город Томск |
|
25 марта 2020 г. |
Дело N А02-955/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Аюшева Д.Н.,
судей: Сбитнева А.Ю.,
Сластиной Е.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Терещенко Е.А., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-470/2020) общества с ограниченной ответственностью "Дабл-ю Кэй Восток Энерго" на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 03 декабря 2019 года по делу N А02-955/2019 (судья Окунева И.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Дабл-ю Кэй Восток Энерго", г. Горно-Алтайск (ОГРН 1130411003612, ИНН 0411165591)
к администрации муниципального образования "Майминский район", с. Майма, Майминский район, Республика Алтай (ОГРН 1030400667769, ИНН 0408008253), правительству Республики Алтай, г. Горно-Алтайск (ОГРН 1020400757080, ИНН 0411007524),
третьи лица: Комитета по тарифам Республики Алтай, г. Горно-Алтайск (ОГРН 1020400756925, ИНН 0411087777), Министерство регионального развития Республики Алтай, г. Горно-Алтайск (ОГРН 1020400733187, ИНН 0411058173),
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: без участия,
от ответчиков:
от правительства Республики Алтай: Юркина Н.Ю., доверенность от 07.02.2020,
от администрации муниципального образования "Майминский район": без участия,
от третьих лиц:
от Комитета по тарифам Республики Алтай: Юркина Н.Ю., доверенность от 08.07.2019,
от Министерства регионального развития Республики Алтай: без участия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дабл-ю Кэй Восток Энерго" (далее - ООО "Дабл-ю Кэй Восток Энерго", общество) обратилось к администрации муниципального образования "Майминский район" (далее - администрация), правительству Республики Алтай (далее - правительство) с иском о взыскании 3 822 805 руб. 22 коп. убытков (выпадающих доходов), рассчитанных как разница между стоимостью поставленного в период с сентября 2016 года по май 2017 года населению коммунального ресурса (отопление) по экономически обоснованному тарифу (4100 руб./Гкал) и стоимостью этого же ресурса, определенного по льготному тарифу (2696,14 руб./Гкал).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены комитета по тарифам Республики Алтай (далее - комитет по тарифам), Министерство регионального развития Республики Алтай.
Решением Республики Алтай от 03 декабря 2019 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением, ООО "Дабл-ю Кэй Восток Энерго" в апелляционной жалобе, дополнениях к апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. В обоснование указано следующее: в соответствии с пунктом 62 концессионного соглашения N 1 от 12.08.2016, заключенного между администрацией (концедент) и ООО "Дабл-ю Кэй Восток Энерго" (концессионер), концессионер обязан предоставлять потребителям установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров, работ и услуг; нарушение прав общества выражается в несении убытков, связанных с отсутствием компенсации разницы в тарифах со стороны субъекта РФ при том, что данные убытки являются следствием реализации субъектом РФ своих полномочий по регулированию тарифов на тепловую энергию реализованных принятием комитетом по тарифам приказов об установлении тарифов, ниже экономически обоснованных; требования, предъявленные к ответчикам, основаны на разъяснениях, содержащихся в постановлении Пленума ВАС РФ в постановлении от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных "межтарифной разницей" и Конституционного Суда РФ в постановлении от 29.03.2011 N 2-П; таким образом, устанавливая для расчета размеры платы с населения тарифы ниже экономически обоснованных, субъект РФ тем самым, автоматически порождает убытки для ресурсоснабжающих организаций, связанные с отсутствием возмещения расходов и затрат на производство, передачу и сбыт тепловой энергии; в материалах дела имеется подробный детализированный расчет истца (в разрезе котельных), который подтверждает, что в период отопительного сезона (с сентября 2016 года по май 2017 года) ООО "Дабл-ю Кэй Восток Энерго" поставило населению 20 073,66 Гкал тепловой энергии на отопление; расчет ответчиками и третьими лицами не оспорен, каких-либо возражений не представлено; определить, за какой период была перечислена субсидия, а так же количество гигакаллорий, отпущенных населению в период с 