г. Хабаровск |
|
26 марта 2020 г. |
А04-4603/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей Козловой Т.Д., Воронцова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества Управляющей компании "Служба Заказчика", публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
на решение от 28.10.2019
по делу N А04-4603/2019
Арбитражного суда Амурской области,
по заявлению открытого акционерного общества "Управляющая компания Служба заказчика" (ОГРН 1082807000660, ИНН 2809003665)
к публичному акционерному обществу "Дальневосточная энергетическая компания" (ОГРН 1072721001660, ИНН 2723088770) в лице Свободненского отделения филиала ПАО "ДЭК" об урегулировании разногласий по договору энергоснабжения,
третье лицо: акционерное общество "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (ОГРН 1052800111308, ИНН 2801108200);
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Управляющая компания Служба заказчика" (далее - ООО "УК "Служба заказчика") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском (уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ) к публичному акционерному обществу "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ПАО "ДЭК") в лице Свободненского отделения филиала ПАО "ДЭК" об урегулировании разногласий по договору от 01.04.2019 N ШИООЭ0000516.
АО "ДРСК" (сетевая организация) привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельным требований относительно предмета спора.
Решением суда от 28 октября 2019 г. урегулированы разногласия, возникшие между сторонами при заключении договора энергоснабжения от 01.04.2019 N ШИООЭ0000516.
ПАО "ДЭК" и ООО "УК "Служба заказчика" в апелляционных жалобах просят принятый по делу судебный акт отменить, принять новый судебный акт об урегулировании разногласий между истцом и ответчиком по договору энергоснабжения от 01.04.2019 N ШИООЭ0000516 каждый в своей редакции.
ПАО "ДЭК" просит не исключать из приложения N 9 "Сведения о фактическом расходе потребления электроэнергии _" к договору графы "расчетный коэффициент" и "расход электроэнергии без учета потерь". По указанному приложению в протоколе разногласий от 30.04.2019 разногласий не имелось, в связи чем, у суда отсутствовали основания для определения условий, урегулированных сторонами в досудебном порядке.
ООО "УК "Служба заказчика" также в апелляционной жалобе просит решение суда от 28 октября 2019 г. изменить, пункт 3.1.6 и подпункты "а,б,в,д" пункта 4.3, пункты 4.4, 5.5, 7.3 исключить из договора; пункты 3.1.1 и 5.8 изложить в редакции управляющей компании:
- пункт 3.1.1: покупатель обязан "обеспечить установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребляемой электрической энергии в случае принятия решения о его установке общим собранием собственников, собранием членов ТСЖ. Обеспечить доступ сетевой организации и (или) ресурсоснабжающей организации к общедомовому имуществу для целей установки приборов учета в соответствии с требованиями законодательства РФ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.";
- пункт 5.8 изложить в следующей редакции: "до 25 числа месяца, следующего за последним месяцем очередного квартала, ресурсоснабжающая организация направляет покупателю акт сверки расчетов, содержащий в том числе информацию о суммарном объеме электроэнергии, определенном за истекший квартал по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета в соответствии с условиями настоящего договора, суммарном объеме электроэнергии, начисленного потребителям в жилых помещениях, и суммарном объеме электроэнергии, подлежащем оплате покупателем по итогам прошедшего квартала. На разницу между суммарным объемом электроэнергии, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета, и суммарном объемом электроэнергии, начисленного потребителям жилых помещений, уменьшается объем электроэнергии, предъявляемого покупателю для оплаты в следующем за отчетным кварталом месяце.".
Представители сторон представили письменные возражения на жалобы друг друга.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители сторон настаивали каждый на своей апелляционной жалобе.
Судебное разбирательство по апелляционным жалобам откладывалось, стороны дополнительно письменно обосновывали свою позицию.
При повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд не усмотрел оснований для изменения судебного акта первой инстанции в обжалуемой части.
Как усматривается из материалов дела, ПАО "ДЭК" направило ООО "УК "Служба заказчика" оферту на заключение договора энергоснабжения от 01.04.2019 N ШИООЭ0000516 в целях содержания общего имущества многоквартирного дома (многоквартирных домов).
