город Ростов-на-Дону |
|
25 марта 2020 г. |
дело N А32-35357/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Емельянова Д.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Семенова Барадина Хадж-Муратовича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 24.12.2019 по делу N А32-35357/2019
по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Семенова Барадина Хадж-Муратовича
(ИНН 231405459261, ОГРНИП 310231410300024)
к Управлению имущественных отношений Администрации муниципального образования Лабинский район Краснодарского края (ИНН 2314005998,
ОГРН 1022302348771)
о признании незаконным решения об отказе в утверждении уточненной схемы расположения земельного участка; об обязании принять решение об утверждении уточненной схемы расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Семенов Барадин Хадж-Муратович (далее - заявитель, ИП Семенов Б. Х.М., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район Краснодарского края (далее - управление) о признании незаконным решения Управления имущественных отношений муниципального образования Лабинский район изложенное в письме от 05.07.2019 N 1462/20.01-15 об отказе в утверждении уточненной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с кадастровым номером 23:18:1202000:447, площадью 1923680 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, Каладжинское сельское поселение, в границах кадастрового квартала N 23:18:1202000 по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Семенова Барадина Хаджи-Муратовича (ИНН 231405459261, ОГРНИП 310231410300024); об обязании Управления имущественных отношений муниципального образования Лабинский район в течение одного месяца с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу, по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Семенова Барадина Хаджи-Муратовича (ИНН 231405459261, ОГРНИП 310231410300024) принять решение об утверждении уточненной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с кадастровым номером 23:18:1202000:447, площадью 1923680 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, Каладжинское сельское поселение, в границах кадастрового квартала N 23:18:1202000 (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.12.2019 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Семенов Барадин Хадж-Муратович обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Аукционы по согласованию и предоставлению спорного земельного участка никем не проводились. Утверждение уточненной схемы расположения испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 23:18:1202000:447 обусловлено необходимостью изменения конфигурации границ данного земельного участка и исключением из его границ водного объекта (р. Окард) без изменения значения площади исходного земельного участка, равной 1923680 кв.м. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 15 закона, при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление имущественных отношений Администрации муниципального образования Лабинский район Краснодарского края просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о его проведении извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание проводится в их отсутствие.
От Управления имущественных отношений Администрации муниципального образования Лабинский район Краснодарского края поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Суд протокольным определением удовлетворил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие Управления имущественных отношений Администрации муниципального образования Лабинский район Краснодарского края.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно приказу Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район от 25.12.2018 N 569 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, Каладжинское сельское поселение, в границах кадастрового квартала N 23:18:1202000" крестьянскому (фермерскому) хозяйству, главой которого является индивидуальный предприниматель Семенов Б.Х-М. предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 1923680 кв.м. по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, Каладжинское сельское поселение в границах кадастрового квартала N 23:18:1202000, относящегося к категории земель: "земли сельскохозяйственного назначения".
На основании п. 2 приказа утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1923680 кв.м., по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, Каладжинское сельское поселение в границах кадастрового квартала N 23:18:1202000, относящегося к категории земель: "земли сельскохозяйственного назначения", территориальная зона: "СХ-1. Зона сельскохозяйственного назначения". Заявителю поручено провести работы по образованию земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка с последующим осуществлением государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 31.10.2019 N 23/ИСХ/19-185614, земельному участку сельскохозяйственного назначения площадью 1923680 кв.м., почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Лабинский район, Каладжинское сельское поселение в границах кадастрового квартала N 23:18:1202000, присвоен кадастровый номер: 23:18:122000:447.
Впоследствии, в процессе оформления арендных отношений по испрашиваемому земельному участку, исходя из полученных сведений (ИСОГД) установлено, что земельный участок расположен на месторождении термальных вод, частично в санитарно-защитной зоне промышленных предприятий, производств и других объектов, на участке находятся водные объекты с границей и территорией санитарно-защитной зоны водоемов.
