г. Хабаровск |
|
25 марта 2020 г. |
А04-7928/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сушиной Я.Н.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "МИГ": представитель не явился;
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу: представителя Гальцевой А.Ю. по доверенности от 09.01.2020 N 2 (сроком по 31.12.2020); представителя Мавлютовой Е.В. по доверенности от 10.01.2020 N 7 (сроком по 31.12.2020);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу
на решение от 23.01.2020
по делу N А04-7928/2019
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МИГ" (ОГРН 1142801002332, ИНН 2801194030)
к межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (ОГРН 1092721006124, ИНН 2721170838)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МИГ" (далее - ООО "МИГ"; общество; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением об отмене постановления от 22.07.2019 N у7- ап184/06 о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ), вынесенного межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО; Управление; административный орган).
Решением суда первой инстанции от 23.01.2020 заявленные требования удовлетворены: оспариваемый ненормативный правовой акт МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО признан незаконным и отменен полностью.
Суд установил ошибочность вывода административного органа о том, что обществом нарушены требования п. 5.1.1 Приложения 5 к Приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149 (далее - Приказ N 149), выразившиеся в осуществлении розничной поставки алкогольной продукции в адрес ИП Телюк Ю.П., и направлении заявки о фиксации в ЕГАИС сведений об отгрузке алкогольной продукции на основании документа, не отражающего факт хозяйственной жизни, а также отражении недостоверных сведений о получателе алкогольной продукции - ИП Телюк Ю.П., так как выявлено, что на дату внесения данных о поставках алкогольной продукции в системе ЕГАИС 17.08.2019, указанное лицо имело статус действующего индивидуального предпринимателя (официальная информация на сайте ФНС).
Не согласившись с данным судебным актом, МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об оставлении без удовлетворения требований общества.
Заявитель жалобы утверждает следующее: выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, кроме того судом неправильно применены нормы материального права; согласно информации, имеющейся в материалах административного дела, представленной Межрайонной ИФНС России N 1 по Амурской области (N вх-4351 от 29.05.2019) Телюк Ю.П. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, в соответствии с поданным заявлением о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, сведения о прекращении деятельности Телюк Ю.П. в качестве индивидуального предпринимателя внесены данной межрайонной инспекцией в ЕГРИП 15.08.2018; в материалах административного дела имеется выписка из ЕГРИП, в которой указана как дата прекращения деятельности качестве индивидуального предпринимателя Телюк Ю.П., так и дата внесения в ЕГРИП записи, содержащей указанные сведения, а именно 15.08.2018; обращение ООО "МИГ" к сведениям, содержащимся в ЕГРН, не свидетельствует о том, что организация приняла все необходимые меры по соблюдению требований законодательства; у ООО "МИГ" имелась возможность не нарушать требования законодательства и не вносить в ЕГАИС недостоверные сведения, вместе с тем обществом не было принято всех зависящих от него мер, направленных на предотвращение совершения административного правонарушения; вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, является установленной и подтверждена имеющимися в материалах дела доказательствами; постановление о привлечении ООО "МИГ" к административной ответственности вынесено с учетом всех обстоятельств дела, а также с соблюдением необходимых требований КоАП РФ.
В представленных в суд возражениях на апелляционную жалобу, общество отклоняет доводы жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Представитель общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя общества согласно положениям статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представители Управления поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласили жалобу, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заслушав представителей Управления, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, ООО "МИГ" в 3 квартале 2018 года осуществляло деятельность по закупке, хранению и поставкам пива и пивных напитков и зафиксировало в ЕГАИС сведения об отгрузке алкогольной продукции индивидуальному предпринимателю Телюк Юлии Петровне (ИНН 280120187082).