26.09.2016 по 12.11.2016 не представляется возможным; соглашение N 1-СЭ/2017 от 11.01.2017, заключенное между Министерством регионального развития РА и МО "Майминский район", не может являться основанием для отказа в исковых требованиях, так как оно заключено несвоевременно (запоздало), то есть практически через 3 года после принятия Законов РА от 28.03.2014 N 7-РЗ и от 28.03.2014 N 12-РЗ; доводы администрации о том, что субсидии могут предоставляться только с 20.01.2017 (с даты подписания соглашения N 1 от 20.01.2017, заключенного между истцом и ответчиком) и позиция Министерства регионального развития Республики Алтай, изложенная в письме N 1144 от 28.02.2017, относительно действия приказа комитета по тарифам от 31.10.2016 N 42/1, являются несостоятельными; начисление за сентябрь и октябрь 2016 года производилось обществом после опубликования и вступления в силу приказа комитета по тарифам от 31.10.2016 N 42/1, то есть после 31.10.2016 и 13.11.2016, соответственно; начисление за отопление производится с 25-го числа по 25 число месяца, следующего за отчетным; начало отопительного сезона 2016 - 2017 г.г. установлено приказом администрации МО "Майминский район" с 26.09.2016, с заявлением об установлении тарифов ООО "Дабл-ю Кэй Восток Энерго" обратился в комитет по тарифам своевременно (13.09.2016), т.е. до начала отопительного сезона 2016-2017 гг.; экспертным заключением по материалам рассмотрения дела об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую котельными ООО "Дабл-ю Кей Восток Энерго" на 2016-2026 год установлено, что тариф был рассчитан комитетом по тарифам на второе полугодие 2016 года (стр. 60 заключения); кроме того, приказом комитета по тарифам от 31.10.2016 N42/1 утверждены тарифы на тепловую энергию на 2016-2026 гг., приложением N3 к приказу утверждены льготные тарифы на тепловую энергию для населения, а также указан начальный период их действия с 01.07.2016; иных тарифов, установленных регулирующим органом для истца, не имелось; вина правительства Республики Алтай в лице комитета по тарифам заключается в несвоевременности утверждения тарифов для истца, а так же в недостаточности финансирования выпадающих доходов теплоснабжающим организациям, в том числе ООО "Дабл-ю Кэй Восток Энерго"; вина администрации МО "Майминский район" состоит в том, что передав объекты теплоснабжения (котельные и тепловые сети) концессионеру и обязав последнего предоставлять потребителям установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы с 12.08.2016, соглашение о возмещении льгот заключило с 20.01.2017.
Администрация, правительство, комитет по тарифам, Министерство регионального развития Республики Алтай в отзывах, дополнениях к отзывам просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения как соответствующее законодательству.
Истец, администрация, Министерство регионального развития Республики Алтай явку представителей в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Апелляционная жалоба в соответствии со статьей 156 АПК РФ рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании представитель правительства, комитета по тарифам возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, настаивал на оставлении решения суда без изменения.
Выслушав представителя ответчика, третьего лица, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что в период отопительного сезона 2016-2017 годов (с 26.09.2016 по 31.05.2017) общество поставило населению Майминского района Республики Алтай 20 073,66 Гкал тепловой энергии на отопление.
Приказом комитета по тарифам Республики Алтай N 42/1 от 31.10.2016 утвержден льготный тариф на тепловую энергию для населения в размере 2696,14 руб. /Гкал, в том числе НДС (приложение N 3 к приказу). Этим же приказом утвержден и экономически обоснованный тариф - 4100 руб. /Гкал, в том числе НДС (приложение N 2).
Указывая, что за период с сентября 2016 года по май 2017 года межтарифная разница составила 23 881 871 руб. 46 коп. ((4100-2696,14) /1,18 х 20 073.66 Гкал), из которых администрацией в пользу ООО "Дабл-ю Кэй Восток Энерго" перечислено 20 059 066 руб. 24 коп., общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании 3 822 805 руб. 22 коп. убытков в виде недополученной межтарифной разницы (23 881 871 руб. 46 коп. - 20 059 066 руб. 24 коп.).
