г. Чита |
|
25 марта 2020 г. |
Дело N А19-27978/2019 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 февраля 2020 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-27978/2019 по заявлению Управления Судебного департамента в Иркутской области (ИНН 3808050255, ОГРН 1033801007404) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска (ИНН 3808214697, ОГРН 1103850018425) о признании решений незаконными,
установил:
Управление Судебного департамента в Иркутской области (далее - заявитель, департамент) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска (далее - УПФР в Октябрьском районе г. Иркутска, Управление Пенсионного фонда, Пенсионный фонд) о признании незаконными решений: N 048S19190020334 от 21.08.2019 г., N 048S19190014760 от 10.07.19 г., N 048S19190014761 от 10.07.2019 г., N 048S19190014762 от 10.07.2019 г., N 048S19190014763 от 10.07.2019 г., N 048S19190014764 от 10.07.2019 г., N 048S19190014765 от 10.07.2019 г., 2 N 048S19190014766 от 10.07.2019 г., N 048S19190014767 от 10.07.2019 г., N 048S19190014758 от 10.07.2019 г., N 048S19190014759 от 10.07.2019 г. о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 февраля 2020 года заявленные требования удовлетворены.
Признаны незаконными решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска "О привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" N 048S19190020334 от 21.08.2019 г. в виде штрафа размере 2000 руб., за апрель 2019, N 048S19190014760 от 10.07.2019 г. в виде штрафа размере 4500 руб., за январь 2017, N 048S19190014761 от 10.07.2019 г. в виде штрафа размере 1500 руб., за февраль 2017, N 048S19190014762 от 10.07.2019 г. в виде штрафа размере 2500 руб., за март 2017, N 048S19190014763 от 10.07.2019 г. в виде штрафа размере 2000 руб., за апрель 2017, N 048S19190014764 от 10.07.2019 г. в виде штрафа размере 1000 руб., за май 2017, N 048S19190014765 от 10.07.2019 г. в виде штрафа размере 3000 руб., за июль 2017, N 048S19190014766 от 10.07.2019 г. в виде штрафа размере 1000 руб., за август 2017, N 048S19190014767 от 10.07.2019 г. в виде штрафа размере 2000 руб., за сентябрь 2017, N 048S19190014758 от 10.07.2019 г. в виде штрафа размере 1000 руб., за ноябрь 2017, N 048S19190014759 от 10.07.2019 г., в виде штрафа размере 1000 руб., за декабрь 2017, как несоответствующие действующему законодательству. Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Пенсионного фонда обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 февраля 2020 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-27978/2019 отменить полностью и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению Управления Пенсионного фонда, в соответствии с п.39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 21.12.2016 N 766н, страхователь имеет право дополнять ранее представленные сведения без применения штрафных санкций только в отношении тех застрахованных лиц, в отношении которых отчетность была принята Пенсионным фондом. В данном случае расхождения в представленных сведениях по форме СЗВ-СТАЖ на 2017 год и СЗВ-М за отчетные периоды 2017 года выявлены территориальным органом ПФР, что подтверждается уведомлением, которым страхователю установлен срок на устранение ошибки. Таким образом, поскольку страхователем представлена дополняющая форма СЗВ-М в отношении новых застрахованных лиц, а не в порядке исправления ошибки в ранее представленных сведениях, привлечение департамента к ответственности является обоснованным.
В материалы дела поступил письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы, в котором Управление Судебного департамента с выводами суда первой инстанции согласно, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" 25.01.2020.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления заявителем сведений индивидуального (персонифицированного) учета за январь, февраль, март, апрель, май, июль, август, сентябрь, ноябрь, декабрь 2017 года, за апрель 2019.
По результатам проведенной проверки 10.07.2019 заместителем начальника УПФР в Октябрьском районе г. Иркутска вынесены решения: N 048S19190014760, N 048S19190014761, N 048S19190014762, N 048S19190014763, N 048S19190014764, N 048S19190014765, N 048S19190014766, N 048S19190014767, N 048S19190014758, N 048S19190014759 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в общем размере 19500 руб. 00 коп., 21.08.2019 заместителем начальника УПФР в Октябрьском районе г. Иркутска вынесено решение N048S19190020334 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в размере 2000 руб. 00 коп., и предложено заявителю уплатить суммы штрафа.