По заключению кадастрового инженера Рябинина С.М. от 04.06.2019 N 3-06/19, в целях выделения выявленного водного объекта (р. Окард) и границ старого кладбища из площади земельного участка с кадастровым номером 23:18:1202000:447 необходимо осуществить корректировку границ исходного земельного участка без изменения значения площади за счет включения в контур земельного участка свободных земель не входящих в иные земельные участки и согласно Правилам землепользования и застройки Каладжинского сельского поселения Лабинского района входящих как и исходный земельный участок, в зону сельскохозяйственного назначения (СХ1).
После проведения кадастровых работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 23:18:1202000:447 связанных с выделением из площади исходного земельного участка водного объекта (р. Окард) и старого кладбища, заявитель 07.06.2019 г. обратился в адрес заинтересованного лица с заявлением об утверждении уточненной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, без изменения значения площади земельного участка, равной 1923680 кв.м.
Управлением письмом от 05.07.2019 N 1462/20.01-15 индивидуальному предпринимателю в заявлении о внесении корректировки границ в границы спорного земельного участка отказано.
Отказ обоснован тем, что ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) не предусмотрено уточнение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Не согласившись с отказом, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания оспариваемого решения и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий: оспариваемое решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемое решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6 ЗК РФ), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
В силу подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе, в случае предоставления земельного участка гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Кодекса.
Согласно статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Кодекса.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Согласно статье 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Статья 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует предварительное согласование предоставления земельного участка.
Пункты 4, 5, 8 названной нормы устанавливают, что рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления.
В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поданному гражданином, приложена схема расположения земельного участка, подготовленная в форме документа на бумажном носителе, уполномоченный орган без взимания платы с заявителя обеспечивает подготовку в форме электронного документа схемы расположения земельного участка, местоположение границ которого соответствует местоположению границ земельного участка, указанному в схеме расположения земельного участка, подготовленной в форме документа на бумажном носителе.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, спорная схема земельного участка утверждена и предварительно согласовано его предоставление приказом N 569 от 25.12.2018 в связи с тем, что по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения, заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступило.
Между тем, согласно ч. 8 п. 18 ст. 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования.
Как установлено ранее, в границах спорного земельного участка расположен водный объект (р. Окард).
Согласно ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
При этом, согласно приказу Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район от 25.12.2018 N 569 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, Каладжинское сельское поселение, в границах кадастрового квартала N 23:18:1202000" спорный земельный участок согласован в предоставление заявителю, в связи с тем, что по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения, заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступило.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что на момент принятия решения о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка имелись основания для отказа в соответствии со ст.39.15, 39.16 ЗК РФ.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки вывода суда первой инстанции.
Апелляционной коллегией не принимается довод предпринимателя о том, что выявление впоследствии факта наличия водного объекта (р. Окард) в границах испрашиваемого земельного участка послужило основанием для проведения заявителем кадастровых работ, связанных с изменением конфигурации границ земельного участка и выделением из него площади земли находящейся под водным объектом.
Согласно заключению кадастрового инженера Рябинина С.М. N 3-06/19 от 04.06.2019 необходим провести корректировку границ путем выделения водного объекта (р.Окарт) и границ старого кладбища из площади исходного земельного участка. Значение площади земельного участка с кадастровым номером 23:18:1202000:447 в результате корректировки границ остается прежней 1923680кв.м. за счет включения в контур земельного участка свободных земель не входящих в иные земельные участки.
Фактически в результате корректировки границ земельного участка согласно заключению кадастрового инженера образуется земельный участок с иной конфигурацией, без наличия водного объекта, что влечет за собой обход публичной процедуры, поскольку исключает возможность участия иных претендентов в аукционе в отношении иного (уточненного) земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.12.2019 по делу N А32-35357/2019 с учётом определения от 30.12.2019 об исправлении опечатки оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-35357/2019
Истец: ИП глава крестьянского фермерского хозяйства Семенов Барадин Хаджи-Муратович, Семенов Б. Х.-М.
Ответчик: Управление имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район