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что вина муниципального образования "Майминский район" в лице его администрации и вина Республики Алтай в лице правительства в недополучении истцом доходов за период с 26.09.2016 по 12.11.2016 отсутствует, а за период с 13.11.2016 по окончание отопительного сезона в мае 2017 года недополученные доходы компенсированы обществу в заявленных им размерах полностью.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 05.02.2018 по делу N А04-10896/2015, от 11.05.2018 по делу N А16-728/2016 изложена следующая правовая позиция.
В соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тарифы на тепловую энергию (мощность) и на теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат государственному регулированию.
Согласно части 3 названной статьи указанного закона, подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
В силу части 2 статьи 10 Закона N 190-ФЗ срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации.
Положения пункта 37 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, предусматривают, что решение об установлении цен (тарифов) не имеет обратной силы.
Оказание услуг в сфере теплоснабжения в отсутствие тарифа противоречит приведенным положениям Закона N 190-ФЗ. В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 и пункта 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации включение в контракты условия о применяемой цене не восполняет отсутствие тарифа и не исключает обязанность теплоснабжающей организации, ранее не тарифицируемой, без промедления обратиться к регулятору для установления ей тарифа.
Применение тарифа презюмируемо не должно приводить к возникновению убытков на стороне субъекта регулирования, а фактический дисбаланс доходов и расходов последнего выравнивается мерами последующего тарифного регулирования. Без признания недействующим тарифного решения регулируемая организация вправе претендовать на оплату своих услуг (ресурса) не по утвержденному для нее тарифу при взыскании межтарифной разницы с публично-правового образования, утвердившего тариф с отступлением от метода экономически обоснованных затрат в целях обеспечения доступности результатов соответствующей регулируемой деятельности (определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 302-ЭС15-11950, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П, Постановление N 87).
При этом условием взыскания с публично-правового образования вреда, причиненного нормативным правовым актом, является признание такого акта недействующим судебным решением, в противном случае возникает правовая неопределенность в вопросе его применения (пункт 6 информационного письма N 145, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2012 N 14489/11).
Пунктом 52 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, предусматривается возможность установления для отдельных категорий (групп) потребителей льготных регулируемых тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 302-ЭС15-11950, при установлении пониженного относительно экономически обоснованного тарифа для обеспечения доступности услуг для определенных категорий потребителей на публично-правовом образовании, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение, лежит обязанность по возмещению регулируемой организации соответствующих убытков, если публично-правовым образованием не были приняты меры, направленные на компенсацию потерь иным способом.
Как указано в пункте 4.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П, введение предельных уровней тарифов, то есть предельного размера цены на соответствующую продукцию, направлено на противодействие монополизации и недобросовестной конкуренции, выступает государственной гарантией доступности теплоэнергетических ресурсов для потребителей, прежде всего для населения, препятствует экономически необоснованному росту тарифов на тепловую энергию, предполагает возможность установления льготных тарифов и тем самым призвано не допустить резкого ухудшения социального положения граждан.
Вместе с тем применение указанных мер в рамках тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты теплоснабжающей организации на производство тепловой энергии, и, соответственно, предопределяет необходимость возмещения в таких случаях теплоснабжающей организации понесенных ею экономических потерь.
Поскольку возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом, как указал Верховный Суд Российской Федерации в определении от 21.01.2016 N 302-ЭС15-11950, на публично-правовое образование не могут быть переложены те затраты, которые не связаны с тарифным регулированием и обусловлены действиями самой регулируемой организации (ошибки в управленческих решениях, установление экономически необоснованных цен в договорах, заключаемых с контрагентами, утрата или повреждение арендованного имущества и т.п.).
