г. Владимир |
|
24 марта 2020 г. |
Дело N А79-4051/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Тарасовой Т.И.,
судей Новиковой Л.П., Назаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шемякиной Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волгостальконструкция" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 02.10.2019 по делу N А79-4051/2019 по иску Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики (ИНН 2128015438, ОГРН 1022101136507) к обществу с ограниченной ответственностью "Волгостальконструкция" (ИНН 2130059640, ОГРН 1092130007265) о взыскании 698 281 руб. 81 коп. в доход республиканского бюджета Чувашской Республики, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Кабинета Министров Чувашской Республики, Министерства финансов Чувашской Республики, Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики, без участия сторон и третьих лиц.
Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Волгостальконструкция" (далее - ООО "Волгостальконструкция", ответчик) о взыскании 698 281 руб. 81 коп. в доход республиканского бюджета Чувашской Республики за нарушение обязательств по соглашению о предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с уплатой первого взноса при заключении договора лизинга оборудования от 08.05.2015 N 4.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Кабинет Министров Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, Контрольно-счетная палата Чувашской Республики.
Решением от 02.10.2019 суд первой инстанции исковые требования удовлетворил в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Волгостальконструкция" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В качестве основания к отмене судебного акта заявитель указывает следующее: согласно отчету о достижении показателей результативности за 2017 г. лишь по одному показателю не были достигнуты плановые показатели за отчетный период, по другим 5-ти показателям плановые показатели были достигнуты и перевыполнены; недостижение плановых показателей на отчетный год по одному показателю результативности использования субсидии несоразмерно достигнутым показателям результативности и не является существенным нарушением Соглашения; возврат бюджетных средств, полученных в виде субсидии, в республиканский бюджет в полном объеме противоречит пунктам 3.1.1.7, 5.1.2, 5.4.1 дополнительного соглашения N 1 от 31.03.2017 и пунктам 4.2.1, 4.4 Правил; возврату подлежит сумма субсидии в размере 2532 руб. 38 коп.
Стороны и третье лицо явку полномочных представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие сторон и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам.
Повторно рассмотрев дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, между Министерством и ООО "ВСК" получателем субсидии заключено соглашение о предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с уплатой первого взноса при заключении договора лизинга оборудования от 08.05.2015 N 4 (далее - Соглашение), согласно которому в 2015 году ООО "ВСК" предоставлена государственная поддержка в форме субсидии на возмещение части затрат, связанных с уплатой первого взноса при заключении договора лизинга оборудования для осуществления расходов по уставной деятельности на общую сумму 820 127 руб. 12 коп., за счет средств, поступивших в республиканский бюджет Чувашской Республики из федерального бюджета согласно платежному поручению от 05.10.2015 N 574277.
По данным истца, ООО "ВСК" нарушило обязательства по Соглашению в части выполнения обязательств, предусмотренных подпунктом 3.1.1.2 пункта 3.1 Соглашения, а именно в течение срока оказания финансовой поддержки по итогам отчетного периода 2017 года не обеспечило выполнение следующего показателя: сумма уплаченных налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, который был им заявлен при предоставлении государственной поддержки за счет средств, поступивших в республиканский бюджет Чувашской Республики из федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 5.1.2 Соглашения и пунктом 4.3 Правил Минэкономразвития Чувашии в адрес ООО "ВСК" было направлено уведомление о возврате в республиканский бюджет Чувашской Республики бюджетных средств от 02.08.2018 N 06/03-7858, в котором ООО "ВСК" в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления предлагалось вернуть бюджетные средства, полученные в виде субсидии, в республиканский бюджет Чувашской Республики в сумме 698 281 руб. 08 коп. На данное уведомление ООО "ВСК" не ответило.
Вышеизложенные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 310, 401, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 28, 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Законом Чувашской Республики от 19.10.2009 N 51 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике" подпрограмма "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике", государственной программой Чувашской Республики "Экономическое развитие Чувашской Республики" (в редакции, действующей на момент предоставления государственной поддержки) (приложение N 28) (постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.09.2011 N 398), Правилами предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат, связанных с уплатой первого взноса при заключении договора лизинга оборудования", утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.03.2011 N 117, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.11.2015 N 412 "Об утверждении Правил предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг)", пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", оценив представленные доказательства, суд счел заявленные требования правомерными. При этом суд исходил из того, что ООО "ВСК" нарушило обязательства по Соглашению в части выполнения обязательств, предусмотренных подпунктом 3.1.1.2 пункта 3.1 Соглашения, а именно: в течение срока оказания финансовой поддержки по итогам отчетного периода 2017 года не обеспечило выполнение следующего показателя - сумма уплаченных налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, который был им заявлен при предоставлении государственной поддержки за счет средств, поступивших в республиканский бюджет Чувашской Республики из федерального бюджета. Недостижение показателей, указанных в информационной карте по форме согласно приложению N 2 к Соглашению, является существенным нарушением Соглашения, так как при заключении Соглашения Минэкономразвития Чувашии рассчитывало па устойчивое развитие получателя субсидии, достижение им показателей, указанных в информационной карте, заявленных при получении государственной поддержки.