Согласно сведениям, полученным из ЕГАИС (отчет об объемах поставки этилового, спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), ООО "МИГ" осуществило поставку алкогольной продукции (пиво и пивные напитки) в адрес ИП Телюк Ю.П., а именно:
Номер ТТН Дата ТТН Статус Дата и время фиксации
ТМ000006941 17.08.2018 Принята 17.08.2018 3:45:04(мск)
Согласно информации, представленной Межрайонной ИФНС России N 1 по Амурской области (N вх-4351 от 29.05.2019), Телюк Ю.П. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, в соответствии с поданным ей заявлением о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, сведения о прекращении деятельности Телюк Ю.П. в качестве индивидуального предпринимателя внесены данной в ЕГРИП 15.08.2018, согласно ОГРНИП 316280100079691 зарегистрирована 01.12.2016 и прекратила деятельность согласно выписке из ЕГРИП 15.08.2018, согласно ОГРНИП 318280100025542 зарегистрирована 23.08.2018 и прекратила деятельность согласно выписке из ЕГРИП 02.10.2018.
Поскольку, как установлено Управлением, ООО "МИГ" реализовывало алкогольную продукцию указанному лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, общество осуществило продажу алкогольной продукции конечному потребителю этой продукции, передав товар физическому лицу, не зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, ООО "МИГ" фактически осуществило розничную продажу алкогольной продукции.
В ходе проведения административного расследования на основании анализа данных ЕГРИП, ЕГАИС и представленной ООО "МИГ" ТТН, выявлено, что ООО "МИГ" нарушило требования, установленные пунктом 5.1.1 Приложения 5 к Приказу N 149, а именно: общество, фактически осуществив розничную продажу алкогольной продукции, представило заявку о фиксации сведений в ЕГАИС об отгрузке алкогольной продукции, тем самым внесло недостоверные сведения в части указания информации о документах, разрешающих и сопровождающих производство и (или) оборот продукции, поскольку направило заявку о фиксации в ЕГАИС сведений об отгрузке алкогольной продукции на основании документа, не отражающего факта хозяйственной жизни, а также отразило недостоверные сведения о получателе алкогольной продукции.
Извещением от 29.05.2019 рассмотрение вопроса о составлении протокола об административном правонарушении по статье 14.19 КоАП РФ назначено на 30.05.2019 в 11 час. 00 мин. в помещении Управления (извещение направлено обществу по почте 30.05.2019 - почтовое отправление N 800837335697857).
Повторным извещением от 30.05.2019 рассмотрение вопроса о составлении протокола об административном правонарушении по статье 14.19 КоАП РФ назначено на 08.07.2019 в 11 час. 00 мин. в помещении Управления (извещение направлено обществу по электронной почте, а также по почте 30.05.2019 - почтовое отправление N 80083735697802) и получено последним 17.06.2019).
03.06.2019 от общества поступило ходатайство о рассмотрении протокола об административном правонарушении в отсутствие его представителей.
По факту выявленного нарушения, в отсутствие законного представителя и защитника общества административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 08.07.2019 N у7-ап184/06, действия ООО "МИГ" квалифицированы по статье 14.19 КоАП РФ. Указанный протокол направлен в адрес общества 09.07.2019.
Определением от 09.07.2019 рассмотрение дела об административном правонарушении N у7-ап184/06 назначено на 22.07.2019 в 11 час. 00 мин. Определение направлено в адрес общества по электронной почте 11.07.2019 и почтой 10.07.2019.
22.07.2019 от общества поступило ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении в отсутствие своих представителей.
Постановлением от 22.07.2019 N у7-ап184/06 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 150000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением Управления о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 14.19 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Фиксация и передача информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены статьей 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
Порядок учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции определен Правилами учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 N 380 (далее - Правила учета, Правила N 380).
Согласно пункту 4 Правил учета учет объема производства продукции осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - технические средства).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 утверждены Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее- Правила функционирования, Правила N 1459, Правила ЕГАИС), в силу пункта 17 которых организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи указанной продукции, помимо информации, указанной в пункте 7 настоящих Правил, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную, в том числе в подпунктах 18, 20 пункта 6 настоящих Правил, которые, в свою очередь, предусматривают представление: сведений, содержащихся в товарно-транспортной накладной и (или) международной транспортной накладной, справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для продукции, производство которой осуществляется в Российской Федерации, а также для импортированной продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза), справке, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированной продукции, за исключением продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза); номера, даты и время представления заявок о фиксации информации об организации (сельскохозяйственном производителе, индивидуальном предпринимателе), о продукции каждого вида и наименования, об объеме производства и оборота продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и (или) оборот продукции, об объеме использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) или этилового спирта для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также в процессе производства других лекарственных средств и (или) медицинских изделий в единой информационной системе (далее - заявка о фиксации).