Согласно статье 2 Закона Республики Алтай от 28.03.2014 года N 7-РЗ "Об установлении лиц, имеющих право на льготы, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, (организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение" (далее - 7-РЗ), основанием для предоставления льготных тарифов является нормативный правовой акт уполномоченного Правительством Республики Алтай исполнительного органа государственной власти Республики Алтай в сфере государственного регулирования тарифов (цен) об установлении льготных тарифов, принимаемый в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации и (или) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Статьей 3 указанного закона предусмотрено, что компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, возникающих в результате установления льготных тарифов, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай путем предоставления указанным организациям субсидий в целях возмещения им недополученных доходов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно статьям 1, 2, 3 Закона Республики Алтай N 12-РЗ от 28.03.20014 "О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями Республики Алтай по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение" (далее - Закон 12-РЗ), муниципальное образование "Майминский район" на неограниченный срок наделено отдельными государственными полномочиями в области компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по льготным тарифам для населения, установленным в соответствии с Законом Республики Алтай от 28 марта 2014 года N 7-РЗ "Об установлении лиц, имеющих право на льготы, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение".
В соответствие со статьей 6 Закона 12-РЗ, финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Алтай. Расчет объема субвенций, необходимых органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, и их распределение между муниципальными образованиями в Республике Алтай производится уполномоченным Правительством Республики Алтай исполнительным органом государственной власти Республики Алтай. Порядок предоставления и расходования органами местного самоуправления субвенций из республиканского бюджета Республики Алтай на осуществление государственных полномочий устанавливается Правительством Республики Алтай.
Постановлением Правительства Республики Алтай от 08.05.2014 N 124 "Об утверждении Порядка предоставления и расходования органами местного самоуправления в Республике Алтай субвенций из республиканского бюджета Республики Алтай теплоснабжающим организациям, организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по льготным тарифам для населения" утвержден Порядок предоставления и расходования органами местного самоуправления в Республике Алтай субвенций из республиканского бюджета Республики Алтай теплоснабжающим организациям, организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по льготным тарифам для населения (далее - Постановление N 124, Порядок).
В соответствие с пунктом 2 Постановления N 124, министерство регионального развития Республики Алтай (далее - министерство) определено уполномоченным органом по предоставлению субвенций из республиканского бюджета Республики Алтай на осуществление отдельных государственных полномочий Республики Алтай по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - субвенции, выпадающие доходы, ресурсоснабжающие организации).
В соответствии с пунктом 1 Порядка, Порядок регламентирует предоставление и расходование органами местного самоуправления в Республике Алтай (далее - получатели) субвенций в целях компенсации выпадающих доходов. Согласно пункту 2 названного Порядка, субвенции предоставляются Получателям в размере недополученных доходов ресурсоснабжающим организациям при оказании коммунальных услуг по льготным тарифам. Субвенции предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в Республиканском бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Пунктом 6 Порядка установлено, что для получения субвенции получатель представляет в Министерство: заявление о предоставлении субвенции в произвольной форме с указанием платежных реквизитов для перечисления субвенции, подписанное главой муниципального образования в Республике Алтай; копию решения исполнительного органа государственной власти Республики Алтай в сфере государственного регулирования тарифов об установлении тарифа (цены) на соответствующую коммунальную услугу; копию решения исполнительного органа государственной власти Республики Алтай в сфере государственного регулирования тарифов об установлении льготного тарифа на коммунальную услугу; заверенную Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Алтай копию отчета по форме федерального статистического наблюдения N 22-ЖКХ (сводная) "Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы" - ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за кварталом; финансовую заявку на потребность в средствах для предоставления Получателю субвенции (далее - финансовая заявка) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, отдельно по каждому виду коммунальных услуг и утвержденному на них льготному тарифу - ежемесячно, до 20 числа месяца, следующего за отчетным, и до 20 декабря текущего года - за декабрь месяц.
В соответствие с пунктом 7 Порядка, в случае принятия решения о предоставлении субвенции заключается соглашение о предоставлении субвенций (далее - соглашение), между Министерством и Получателем. По итогам года в случае наличия отклонений фактических объемов предоставленных коммунальных ресурсов (услуг) населению от плановых объемов, указанных в финансовой заявке, предоставленный Получателю размер субвенции подлежит корректировке. В январе месяце следующего календарного года Министерством производится корректировка размера субвенции, исходя из фактических объемов реализованных населению коммунальных ресурсов (услуг) за декабрь месяц.