Заявитель полагая, что решения Управления Пенсионного фонда нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Пенсионного фонда обратилось в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения отзыва, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы процессуального и материального права.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. По смыслу приведенных норм для признания арбитражным судом недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Управление Судебного департамента в Иркутской области является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статей 8, 9, 15 Федерального закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным. Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управлением Пенсионного фонда проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).
По результатам проверки выявлено, что департаментом дополнительно представлены сведения по форме СЗВ-М за январь 2017 года в отношении 9 застрахованных лиц, которые не были отражены в первоначальных сведениях за указанный период, о чем составлен акт проверки от 06.06.2019 N 048S18190014580.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Пенсионным фондом решения от 10.07.2019 N 048S19190014760 о привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 4500 рублей за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ.
По результатам проверки выявлено, что департаментом дополнительно представлены сведения по форме СЗВ-М за февраль 2017 года в отношении 3 застрахованных лиц, которые не были отражены в первоначальных сведениях за указанный период, о чем составлен акт проверки от 06.06.2019 N 048S18190014581.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Пенсионным фондом решения от 10.07.2019 N 048S19190014761 о привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 1500 рублей за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ.
По результатам проверки выявлено, что департаментом дополнительно представлены сведения по форме СЗВ-М за март 2017 года в отношении 5 застрахованных лиц, которые не были отражены в первоначальных сведениях за указанный период, о чем составлен акт проверки от 06.06.2019 N 048S18190014590.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Пенсионным фондом решения от 10.07.2019 N 048S19190014762 о привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 2500 рублей за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ.
По результатам проверки выявлено, что департаментом дополнительно представлены сведения по форме СЗВ-М за апрель 2017 года в отношении 4 6 застрахованных лиц, которые не были отражены в первоначальных сведениях за указанный период, о чем составлен акт проверки от 06.06.2019 N 048S18190014583.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Пенсионным фондом решения от 10.07.2019 N 048S19190014763 о привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 2000 рублей за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ.
По результатам проверки выявлено, что департаментом дополнительно представлены сведения по форме СЗВ-М за май 2017 года в отношении 2 застрахованных лиц, которые не были отражены в первоначальных сведениях за указанный период, о чем составлен акт проверки от 06.06.2019 N 048S18190014584.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Пенсионным фондом решения от 10.07.2019 N 048S19190014764 о привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 1000 рублей за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ.
По результатам проверки выявлено, что департаментом дополнительно представлены сведения по форме СЗВ-М за июль 2017 года в отношении 6 застрахованных лиц, которые не были отражены в первоначальных сведениях за указанный период, о чем составлен акт проверки от 06.06.2019 N 048S18190014591.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Пенсионным фондом решения от 10.07.2019 N 048S19190014765 о привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 3000 рублей за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ.
По результатам проверки выявлено, что департаментом дополнительно представлены сведения по форме СЗВ-М за август 2017 года в отношении 2 застрахованных лиц, которые не были отражены в первоначальных сведениях за указанный период, о чем составлен акт проверки от 06.06.2019 N 048S18190014592.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Пенсионным фондом решения от 10.07.2019 N 048S19190014766 о привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде 7 штрафа в размере 1000 рублей за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ.
По результатам проверки выявлено, что департаментом дополнительно представлены сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2017 года в отношении 4 застрахованных лиц, которые не были отражены в первоначальных сведениях за указанный период, о чем составлен акт проверки от 06.06.2019 N 048S18190014585.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Пенсионным фондом решения от 10.07.2019 N 048S19190014767 о привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 2000 рублей за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ.
По результатам проверки выявлено, что департаментом дополнительно представлены сведения по форме СЗВ-М за ноябрь 2017 года в отношении 2 застрахованных лиц, которые не были отражены в первоначальных сведениях за указанный период, о чем составлен акт проверки от 06.06.2019 N 048S18190014586.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Пенсионным фондом решения от 10.07.2019 N 048S19190014758 о привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 1000 рублей за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ.
По результатам проверки выявлено, что департаментом дополнительно представлены сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года в отношении 2 застрахованных лиц, которые не были отражены в первоначальных сведениях за указанный период, о чем составлен акт проверки от 06.06.2019 N 048S18190014587.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Пенсионным фондом решения от 10.07.2019 N 048S19190014759 о привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 1000 рублей за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ.