ООО "УК "Служба заказчика" 30.04.2019 возвратило ПАО "ДЭК" подписанный договор с протоколом разногласий.
По результатам рассмотрения протокола разногласий, энергоснабжающей организацией в адрес исполнителя 17.05.2019, 31.05.2019 и 14.06.2019 направлены протоколы согласования разногласий.
В связи с не урегулированием возникших разногласий с ПАО "ДЭК", ООО "УК "Служба заказчика" обратилось в суд.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение и т.п.).
По смыслу положений статей 426, 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения является публичным договором.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда (пункт 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Особенности заключения договоров ресурсоснабжения установлены в Правилах, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - правила N 124).
Согласно пункту 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
В силу пункта 10 Правил N 124 ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с названными Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 124 в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе названным Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным названными Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
В данном случае управляющая организация обратилась в суд с иском об урегулировании разногласий, ответчик предложил свою редакцию спорных условий.
Согласно пункту 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами, - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения (пункт 16 Правил N 124).
В пункте 17 Правил N 124 указаны существенные условия договора ресурсоснабжения, а кроме того в пункте 27 Правил N 124 перечислены условия, которые необходимо предусмотреть в договоре в случае, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
Рассматривая разногласия по пункту 3.1.1 договора суд первой инстанции, не принял редакцию управляющей организации, по смыслу которой потребитель обязан "обеспечить установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребляемой электрической энергии в случае принятия решения о его установке общим собранием собственников, собранием членов ТСЖ. Обеспечить доступ сетевой организации и (или) ресурсоснабжающей организации к общедомовому имуществу для целей установки приборов учета в соответствии с требованиями законодательства РФ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности."
Суд урегулировал разногласия в редакции энергоснабжающей организации "покупатель обязан: обеспечить коммерческий учет (установить коллективный (общедомовой) прибор учета) потребляемой электрической энергии (мощности) в многоквартирных домах, находящихся в управлении покупателя, в соответствии с действующим законодательством РФ. Обеспечить доступ сетевой организации и (или) ресурсоснабжающей организации к общедомовому имуществу для целей установки приборов учета в соответствии с требованиями законодательства РФ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности".
Выводы суда соответствуют действующему законодательству.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережании) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В связи с этим в части 5 статьи 13 указанного закона закреплено обязательное требование об оснащении многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
Обязанность собственников обеспечить оснащение жилых или нежилых помещений приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащую техническую эксплуатацию, сохранность и своевременную замену предусмотрена и Правилами N 354 (пункт 81).
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Таким образом, проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны в силу Закона об энергосбережении для собственников помещений в многоквартирном доме, становится обязательным и для управляющей компании при заключении с ней договора управления многоквартирным домом.
Работы по установке приборов учета используемых коммунальных ресурсов, включенные в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома, в связи с чем, должны осуществляться независимо от наличия решения общего собрания собственников помещений в доме о проведении этих работ.
При наличии заключенного договора управления многоквартирным домом управляющая компания обязана выполнять требования подпунктов "и" и "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) с отнесением расходов на проведение указанных мероприятий на собственников помещений в многоквартирном доме.
Аналогичная правовая позиция изложена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2016 N АКПИ16-375.
Доводы управляющей организации о том, что действия по оснащению многоквартирного дома приборами учета и вводу в эксплуатацию данных приборов учета должны быть полностью возложены на энергоснабжающую организацию в случае принятия решения о его установке общим собранием собственников противоречат нормам действующего законодательства. Именно управляющая компания несет обязанность по принятию мер по установлению и вводу в эксплуатацию коллективного прибора учета потребляемой электрической энергии в спорных многоквартирных домах.
Только в случае невыполнения указанными лицами обязанности, установленной пунктом 5 статьи 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению приборами учета используемой энергии обязана совершить сетевая организация в соответствии с пунктом 12 статьи 13 названного Закона и пунктом 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, а покупатель обеспечить доступ сетевой организации и (или) ресурсоснабжающей организации к общедомовому имуществу для целей установки приборов учета в соответствии с требованиями законодательства РФ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности".