В соответствие с пунктами 9-10 Порядка, по итогам года в случае наличия отклонений фактических объемов предоставленных коммунальных ресурсов (услуг) населению от плановых объемов, указанных в финансовой заявке, предоставленный Получателю размер субвенции подлежит корректировке. В январе следующего календарного года Министерством производится корректировка размера субвенции, исходя из фактических объемов реализованных населению коммунальных ресурсов (услуг) за декабрь месяц. Получатель до 20 января следующего года направляет в Министерство финансовую заявку на корректировку размера субвенции, полученной от Министерства для предоставления ресурсоснабжающим организациям субсидии, исходя из фактического объема коммунального ресурса (услуги), реализованного по льготному тарифу (цене) за декабрь, с учетом субвенции, предоставленной Получателю в декабре. Следовательно, корректировки подлежит размер субсидии только за декабрь месяц.
Уполномоченный орган Получателя направляет субвенции на предоставление субсидии ресурсоснабжающим организациям. Порядок и сроки предоставление субсидии ресурсоснабжающим организациям устанавливаются муниципальными нормативными правовыми актами (пункт 12 Порядка).
Постановлением администрации муниципального образования "Майминский район" от 26.08.2011 N 114 утвержден порядок предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными учреждениями из бюджета муниципального образования "Майминский район" (далее - порядок предоставления субсидий). Пунктом 2 порядка предоставления субсидий утвержден перечень юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, некоммерческих организаций, не являющимися бюджетными учреждениями, которым предусмотрено предоставление субсидий из бюджета муниципального образования "Майминский район" (далее - перечень).
В соответствие с пунктом 4 порядка предоставления субсидий, субсидии предоставляются при условии заключения соглашения. В соответствие с пунктом 6 порядка предоставления субсидий, предоставление субсидий осуществляется на основании соглашений, заключенных юридическими лицами с Администрацией, в соответствие с целями и условиями предоставления субсидий и порядком предоставления субсидий. Администрация на основании заключенных соглашений в пределах учтенных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов оплаты денежных обязательств осуществляет перечисление субсидий. В перечне, изложенном в новой редакции постановлением администрации от 28.12.2016 года N 161, обществу предусмотрена субсидия только на перевод котельных, работающих на природном газе (пункт 26 перечня).
Между администрацией и ООО "Дабл-ю Кэй Восток Энерго" такое соглашение в 2016 году не заключалось.
В 2017 году между Министерством регионального развития Республики Алтай и муниципальным образованием "Майминский район" подписано соглашение N 1-СЭ/2017 от 11.01.2017 года о предоставлении субвенций бюджету муниципального образования "Майминский район" на реализацию отдельных государственных полномочий Республики Алтай по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение в 2017 году (далее - соглашение N 1-СЭ), а также дополнительное соглашение N 1 к соглашению N 1-СЭ от 13.06.2017. В соответствие с пунктом 2.1.1 соглашения N 1-СЭ, министерство обязано предоставить субвенцию после предоставления получателем в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным заявки на потребность в средствах при наличии средств на лицевом счете в течение 10 рабочих дней.
Постановлением администрации от 23.01.2017 N 9 внесены изменения в перечень, согласно которым обществу предусмотрена субсидия не только на перевод котельных, работающих на природном газе, но и субсидия в целях компенсации выпадающих доходов, в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств (пункт 29 перечня).
20.01.2017 между ООО "Дабл-ю Кэй Восток Энерго" и администрацией заключено соглашение N 1 о предоставлении субсидий в целях компенсации выпадающих доходов теплоснабжающим организациям, организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по льготным тарифам для населения в 2017 году (далее - Соглашение N 1).
