г. Владивосток |
|
25 марта 2020 г. |
Дело N А59-5071/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей А.В. Пятковой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Управление по обращению с отходами",
апелляционное производство N 05АП-670/2020
на решение от 25.11.2019
судьи Е.М. Александровской
по делу N А59-5071/2019 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению акционерного общества "Управление по обращению с отходами" (ОГРН 1156501000336, ИНН 6501269229) о признании недействительным предписания от 17.05.2019 N КА-04-26/2019, вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области (ОГРН 1046500639998, ИНН 6501152735),
при участии:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области: Баранова Е.Л. по доверенности N 77 от 09.12.2019, сроком действия на 1 год, паспорт, копия диплома N 1050242436617;
от акционерного общества "Управление по обращению с отходами": не явились;
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управление по обращению с отходами" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Сахалинской области (далее - Росприроднадзор, управление) с заявлением о признании недействительным предписания от 17.05.2019 N КА-04-26/2019, вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области.
Решением от 25 ноября 2019 года суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований акционерного общества "Управление по обращению с отходами" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области о признании недействительным предписания от 17.05.2019 N КА-04-26/2019.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, общество приводит в апелляционной жалобе следующие доводы.
Данным предписанием на АО "Управление по обращению с отходами" на основании статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" возложена обязанность внести плату за размещение отходов в срок до 03.03.2020 г.
Законодательством предусмотрена плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов - для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, у которых в результате хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы, и плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов - для региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из предписания Управления Росприроднадзора по Сахалинской области от 17.05.2019 г. N КА-04-26/2019 следует, что АО "Управление по обращению с отходами" в срок до 03.03.2020 г. должно внести плату за размещение отходов. Однако Общество не может внести указанную плату, поскольку она предусмотрена для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, у которых в результате хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы, а АО "Управление по обращению с отходами" является региональным оператором в Сахалинской области и на него законодательством возложена обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов.
Поскольку, как считает общество, оспариваемое предписание, возлагая на АО "Управление по обращению с отходами" обязанность по внесению платы за размещение отходов, является несоответствующим Федеральному закону от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и неисполнимым в связи с отсутствием реальной возможности совершения предписанных действий, оно нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общество, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направило. Руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей общества.
Из материалов дела коллегия установила следующее.
Акционерное общество "Управление по обращению с отходами" зарегистрировано в качестве юридического лица 29.01.2015 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области, за основным государственным регистрационным номером 1156501000336. При постановке на учет в налоговом органе обществу присвоен ИНН 6501269229.
Основной вид деятельности: сбор отходов (код ОКВЭД 38.1)
Как видно из материалов дела, Управлением Росприроднадзора на основании Приказа от 10.04.2019 N 94-пк была проведена плановая выездная проверка в отношении АО "Управление по обращению с отходами" по вопросам соблюдения требований природоохранного законодательства.
В ходе проведения контрольных мероприятий, Управлением установлены нарушения, в том числе, в нарушении статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", выразившиеся в невнесении платы за размещение твердых коммунальных отходов за 2018 год.
Указанное нарушение среди прочих зафиксировано в акте проверки от 17.05.2019 N 04/33-КА.
На основании акта проверки от 17.05.2019 N 04/33-КА должностным лицом Управления выдано предписание N КА-04-26/2019 от 17.05.2019, согласно которому, на общество возложена обязанность по внесению платы за размещение отходов в срок до 03.03.2020 года.
Полагая, что указанное предписание не соответствует требованиям законодательства, нарушает права и законные интересы общества, заявитель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд первой инстанции, который отказал в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствуясь следующим.
В силу Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов; хранение отходов -складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
В соответствии с основными понятиями, изложенными в статье 1 Закона N 89-ФЗ твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в ходе проведения проверки, должностными лицами Управления установлено, что объекты размещения отходов, а именно Полигон ТКО Ноглики, Полигон ТКО Смирных, Холмская городская свалка, на которых региональным оператором размещаются отходы, стоят на государственном учете объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) и имею 2 категорию НВОС.
При этом из акта проверки следует, что в нарушение статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды) плата за 2018 год за размещение твердых коммунальных отходов обществом не внесена (пункт 5 акта от 17.05.2019 N 04/33-КА.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата) взимается за следующие его виды:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; - сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; - хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Пунктом 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ определено, плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории; плательщиками платы при размещении отходов, за исключением ТКО, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы; плательщиками платы при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.
Руководствуясь изложенным выше коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов являются как юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы; так и региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.
АО "Управление по обращению с отходами" на основании приказа Министерства природных ресурсов РФ от 19.12.2017 года N 73 присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Сахалинской области с 01.01.2018 по 01.01.2027 гг.
Согласно Приказу Региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 08.12.2017 N 64-окк для АО "Управление по обращению с отходами" с 01.01.2018 утверждены предельные тарифы на захоронение ТКО.
Таким образом, общество является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Сахалинской области и в силу статьи 16.1 закона N 7-ФЗ обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в предписании Управление указало на необходимость внесения платы за размещение отходов в установленный срок, при этом в обоснование приведено положение статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ, поэтому региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан внести плату за негативное воздействие на окружающую среду, а требование Управления о внесение платы законно и основано на положениях статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды, о чем имеется соответствующая ссылка в оспариваемом предписании и акте проверки (пункт 5 акта).
Довод апелляционной жалобы о неисполнимости спорного предписания был заявлен также и в суде первой инстанции и обоснованно им отклонен, поскольку предписание уполномоченного органа не содержит неопределенности в действиях, которые должен выполнить заявитель в целях исполнения данного пункта предписания, некорректная формулировка "за размещение отходов", вместо "при размещении ТКО" не свидетельствуют о его неисполнимости при установленной статьей 16.1
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Апелляционная жалоба не содержит сведений о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 25.11.2019 по делу N А59-5071/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-5071/2019
Истец: АО "Управление по обращению с отходами"
Ответчик: УФС по надзору в сфере природопользования по Сах.обл.