В апелляционной жалобе ООО "УК "Служба заказчика" указало на истечение срока (до 1 июля 2012 г.) установки приборов учета собственниками (п. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении) и обязанность их установки сетевой организацией при наличии такого решения, принятого собственниками многоквартирного дома, что, по мнению истца, соответствует требованиям пункта 150 Основных положений N 442.
Между тем, ООО "УК "Служба заказчика" не учитывает, что сроки, установленные в частях 5, 6 и 12 статьи 13 Закона об энергосбережении имеют значение для определения лиц, несущих расходы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, а не для ограничения срока исполнения обязанности по установке этих приборов.
Если до указанного срока указанные приборы учета не были установлены, ресурсоснабжающая или сетевая организация обязана совершить действия по оснащению их приборами учета с отнесением расходов на обязанных лиц.
Пункт 3.1.6 договора, на исключении которого настаивала управляющая компания, правомерно урегулирован судом первой инстанции в редакции ресурсоснабжающей организации, по смыслу которой покупатель обязан "предварительно письменно уведомлять ресурсоснабжающую организацию о сроках проведения покупателем проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях комнатных приборов учета электрической энергии, индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) проверки их состояния не менее чем за 3 дня до дня проверки, в том числе для осуществления совместного съема показаний".
Обязанность исполнителя уведомлять ресурсоснабжающую организацию о сроках проведения исполнителем проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях комнатных приборов учета электрической энергии, индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) проверки их состояния и право представителей ресурсоснабжающей организации участвовать в таких проверках установлена
подпунктом "е" пункта 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
В силу пункта 1 части 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в обязанность лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, при переходе собственников на прямые договоры в случае, предусмотренном статьей 157.2 Кодекса, вменяется предоставление ресурсоснабжающим организациям информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме.
В силу части 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в обязанность лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, при переходе на прямые договоры вменяется предоставление ресурсоснабжающим организациям информации о показаниях индивидуальных и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме.
Таким образом, обязанность учета показаний приборов и соответственно их передача для начисления собственникам многоквартирного дома оплаты, возложена на управляющую организацию.
Указанная обязанность направлена на защиту интересов покупателя, гарантирующего поставщика и конечного потребителя, в связи с чем, отсутствуют основания для исключения пункта 3.1.6 из договора.
Вопреки доводам апеллянта редакция пункта 3.1.6 договора ресурсоснабжающей организации соответствует положениям вышеприведенных норм. Оснований для исключения указанного условия договора суд апелляционной инстанции не усматривает.
Требования истца об исключении подпунктов "а,б,в,д" пункта 4.3 договора, содержащего порядок расчета объема подлежащей оплате электрической энергии в случаях: если многоквартирный дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета; после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил более 3 месяцев; при недопуске покупателем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, признаны судом не подлежащими удовлетворению, поскольку такой порядок расчета объема подлежащей оплате электрической энергии отражен в пункте 21(1) Правил N 124.
В апелляционной жалобе истец привел доводы о том, что в многоквартирных домах общедомовые приборы учета были установлены за счет средств АО "ДРСК" в 2014 году в рамках реализации программы модернизации коммерческого учета, находятся в собственности АО "ДРСК", на баланс истцу не передавались.
Между тем, как установлено законодатель в пункте 5 статьи 13 Закона об энергосбережении отнес расходы на установку общедомовых приборов учета на собственников многоквартирных домов, и только в случае неисполнения этой обязанности - на сетевую организацию (часть 12 статьи 13).
Таким образом, доводы истца о принадлежности приборов учета сетевой организации, расходы на установку которых подлежат возмещению собственниками, не освобождают управляющую организацию от несения расходов на содержание дома в случае выхода прибора учета из строя.
Пунктом 4.4 предусмотрено, что при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в случаях, указанных в п. 4.3, определяется исходя из нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.
Пунктом 5.5 договора предусмотрено, что в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии при наличии обязанности и технической возможности его установки, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении покупателем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные настоящим договором, при недопуске покупателем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета стоимость электрической энергии определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента в размере, равном 1,5.
Пункты 4.4 и 5.5 договора по требованию истца судом не были исключены из договора как соответствующие требованиям подпункта "ж" пункта 22 Правил N 124.