Пунктом 1.2 Соглашения N 1 предусмотрено предоставление субсидии в размере 16 805 533 руб. В соответствие с пунктом 2.1.1 соглашения N 1, субсидия предоставляется после предоставления ежемесячно истцом в срок до 10 числа месяца следующего за отчетным и за декабрь до 15 декабря текущего года финансовой заявки на потребность в средствах при наличии средств на лицевом счете в течение 10 календарных дней. Действие соглашения распространяется на правоотношения, возникшие с 20 января 2017 года и действует до 31.12.2017. Сумма субсидии составляла 16 805 533 руб. Дополнительным соглашением N 2 к Соглашению N 1 сумма увеличена до 20 059 066,24 руб. Указанная сумма фактически выплачена обществу полностью, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями. В эту сумму так же вошла компенсация выпадающих доходов за период с 13.11.2016 по 31.12.2016.
Общая сумма финансовых заявок истца за период с 13.11.2016 по май 2017 составляет 20 059 031,11 рубль. Фактически же было перечислено по соглашению 20 059 066 рублей (на 34,89 руб. больше).
Как указывалось ранее, тарифы на тепловую энергию для ООО "Дабл-ю Кэй Восток Энерго" на 2016-2026 годы утверждены Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 31.10.2016 N 42/1, который вступил в силу 13.11.2016.
10.02.2017 обществом направлена финансовая заявка на возмещение разницы в тарифах за период с 26.09.2016 по 12.11.2016 на сумму 4 955 443,30 руб. Администрацией заявка на указанную сумму направлена в министерство. Министерством 28.02.2017 дан ответ администрации, в котором указывается на то, что возмещение разницы в тарифах за период с 1 сентября по 12 ноября 2016 года не представляется возможным ввиду того, что Приказ об утверждении тарифа начал свое действие с 13.11.2016.
Постановление N 124 утратило силу с 15.08.2017 в связи с изданием Постановления Правительства Республики Алтай от 15.08.2017 N 192 "О мерах по реализации Закона Республики Алтай от 28 марта 2014 года N 12-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями Республики Алтай по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение" и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай" (далее - Постановление N 192).
Пунктом 1 Постановления N 192 утверждается Порядок предоставления и расходования органами местного самоуправления в Республике Алтай субвенций из республиканского бюджета Республики Алтай на осуществление государственных полномочий Республики Алтай по компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций по льготным тарифам для населения (далее - Порядок).
В соответствие с пунктом 2 Порядка субвенции предоставляются комитетом по тарифам Республики Алтай (далее - Комитет) Получателям в размере недополученных доходов ресурсоснабжающих организаций при оказании коммунальных услуг по льготным тарифам для населения. По итогам года в случае наличия отклонений фактических объемов предоставленных коммунальных услуг населению от плановых объемов предоставленный Получателю размер субвенции подлежит корректировке. В январе месяце следующего календарного года Комитетом производится корректировка размера субвенции, исходя из фактических объемов реализованных населению коммунальных услуг за декабрь предыдущего года. Следовательно, в новом порядке корректировке так же подлежит сумма только за декабрь предыдущего года. Аналогичные нормы содержаться и в Приказе Комитета от 24.08.2017 N 39-ВД "Об утверждении Правил предоставления субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований Республики Алтай из республиканского бюджета, Республики Алтай на компенсацию теплоснабжающим организациям и организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, выпадающих доходов, возникших в результате установления льготных тарифов" (далее - Правила).
Истцом 21.11.2017 в адрес администрации направлено письмо, содержащее просьбу направить в Комитет финансовую заявку на потребность в денежных средствах с целью компенсации выпадающих доходов в размере 4 824 883,43 руб. за период с октября 2016 года по сентябрь 2017 года (корректировка). Администрацией такая заявка направлена в адрес Комитета 19.12.2017. Субвенция муниципальному образованию "Майминский район" не была предоставлена, ввиду того, что размер субвенции подлежит корректировке Комитетом в январе месяце следующего календарного года в случае наличия отклонений фактических объемов предоставленных коммунальных ресурсов (услуг) населению от плановых объемов, указанных в финансовой заявке предоставленный муниципальному образованию Республики Алтай только за декабрь месяц предыдущего года (пункты 8, 9 Правил).