В соответствии с актом о нарушении обязательств по Соглашению от 19.07.2018 ООО "ВСК" предлагалось устранить выявленные нарушения в срок до 25.07.2018. Однако ООО "ВСК" не устранило выявленные нарушения в установленные сроки.
Доказательств невозможности исполнения условий Соглашения в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик суду не представил.
С учетом изложенного суд взыскал с ответчика 698 281 руб. 81 коп. за нарушение обязательств по Соглашению от 08.05.2015 N 4 о предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с уплатой первого взноса при заключении договора лизинга оборудования удовлетворил.
Доводы ответчика о расчете суммы возврата субсидии с применением формулы в соответствии с пунктом 4.4 Правил, действующих на момент подписания дополнительного Соглашения суд счел необоснованными, поскольку формула могла быть применима только, если лизингополучатель по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии (2015 г.) допущены нарушения обязательств, предусмотренных договором в части достижения значений показателей результативности, и по результатам года, следующего за годом предоставления субсидии (2016 г.), указанные нарушения не устранены.
Таким образом, суд иск удовлетворил в полном объеме.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает ее обоснованной, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В статье 162 Кодекса установлено, что получатель бюджетных средств, в том числе обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 Кодекса).
В части 2 пункта 2 статьи 78 Кодекса предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 78 Кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 Кодекса).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.11.2015 N 412 утверждены Правила предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) (далее - Правила N 412).
Согласно пункту 4.3 Правил N 412 (в редакции от 28.07.2016) в случае выявления нарушения условий предоставления субсидии, установленных настоящими Правилами, и обязательств, предусмотренных договором, нецелевого использования субсидии лизингополучатель обязан возвратить субсидию в республиканский бюджет Чувашской Республики.
В силу пункта 4.5 Правил N 412 (в редакции от 28.07.2016) в случае, если лизингополучателем по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии не выполнены и (или) не достигнуты показатели результативности и по результатам года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, то субсидия подлежит возврату в республиканский бюджет Чувашской Республики в срок до 1 июня года, следующего за отчетным годом, в объеме, рассчитанном по формуле Vвозврата = Vсубсидии x k x m / n, где: Vсубсидии - размер субсидии, полученной лизингополучателем; k - коэффициент возврата субсидии; m - количество показателей результативности, по которым индекс, отражающий уровень недостижения значения i-го показателя результативности, имеет положительное значение; n - общее количество показателей результативности. Коэффициент возврата субсидии рассчитывается по формуле: k = SUM Di / m, где: Di - индекс, отражающий уровень недостижения значения i-го показателя результативности использования субсидии. Индекс, отражающий уровень недостижения значения i-го показателя результативности, определяется по формуле: Di = 1 - Тi / Si, где: Тi - фактически достигнутое значение i-го показателя результативности на отчетную дату; Si - плановое значение i-го показателя результативности.
Последующие редакции Правил N 412 от 08.02.2017 и от 14.02.2018 также в пункте 4.4 содержат положение о возврате субсидии лизингополучателем при не выполнении (или) не достижении им показателей результативности в размере, рассчитанном по формуле.
Аналогичное положение содержится в пункте 5.1.4 Соглашения (в редакции дополнительное соглашения от 31.03.2017).
В рассматриваемом случае по результатам проверки общества выявлено нарушение показателей результативности по итогам 2017 года. Нецелевого использования средств в ходе проверки не установлено.
В силу изложенного выводы суда об отсутствии оснований для применения в настоящем случае вышеназванного пункта 4.4 Правил и о взыскании с общества субсидии в полном объеме являются ошибочным.
Согласно расчету ответчика возврату подлежит 2532 руб.38 коп. Указанный расчет истцом не оспорен.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению на основании пункта 4 части 1 и пункта 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В пользу истца надлежит взыскать 2532 руб.38 коп.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 02.10.2019 по делу N А79-4051/2019 изменить, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волгостальконструкция" удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Волгостальконструкция" (ИНН 2130059640, ОГРН 1092130007265) в доход республиканского бюджета на лицевой счет Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики 2532 руб.38 коп. за нарушение обязательств по соглашению от 08.05.2015 N 4 о предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с уплатой первого взноса при заключении договора лизинга оборудования.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Волгостальконструкция" (ИНН 2130059640, ОГРН 1092130007265) в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 68 руб.
Взыскать с Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики (ИНН 2128015438, ОГРН 1022101136507) в пользу обществу с ограниченной ответственностью "Волгостальконструкция" (ИНН 2130059640, ОГРН 1092130007265) 3000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.И. Тарасова |
Судьи |
Л.П. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-4051/2019
Истец: Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики
Ответчик: ООО "Волгостальконструкция"
Третье лицо: Кабинет Министров Чувашской Республики, Контрольно-счетная палата ЧР, Министерство финансов ЧР