В соответствии с подпункта "ж" пункта 22 Правил N 124 при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения стоимости поставленного коммунального ресурса учитывается следующее: при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.
В данном случае обязанность потребителя устанавливать общедомовые приборы учета электроэнергии установлена пунктами 43 и 150 Основных положений, техническая возможность их установки сторонами не оспаривается.
Таким образом, в случаях, указанных в пункте 4.3 договора (в случае выхода приборов из строя, утраты, истечения срока эксплуатации и т.д.) подлежит применению подпункт "ж" пункта 22 Правил N 124, а требования истца об исключении пунктов 4.4 и 5.5 договора не подлежат удовлетворению.
Предложенная управляющей организацией редакция пункта 5.8 договора следующего содержания: до 25 числа месяца, следующего за последним месяцем очередного квартала, ресурсоснабжающая организация направляет покупателю акт сверки расчетов, содержащий в том числе информацию о суммарном объёме электроэнергии, определенном за истекший квартал по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета в соответствии с условиями настоящего договора, суммарном объеме электроэнергии, начисленного потребителям в жилых помещениях, и суммарном объеме электроэнергии, подлежавшем оплате покупателем по итогам прошедшего квартала. На разницу между суммарным объемом электроэнергии, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета, и суммарным объемом электроэнергии, начисленного потребителям жилых помещений, уменьшается на объем электроэнергии, предъявляемого покупателю для оплаты в следующем за отчетном кварталом месяце, судом отклонена.
Пункт 5.8 договора урегулирован в редакции ресурсоснабжающей организации, по смыслу которой по инициативе любой из сторон не реже одного раза в квартал, в срок до 25 числа, следующего за последним месяцем квартала, проводится сверка расчетов с составлением двухстороннего акта сверки взаимных расчетов по форме приложения N 7 к настоящему договору в 2-х экземплярах.
Абзац четвертый пункта 25 Правил N 124 предписывает, что в договоре ресурсоснабжения устанавливаются порядок и сроки составления ресурсоснабжающей организацией и исполнителем акта сверки расчетов по договору ресурсоснабжения и форма такого акта.
Данная норма согласуется с пунктом 2 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому плата за жилое помещение вносится на основании, в том числе информации о задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Акт сверки взаимных расчетов по форме приложения N 7 к настоящему договору утвержден сторонами без возражений со стороны управляющей организации.
Предложенная истцом редакция пункта 5.8 не соотносится с порядком проведения сверки расчетов, а фактически направлена определение объема потребленной электрической энергии, который предусмотрен в пункте 2.1.4 договора.
Таким образом, истцу судом обоснованно отказано в согласовании пункта 5.8 договора в предложенной им редакции.
Требование истца об исключении пункта 7.3 договора, предусматривающего, что все споры между сторонами договора по ненадлежащему качеству электрической энергии (мощности) рассматриваются с обязательным привлечением сетевой организации, к чьим
сетям присоединены энергопринимающие установки покупателя, также не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Принимая спорный пункт договора в редакции ресурсоснабжающей организации, первая судебная инстанция руководствовалась следующим.
Из смысла пунктов 28, 43, 167 Правил N 442 следует, что сетевые организации - обязательные участники энергосбытовых правоотношений, которые осуществляют транспортировку электроэнергии по принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании электрическим сетям до потребителей электрической энергии.
В силу пункта 3 Правил N 861 сетевая организация при оказании услуг по передаче электрической энергии обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона N 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Согласно пункту 136 Основных положений объем потребления электроэнергии, а также ее фактические потери определяются на основании данных, полученных с использованием приборов учета. При отсутствии этих приборов в случаях, предусмотренных в названном разделе, применяется расчетный способ.
Приложение N 9 к договору "Сведения о фактическом расходе потребления электроэнергии", согласованное судом в редакции истца, содержит информацию относительно даты снятия показаний, наименования пробора учета, N точки учета, N счетчика, показания на день снятия, предыдущие показания, разница показаний, расчетный коэффициент, расход электроэнергии без учета потерь, суммарный расход электроэнергии, потребляемый всеми жилыми и нежилыми помещениями в доме кВтч.