Таким образом, корректировка размера субвенций за предыдущие месяцы действующим законодательством не предусмотрена, фактически произошла переплата денежных средств, подлежащих компенсации.
Пунктом 1 статьи 15 ГК РФ определено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под реальным ущербом понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Общими основаниями ответственности за причинение вреда являются противоправность поведения нарушителя, причинная связь между таким поведением и наступившим вредом, а также вина причинителя вреда (статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В предмет доказывания по делу о взыскании убытков входит установление факта причинения убытков и размера понесенных убытков, противоправности действий (бездействия) ответчиков, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчиков и наступившими неблагоприятными последствиями для истца. Противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, выражается в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти.
По общему правилу об обязательствах вследствие причинения вреда, вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом заявленных оснований исковых требований (возникновение межтарифной разницы между экономически обоснованным и установленным льготным тарифом на услуги по отоплению), принимая во внимание, что фактически спорным периодом является отрезок времени с 26.09.2016 по 12.11.2016, когда для истца отсутствовал как льготный тариф, так и экономически обоснованный тариф, что исключает возникновение межтарифной разницы, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел основания для удовлетворения исковых требований.
При этом из материалов дела следует, что соглашение N 1 о предоставлении субсидий ООО "Дабл-ю Кэй Восток Энерго", предметом которого являлось предоставление субсидии в размере 16 805 533 руб. было заключено 20.01.2017, суммы предоставляемых субсидий увеличивались по условиям дополнительного соглашения N 1 к соглашению N 1 о предоставлении субсидий, заключенного обществом с Администрацией (до 18 562 700, 88 руб.) и 21.06.2017 было заключено дополнительное соглашение N 2 от 21.06.2017, в котором сторонами был согласован окончательный размер субсидий 20 059 066,24 руб. Действие соглашения N 1 о предоставлении субсидий ООО "Дабл-ю Кэй Восток Энерго" от 20.01.2017 распространяется на правоотношения, возникшие с 09.01.2017. Указанная сумма (20 059 066,24 руб.), как указывалось ранее, полностью выплачена обществу с переплатой по сравнению с суммой поступивших заявок на 34,89 руб.
Доводы подателя жалобы о том, что в соответствии с пунктом 62 концессионного соглашения N 1 от 12.08.2016, заключенного между администрацией (концедент) и ООО "Дабл-ю Кэй Восток Энерго" (концессионер), концессионер обязан предоставлять потребителям установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров, работ и услуг; вина администрации МО "Майминский район" состоит в том, что передав объекты теплоснабжения (котельные и тепловые сети) концессионеру и обязав последнего предоставлять потребителям установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы с 12.08.2016, в то время как соглашение о возмещении льгот заключило с 20.01.2017, апелляционным судом отклоняются, поскольку как было указано ранее, у муниципального образования в лице администрации отсутствовали основания для предоставления субсидий для компенсации ресурсоснабжающей организации межтарифной разницы по причине осуществления обществом в период с 26.09.2016 по 12.11.2016 регулируемой деятельности по теплоснабжению в отсутствие утвержденных в установленном порядке тарифов, как льготного, так и экономически обоснованного.
Ссылка истца на невозможность определить, за какой период была перечислена субсидия, а так же количество гигакаллорий, отпущенных населению в период с 26.09.2016 по 12.11.2016, арбитражным судом не принимается, поскольку общество в собственной финансовой заявке от 10.02.2017 (л.д. 125 - 126 т. 1) указывает как объем поставленного в период с 26.09.2016 по 12.11.2016 ресурса, так и стоимость исчисленной за указанной период "межтарифной разницы" в сумме 4 955 443,30 руб.
Принимая во внимание, что между лицами, участвующими в деле, отсутствуют разногласия относительно общего объема и стоимости поставленного истцом энергоресурса за период с сентября 2016 года по май 2017 года, учитывая, что по расчету оппонентов истца в период с 26.09.2016 по 12.11.2016 межтарифная разница при наличии действующих в указанный период тарифов могла бы составить 3 822 805 руб. 22 коп., то указание меньшего размера такой разницы в спорный период не нарушает права истца.