По результатам проверки выявлено, что департаментом дополнительно представлены сведения по форме СЗВ-М за апрель 2019 года в отношении 4 8 застрахованных лиц, которые не были отражены в первоначальных сведениях за указанный период, о чем составлен акт проверки от 17.07.2019 N 048S18190019337.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Пенсионным фондом решения от 21.08.2019 N 048S19190020334 о привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 2000 рублей за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ.
Управление Пенсионного фонда, расценив данные обстоятельства как несвоевременное представление страхователем сведений, сделало вывод о наличии в действиях департамента состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 приведенного Закона.
Указанная позиция Пенсионного фонда правомерно отклонена судом первой инстанции как ошибочная в связи со следующим.
В силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом, исходя из конструкции нормы статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, срок, в течение которого страхователь вправе представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М, не установлен.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция) (зарегистрирована в Минюсте России 06.02.2017 N 45549, вступила в силу 19 февраля 2017 года).
Согласно пункту 37 Инструкции при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (абзац 2 пункту 39 Инструкции).
В соответствии с абзацем 3 пункта 39 Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда уведомлением об устранении расхождений в отчетности 2017 года страхователю указано на необходимость устранения расхождений в отчетности, с предоставлением срока направления сведений до 24.04.2019. Уведомление получено Управлением Судебного департамента 17.04.2019.
19.04.2019 страхователем произведена корректировка представленных страхователем сведений за спорные периоды 2017 года в установленный срок - 5 дней путем представления 19-22.04.2019 дополняющих форм СЗВ-М за соответствующие месяцы.
Таким образом, после обнаружения органом Пенсионного фонда несоответствия между представленными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки (уведомление получено страхователем 17.04.2019) страхователем переданы необходимые дополняющие сведения в установленный пятидневный срок в соответствии с пунктом 39 Инструкции N 766н.
Дополняющая форма СЗВ-М за апрель 2019 года представлена департаментом в связи с самостоятельным обнаружением ошибок - 13.05.2019.
Позиция Пенсионного фонда, приведенная и апелляционному суду, о необходимости квалификации действий заявителя как несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах, даже при устранении им выявленных фондом расхождений в установленный пятидневный срок, противоречит вышеизложенным правовым нормам, на что обоснованно указано судом первой инстанции.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14 июля 2003 г. N 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы. Данный подход направлен на стимулирование плательщиков налогов, сборов и иных платежей на самостоятельное исправление допущенных ошибок при предоставлении установленной нормативными актами отчетности, на более оперативную обработку сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
Анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок.
Указанные Пенсионным фондом доводы, по сути, лишают страхователя возможности без штрафной санкции в случае обнаружения ошибок в представленных сведениях за определенный период исправить ошибку и представить дополнительные сведения в отношении не вошедших в первоначальные сведения застрахованных лицах, что нельзя признать правомерным.
Отсутствие в Инструкции указания на неприменение санкций в случае представления сведений о застрахованном лице, сведения о котором отсутствовали в изначально поданных сведениях, в ситуации, когда данную ошибку страхователь выявил и исправил самостоятельно, не может расцениваться как отсутствие оснований для неприменения санкций, поскольку, как уже указано, статья 15 вышеназванного закона предоставляет право страхователю на дополнение сведений о застрахованных лицах.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях страхователя отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, в связи с чем решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска "О привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" N 048S19190020334 от 21.08.2019 г., N 048S19190014760 от 10.07.19 г., N 048S19190014761 от 10.07.2019 г., N 048S19190014762 от 10.07.2019 г., N 048S19190014763 от 10.07.2019 г., N 048S19190014764 от 10.07.2019 г., N 048S19190014765 от 10.07.2019 г., N 048S19190014766 от 10.07.2019 г., N 048S19190014767 от 10.07.2019 г., N 048S19190014758 от 10.07.2019 г., N 048S19190014759 от 10.07.2019 г. не соответствуют Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 февраля 2020 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-27978/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев с даты принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-27978/2019
Истец: Управление Судебного департамента в Иркутской области
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска