г. Самара |
|
25 марта 2020 г. |
Дело N А65-34971/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2020 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2020 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Лихоманенко О.А., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,
с участием:
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан - представители Никонорова Кристина Эдуардовна (доверенность от 25.12.2019) и Тахаутдинова Алия Шавкатовна (доверенность от 10.01.2020),
от акционерного общества "Татарстанские зерновые технологии" - представитель Сафина Диана Николаевна (доверенность от 01.06.2018),
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - представитель Тахаутдинова Алия Шавкатовна (доверенность от 10.06.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 марта 2020 г. в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 января 2020 года по делу N А65-34971/2019 (судья Андриянова Л.В.)
по заявлению Акционерного общества "Татарстанские зерновые технологии", г.Казань (ОГРН 1041621022684, ИНН 1655064511)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан, г.Казань (ОГРН 1041632209541, ИНН 1657030758)
с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (ОГРН 1041625497209, ИНН 1654009437)
о признании незаконным и отмене решения N 33035 от 18.09.2019 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Татарстанские зерновые технологии" (далее - Заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан (далее - Ответчик, налоговый орган) о признании незаконным и отмене решения N 33035 от 18.09.2019 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.02.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 января 2020 г. заявление удовлетворено, признано незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 33035 от 18.09.2019.
На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества "Татарстанские зерновые технологии".
С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан в пользу акционерного общества "Татарстанские зерновые технологии" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
В апелляционной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
От акционерного общества "Татарстанские зерновые технологии" поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель акционерного общества "Татарстанские зерновые технологии" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, приведенным в отзыве на жалобу.
Представитель Управления ФНС по Республике Татарстан доводы апелляционной жалобы инспекции поддержал.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение первой инстанции подлежит отмене, исходя следующего.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка по земельному налогу в связи с предоставлением 06.12.2018 налоговой декларации по земельному налогу за 2016 год.
На основании акта налоговой проверки от 22.08.2019 N 12 налоговым органом вынесено решение N 33035 от 18.09.2019 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением заявителю доначислен земельный налог на сумму в размере 266 579 руб.
Не согласившись с указанным решением ответчика, заявитель обратился с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 28.10.2019 N 2.8-18/032063@ в удовлетворении апелляционной жалобы отказано.
В связи с указанными обстоятельствами заявитель обратился в суд.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что налоговый орган необоснованно рассчитал размер и доначислил земельный налог, подлежащий уплате заявителем за 2016 г., исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:15:160103:2 в размере 20 571 264 руб., следовательно, решение N 33035 от 18.09.2019 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения является незаконным.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 198, 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на заявителя каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности принятия оспариваемых ненормативных правовых актов, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на их принятие, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемый ненормативный правовой акт (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ). В свою очередь, заявитель должен доказать, что оспариваемым ненормативным правовым актом нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возложены обязанности, созданы иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужил вывод налогового органа о неправомерном использовании в налоговой декларации за 2016 год в качестве налоговой базы земельного участка с кадастровым номером 16:15:160103:2 кадастровой стоимости в размере 2799360 руб., поскольку указанная кадастровая стоимость применяется с 20.07.2017. По мнению налогового органа, согласно сведениям ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан в 2016 году кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:15:160103:2 составляет 20 571 264 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).
Ст. 390, п. 1 ст. 391 и п. 1 ст. 393 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, устанавливаемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации; налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (календарный год).
В силу п. 3 ст. 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений ЕГРН о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Как следует из материалов дела, распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25.11.2015 N 2846-р установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:15:160103:2 в размере 20 571 264 руб.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 16.06.2017 N 1337-р в целях устранения технической ошибки, выразившейся в отсутствии средневзвешенных по площади значений удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в отдельных кадастровых кварталах по видам разрешенного использования земельных участков результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, утвержденные распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25.11.2015 N 2846-р, внесены изменения путем изложения приложения 2 в прилагаемой редакции. Согласно данной редакции в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:15:160103:2 установлено ранее отсутствующее в распоряжении от 25.11.2015 N 2846-р средневзвешенное значение удельного показателя - 72,90.
Заявителем подана налоговая декларация за 2016 год с учетом измененной кадастровой стоимости - в размере 2 799 360 руб.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление АО "ТЗТ" указал, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 391 НК РФ (в редакции, действующей в момент возникновения спорных правоотношений) учитываются изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, а не "...вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости..." (предыдущая редакция).
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае, речь идет не о технической ошибке, а об изменении вида разрешенного использования, вследствие которого произошло изменение кадастровой стоимости, соответственно ст. 391 НК РФ в данном случае неприменима.
Первоначальная кадастровая стоимость в размере 20 571 264,00 руб. была установлена Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25.11.2015 N 2846-р и действовала с 19.12.2015.
22.11.2016 на основании Постановления Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан от 02.11.2016 N 1551 вид разрешенного использования для вышеуказанного участка был изменен с "для размещения зерновых складов" на "хранение и переработка сельскохозяйственной продукции".
Согласно п. 2.3.2 Приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2016 N 222 (действовавшего на момент изменения вида разрешенного использования), в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Однако Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25.11.2015 N 2846-р удельный показатель кадастровый стоимости для данной группы видов разрешенного использования установлен не был, а был внесен Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений от 16.06.2017 N 1337-р.
На основании данного распоряжения кадастровая стоимость участка с номером 16:15:160103:2 была определена в соответствии с п.2.3.2 Приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2016 N 222 и составила 2 799 360,00 руб.
Кадастровая стоимость в размере 2 799 360,00 руб. образовалось в результате умножения площади земельного участка - 38400 кв.м. - на удельный показатель кадастровой стоимости - 72,90 руб/кв.м.
Но данный удельный показатель кадастровой стоимости соответствует только виду разрешенного использования "хранение и переработка сельскохозяйственной продукции", который был присвоен спорному земельному участку только 22.11.2016.
Таким образом, на 01.01.2016 стоимость участка никак не могла составлять 2 799 360,00 руб.
Следует отметить, что налоговые органы не осуществляют учет земельных участков и государственный кадастровый учет объектов недвижимости.
При осуществлении налогового контроля территориальные налоговые органы пользуются сведениями, предоставляемыми им уполномоченным органом кадастрового учета на основании п. 12 ст. 396 НК РФ.
При этом сведениями, определяющими налоговые обязательства правообладателей земельных участков, являются сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Изменение кадастровой стоимости земельных участков в связи с изменением качественных характеристик земельных участков (в данном деле - в связи со сменой вида разрешенного использования) не может являться основанием для пересмотра налоговых обязательств по периодам, предшествующим таким изменениям.
Заявителем не представлено доказательств того, что в государственном кадастре недвижимости содержались иные сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2016, нежели те, что применялись налоговым органом в рамках камеральной проверки.
Статьей 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" регламентируется порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Согласно п.5 данной статьи, правообладателям в течение трех рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости органом регистрации прав направляются уведомления об исправлении технической ошибки в записях.
На основании п.4 ст. 85 Налогового Кодекса РФ, органы, осуществляющие, в том числе, государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество обязаны сообщать сведения о расположенной на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в данном органе. Таким образом, налоговые органы являются администраторами данных, поступающих из уполномоченных органов, и земельный налог Инспекцией был исчислен исходя из данных, предоставленных Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
В полученных ответах из Росреестра представлена информация о том, что актуальная на сегодня кадастровая стоимость действует с 20.07.2017, т.е. начинает применяться с 01.01.2018.
В отношении доводов заявителя, изложенных в заявлении в суд, о нарушениях, допущенных налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки и оформлении ее результатов, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно п. 3 Письма Министерства Финансов Российской Федерации от 23.08.2018 N 03-02-07/1/18400 нарушение процессуальных сроков при проведении мероприятий налогового контроля не является существенным нарушением, влекущим безусловную отмену решения налогового органа, принимаемого по результатам проведения налоговой проверки.
Права АО "ТЗТ" в части обеспечения возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения налоговым органом не нарушены.
В части отказа налогового органа на заявление общества о возврате сумм излишне уплаченного налога арбитражный апелляционный суд отмечает, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
Согласно п.6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Срок на возврат суммы излишне уплаченного налога начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 НК РФ.
По результатам камеральной налоговой проверки сумма переплаты может быть как подтверждена, так и не подтверждена. По итогам проведенной камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2016 год сумма, заявленная налогоплательщиком к возврату, не подтвердилась, на основании чего Обществу было направлено решение об отказе в зачете (возврате) суммы налога от 05.04.2019 N 6035.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение налогового органа от 18.09.2019 N 33035 соответствует действующему законодательству о налогах и сборах, не нарушает законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п.4 ч.1 ст.270 АПК РФ с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 января 2020 года по делу N А65-34971/2019 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
О.А. Лихоманенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-34971/2019
Истец: АО "Татарстанские зерновые технологии", г.Казань
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N3 по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара, УФНС по РТ