Кроме того, поскольку ООО "Дабл-ю Кэй Восток Энерго" является коммерческой организацией, поставляющей спорный коммунальный ресурс, именно оно и обязано доказать объем поставленного ресурса за каждый период своей деятельности.
Довод о том, что соглашение N 1-СЭ/2017 от 11.01.2017, заключенное между Министерством регионального развития РА и МО "Майминский район", не может являться основанием для отказа в исковых требованиях, так как оно заключено несвоевременно (запоздало), то есть практически через 3 года после принятия Законов РА от 28.03.2014 N 7-РЗ и от 28.03.2014 N 12-РЗ, не имеет правового значения ввиду отсутствия для истца утвержденного в спорный период тарифа.
Суждения общества о том, что начисления за сентябрь и октябрь 2016 года производилось обществом после опубликования и вступления в силу приказа комитета по тарифам от 31.10.2016 N 42/1, то есть после 31.10.2016 и 13.11.2016, соответственно; начисление за отопление производится с 25-го числа по 25 число месяца, следующего за отчетным; начало отопительного сезона 2016 - 2017 г.г. установлено приказом администрации МО "Майминский район" с 26.09.2016, являются несостоятельными, поскольку правовое значение имеет не дата производства начислений, а период осуществления теплоснабжения.
Ссылка общества на то, что с заявлением об установлении тарифов ООО "Дабл-ю Кэй Восток Энерго" обратилось в комитет по тарифам своевременно (13.09.2016), т.е. до начала отопительного сезона 2016-2017 гг., не опровергает отсутствие в действиях комитета по тарифам нарушений, утвердившего тариф в установленные законодательством сроки.
Тот факт, что приказом комитета по тарифам от 31.10.2016 N 42/1 утверждены тарифы на тепловую энергию на 2016-2026 гг., приложением N 3 к приказу утверждены льготные тарифы на тепловую энергию для населения, а также указан начальный период их действия с 01.07.2016, не отменяет нормативно установленное правило о том, что решение об установлении цен (тарифов) не имеет обратной силы (пункт 37 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075).
Кроме того, как правильно указывают процессуальные оппоненты истца, из тарифных дел истца, следует и истцом не оспорено, что истец не заявлял рассчитанную им межтарифную разницу за период с сентября 2016 года по 12.11.2016 в качестве экономически обоснованных расходов как в 2016 году, так и в годах, последующих за отопительным сезоном 2016- 2017 годов, решения об удовлетворении или от отказе в такой заявке не выносилось. Финансовая заявка от 10.02.2017 на возмещение разницы в тарифах за период с 26.09.2016 по 12.11.2016 была подана в Администрацию МО "Майминский район" лишь 13.02.2017.
Истцом также не опровергнуты заявленные в ходе рассмотрения доводы процессуальных оппонентов о том, что ООО "Дабл-ю Кэй Восток Энерго" имело возможность компенсировать соответствующие убытки, связанные с осуществлением в период с 26.09.2016 по 12.11.2016 деятельности по теплоснабжению, заявив соответствующие расходы в последующих регулируемых периодах до мая 2018 года, как это происходило по коммунальным услугам по горячему водоснабжению.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что вина муниципального образования "Майминский район" в лице его администрации и вина Республики Алтай в лице Правительства Республики Алтай в недополучении истцом доходов за период с сентября 2016 года по 12.11.2016 отсутствует, а за период с 13.11.2016 по окончание отопительного сезона в мае 2017 года недополученные доходы компенсированы истцу в заявленных им размерах полностью, правомерно отказал в удовлетворении иска.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Алтай от 03 декабря 2019 года по делу N А02-955/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дабл-ю Кэй Восток Энерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Председательствующий |
Д.Н. Аюшев |
Судьи |
А.Ю. Сбитнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-955/2019
Истец: ООО "ДАБЛ-Ю КЭЙ ВОСТОК ЭНЕРГО"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Майминский район"
Третье лицо: Комитет по тарифам Республики Алтай, Министерство регионального развития Республики Алтай, Правительство Республики Алтай