Предложенная истцом редакция приложения N 9 определена как: "Сведения о показаниях общедомовых (коллективных) приборов учета электроэнергии", содержит информацию относительно адреса многоквартирного дома, наименования прибора учета, номера прибора учета, дата снятия показаний, показания на день снятия, предыдущие показания, разница показаний кВтч, а также исключает внесение сведений - суммарный расход электроэнергии, потребляемый всеми жилыми и нежилыми помещениями в доме кВтч.
При этом стороны согласовали редакцию пункта 3.1.5 договора, которая утверждена судом в редакции: "Производить ежемесячно снятие показаний коллективных (общедомовых) приборов учета с 23 по 25 число текущего месяца и предоставлять данные показания до 1-го числа месяца, следующего за расчетным, в письменном виде в адрес ресурсоснабжающей организации по форме "Сведения о расходе потребления электрической энергии за расчетный период" (приложение N 9 к настоящему договору) за подписью уполномоченного лица на основании доверенности.".
В связи с чем, суд пришел к выводу, что приложение N 9 следует утвердить как "Сведения о расходе потребления электрической энергии за расчетный период", с указанием порядкового номера, адреса многоквартирного дома, наименования прибора учета, номера прибора учета, даты снятия показаний, показания на день снятия, предыдущие показания, разница показаний квТчас.
В апелляционной жалобе ответчик считает, что из приложения N 9 к договору необоснованно судом исключены графы "расчетный коэффициент" и "расход электроэнергии без учета потерь".
Отклоняя возражения ресурсоснабжающей организации, суд первой инстанции исходил из следующего.
По условиям спорного договора покупателем приобретается электрическая энергия в целях содержания общего имущества многоквартирного дома (многоквартирных домов), соответственно, представление сведений по суммарному расходу электроэнерги потребляемый всеми жилыми и нежилыми помещениями в доме, возлагает на истца дополнительные обязанности, которые договором не регулируются. Сведениями по суммарному расходу электроэнергии, потребляемый всеми жилыми помещениями, располагает ресурсоснабжающая организация, поскольку собственниками приняты решения самостоятельного заключения договоров электроснабжения, предусмотренные подпунктом 4.4) пункта 2 статьи 44 ЖК РФ.
В силу пункта 31(1) Правил N 354 управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, обязаны, в том числе, при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и не позднее 26-го числа текущего месяца направлять полученные показания ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном заключенным управляющей организацией, товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией договором о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В договоре ресурсоснабжения также предусматриваются следующие условия, в том числе, обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса, в том числе объемов коммунальных ресурсов, необходимых для обеспечения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям нежилых помещений в многоквартирном доме, и объемов коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, сроки и порядок передачи указанной информации, а также порядок проверки ресурсоснабжающей организацией показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Если иное не установлено соглашением сторон, исполнитель предоставляет ресурсоснабжающей организации соответствующую информацию не позднее 26-го числа расчетного месяца (пункт 18д Правил N 124).
Редакция приложения N 9 договора (оферты), вменяет покупателю обязанность представления сведений - расчетный коэффициент, расход электроэнергии без учета потерь, что фактически является математическим расчетом с применением коэффициентов трансформации измерительных трансформаторов, которые к общему имуществу не относятся (являются собственностью сетевой организации), и такие сведения не относятся к показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета.
Учитывая указанные обстоятельства, согласованная судом редакция приложения N 9 к договору не противоречит пункту 136 Основных положений.
С учетом изложенного судом первой инстанции по результатам рассмотрения настоящего спора правомерно вынесен судебный акт, определяющий редакцию спорных условий договора, соответствующую требованиям действующего законодательства.
Доводы заявителей апелляционных жалоб не опровергают выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, были предметом исследования суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом норм права, в связи с чем, отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 28.10.2019 по делу N А04-4603/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Т.Д. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-4603/2019
Истец: ОАО Управляющая компания "Служба Заказчика" г.Шимановск
Ответчик: ПАО "Дальневосточная энергетическая компания"
Третье лицо: АО "Дальневосточная распределительная сетевая компания", АО "Дальневосточная распределительная сетевая компания", ПАО "Дальневосточная энергетическая компания", Свободненское отделение