В силу пункта 21 Правил функционирования направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Приказом Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149 утверждены формы заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов, согласно пункту 5.1.1 приложения 5 к которому заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) представляется организациями, осуществляющими поставку продукции (далее - организации - поставщики продукции), по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 1 и пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ, до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции.
Приказом Минфина России от 15.06.2016 N 84н утверждены формы и сроки представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, об алкогольной продукции, объеме розничной продажи алкогольной продукции, а также о документах, разрешающих и сопровождающих розничную продажу алкогольной продукции, а также форм и сроков представления подтверждения фиксации информации и уведомлений об отказе в фиксации информации в указанной информационной системе, согласно пункту 4.1 приложения 4 к которому Заявка о фиксации в ЕГАИС информации о подтверждении приема или об отказе в приеме количества поставленной продукции представляется на каждую ТТН, полученную от поставщика продукции, в рамках приема которой получатель желает принять продукцию или по которым получатель не хочет принимать продукцию, в течение 3 рабочих дней для городских поселений или 7 рабочих дней для сельских поселений со дня фактического получения ими алкогольной продукции.
Как следует из протокола Управления об административном правонарушении от 08.07.2019 N у7-ап184/06, сведения о прекращении деятельности Телюк Ю.П. в качестве индивидуального предпринимателя внесены Межрайонной ИФНС России N 1 по Амурской области в ЕГРИП 15 августа 2018 года, что следует из письма из Межрайонной инспекции от 29.05.2019 N б7-14/24472а.
Вместе с тем, как верно установлено судом, данных о том, когда эта информация стала отражаться на официальном сайте ИФНС, Межрайонной ИФНС России N 1 по Амурской области не представлено.
Кроме того, согласно официальной информации, размещенной на сайте ФНС России https://npchk.nalog.ru, по состоянию на 17.08.2019 (дата внесения данных о поставках алкогольной продукции в систему ЕГАИС) в качестве актуальной информации были представлены сведения о предпринимателе Телюк И.П. ИНН 280120187082 (налогоплательщик зарегистрирован в ЕГРН и имел статус действующего на указанную дату согласно выписки из сайта).
Общество же, прежде чем вносить сведения в ЕГАИС, провело проверку по материалам указанного официального сайта ФНС об актуальности статуса ИП Телюк Ю.П., который был подтвержден материалами сайта, что явилось правомерным основанием для суда первой инстанции не согласиться с выводами Управления, сделанными в постановлении N у7-ап184/06, о не проявлении ООО "МИГ" заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии доказательств вины общества в совершении правонарушения по статье 14.19 КоАП РФ, поскольку ООО "МИГ" представлена (ны) заявка (заявки) о фиксации сведений в ЕГАИС об отгрузке алкогольной продукции, с учетом проведенной проверки статуса ИП Телюк Ю.П., а несвоевременное обновление материалов сайта ФНС России (с опозданием на 2 дня) о статусе предпринимателей, не может инкриминироваться в вину пользователям сайта.
Довод административного органа о необходимости обращения общества непосредственного к ЕГРИП, а не к другим разделам сайта ФНС, рассмотрен судом первой инстанции и правомерно отклонен.
То есть, факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 14.19 КоАП РФ, не подтверждаются материалами дела.
Также, суд отметил, что решением Благовещенского городского суда Амурской области по делу N 12-1503/2019, постановление врио руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу N у7-ап365/06 от 22 июля 2019 года вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 КоАП РФ в отношении должностного лица - генерального директора ООО "МИГ" Гамидова Гамида Микаиловича, было прекращено, за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного выше, оспариваемое постановление административного органа правомерно признано незаконным и отменено судом первой инстанции.
Доводы заявителя апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении, сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
При данных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 23 января 2020 года по делу N А04-7928/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-7928/2019
Истец: ООО "Миг"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу
Третье лицо: Широбоков Андрей Викторович