 Правил N 416, а именно в срок до 29.10.2018 осуществить передачу технической документации на многоквартирный дом по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, г. Светогорск, ул. Лесная, д. 11, и иные связанные с управлением указанным многоквартирным домом документов, управляющей организации ООО "Независимая УК" по акту приема-передачи.
Не согласившись с законностью выданного предписания, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Посчитав, что материалами дела подтверждается факт не передачи Обществом технической документации на МКД в порядке, определенном разделом 5 Правил N 416, суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Суд апелляционной инстанции считает, что имеются основания для отмены решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2020 на основании следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом (часть 7 статьи 162 ЖК РФ).
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утверждены приказом Приказ Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
В соответствии с часть 10 статьи 192 ЖК РФ управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Согласно пункту 18 Правил N 416 в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
В соответствии с пунктом 19 Правил N 416 организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, г. Светогорск, ул. Лесная д. 11, оформленным протоколом от 31.01.2018 N 1/2018, в качестве управляющей организации выбрано ООО "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство ". Сведения о МКД на основании указанного протокола включены в реестр лицензий ООО "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство" в период с 01.06.2018 по 01.08.2018.
В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, г. Светогорск, ул. Лесная д. 11 от 28.03.2018 N 2/2018 принято решение о расторжении договора управления с ООО "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство ", и выборе управляющей организации для управления МКД - ООО "Независимая УК", с последующим заключением с данной управляющей организацией договора управления. Сведения о МКД на основании указанного протокола включены в реестр лицензий ООО "Независимая УК" в период с 01.08.2018 по 01.10.2018.
В соответствии с пунктом 19 Правил N 416 ООО "Независимая УК" в адрес Общества направлено уведомление от 06.08.2018 N 58/2018 о передаче технической документации на МКД (получено ООО "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство " 15.08.2018).
Таким образом, согласно части 10 статьи 162 ЖК РФ, в связи с выбором в качестве способа управления вышеуказанным многоквартирным домом управляющей организации ООО "Независимая УК", сведения о которой внесены в реестр лицензий, у ООО "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство " возникла обязанность передачи технической документации на многоквартирный дом в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления МКД.
По состоянию на 18.09.2018 (дата проведения документарной внеплановой проверки), техническая документация на многоквартирный дом по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, п. Лесогорский, ул. Труда, д. 7, Обществом, по мнению Комитета, не передана.
Между тем, как установлено судом, письмом от 11.09.2018 N 1312 ООО "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство " предоставило во исполнение запроса Комитета от 29.08.2018 N гжило-02-4096, в том числе следующие документы: протокол N 5/2018 от 17.07.2018 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, п. Лесогорский, ул. Труда, д. 7, договор управления спорным МКД, а также объяснения по вопросам получения уведомления по передаче технической документации по спорному МКД ООО "Независимая УК".
В указанных объяснениях Общество сообщило Комитету о том, что договор управления по спорному МКД не прекращался и не расторгался, кроме того, Общество указало на то, что ООО "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство" подано заявление в Комитет о включении спорного МКД в реестр лицензий ООО "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство " от 01.08.2018 N 1070, указанное заявление получено Комитетом 01.08.2018.
Согласно пункту 4 Порядка N 938/пр рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
В случае принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления, срок, указанный в пункте 4 настоящего Порядка, продлевается на срок проведения мероприятий, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, но не более чем на 30 рабочих дней (пункт 16 Порядка N 938/пр).
Однако на момент проведения 18.09.2018 проверки и вынесения оспариваемого предписания от 18.09.2018 N 713 спорный МКД в реестр лицензий ООО "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство " Комитетом включен не был.
При этом, как следует из материалов дела на основании распоряжения Комитета от 21.09.2018 N 1475 многоквартирный дом, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, п. Лесогорский, ул. Труда, д. 7, исключен из реестра многоквартирных домов (реестра лицензий), деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат - ООО "Независимая УК" и включен в реестр лицензий многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат - ООО "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство ".
В рассматриваемом случае на момент вынесения оспариваемого предписания от 18.09.2018 N 713/1, которым Обществу предписано передать техническую документацию на многоквартирный дом ООО "Независимая УК", на рассмотрении Комитета уже находилось заявление ООО "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство " о включении спорного МКД в реестр лицензий ООО "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство " от 01.08.2018 N 1071.
То есть, на дату вынесения оспариваемого предписания со сроком его исполнения 29.10.2018 Комитет уже располагал информацией и документами об изменении управляющей организации спорного МКД в соответствии с протоколом общего собрания от 25.04.2018 N 3/2018 на ООО "СЖКХ"
Таким образом, на момент проведения проверки и вынесения оспариваемого предписания Комитетом не было принято решение по заявлению Общества от 01.08.2018 N 1071 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий.
Более того, на основании распоряжения Комитета от 21.09.2018 N 1476 многоквартирный дом, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Светогорск, ул. Лесная д. 11, исключен из реестра многоквартирных домов (реестра лицензий), деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат - ООО "Независимая УК" и включен в реестр лицензий многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат - ООО "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство ".
Следовательно, с 21.09.2018 у Общества отсутствовала обязанность по передаче технической документации на спорный многоквартирный дом ООО "Независимая УК".
Предписание как документ, содержащий властные указания, то есть являющийся мерой государственного принуждения, не может быть выдано произвольно, поскольку за неисполнение предписания предусмотрена административная ответственность. Обязательным условием выдачи предписания, является установленный в ходе проверки факт нарушения со стороны проверяемого лица. При этом выданное предписание об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения, а также являться исполнимым.
Исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, которому выдано предписание, устранить в указанный срок выявленное нарушение
С учетом вышеприведенных обстоятельств, учитывая отсутствие у Общества реальной возможности, а также обязанности по передаче технической документации на МКД в установленный в предписании срок в связи со сменой управляющей организации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что предписание Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области от 18.09.2018 N 713 не отвечает критерию исполнимости и нарушает права и законные интересы Общества и подлежит признаю недействительным.
В силу статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Ввиду изложенного, решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2020 подлежит отмене с принятием апелляционным судом нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2020 по делу N А56-163133/2018 отменить.
Признать незаконным предписание Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области от 18.09.2018 N 713.
Взыскать с Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Светлогорское жилищно - коммунальное хозяйство" 1 500 рублей расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Светлогорское жилищно - коммунальное хозяйство" из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-163133/2018
Истец: ООО "СВЕТОГОРСКОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО"
Ответчик: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