город Томск |
|
25 марта 2020 г. |
Дело N А03-12209/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.03.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 25.03.2020.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Сухотиной В.М., |
судей |
|
Кайгородовой М.Ю., |
|
|
Ярцева Д.Г. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Илларионовой О.М. без использования средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Игнатова Валерия Павловича (N 07АП-123/2020) на решение от 20.11.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-12209/2019 (судья Зверева В.А.) по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Дальневосточной железной дороги - филиала АО "РЖД" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727), г. Хабаровск, к индивидуальному предпринимателю Игнатову Валерию Павловичу (ОГРН 311220816600028, ИНН 226322656251), г. Новоалтайск, о взыскании задолженности.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Дальневосточной железной дороги - филиала АО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к индивидуальному предпринимателю Игнатову Валерию Павловичу о взыскании задолженности по плате за пользование вагонами и платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в общей сумме 44 857,82 рублей.
Решением от 20.11.2019 Арбитражного суда Алтайского края исковые требования удовлетворены.
ИП Игнатов В.П. в апелляционной жалобе просит решение отменить, в иске отказать в полном объеме.
Указал, что отсутствуют основания для начисления платы за период простоя по причине таможенного оформления, на грузополучателя не может быть возложена обязанность по внесению платы за пользование вагонами до исполнения перевозчиком обязанности по доставке груза; доказательств того, что простой вагонов произошел по вине ответчика, не имеется.
Истец в отзыве просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители сторон в судебном заседании (до перерыва) поддержали каждый свои доводы, изложенные письменно.
После перерыва дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения судебного акта в части.
Как следует из материалов дела, в адрес ИП Игнатова В.П. с июля по август 2018 года на станцию Гродеково Дальневосточной железной дороги из Китайской Народной Республики прибыли вагоны N 3466677, 3462827, 3324908.
Представленными в материалы дела актами общей формы N 50/1785, 50/1770, 54/145, 54/142, 50/1851, 50/1834, N 50/2201, N 50/2152, N 54/160, 54/161, книгами уведомлений о прибытии грузов, уведомлениями о завершении грузовой операции, памятками приемосдатчика на подачу и уборку выгонов, ведомостями подачи и уборки вагонов подтверждается факт нахождения вагонов, прибывших в адрес ответчика, на путях общего пользования станции Гродеково Дальневосточной железной дороги.
Представитель ответчика от подписи накопительных ведомостей отказался, акты общей формы подписал с разногласиями, сославшись на то, что плата за пользование принадлежащими Китайской железной дороге вагонами законами Российской Федерации не предусмотрена.
Истец в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2013 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ) начислил ответчику плату в размере 44 857,82 рублей, в том числе 42 032,90 рублей платы за пользование вагонами, принадлежащими Китайской железной дороге, 2 824,52 рублей платы за нахождение на путях общего пользования.
Согласно части 1 статьи 39 УЖТ за время нахождения принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
В Решении Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331, принятым в рамках оспаривания пункта 12 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), указано, что под вагонами, не принадлежащими перевозчику понимаются вагоны, принадлежащие на праве собственности иным юридическим или физическим лицам, кроме перевозчика, а также арендованные такими юридическими или физическими лицами у перевозчика, за исключением вагонов, находящихся в аренде у перевозчика, и вагонов, принадлежащих железнодорожным администрациям государств - участников СНГ, Литовской Республики, Латвийской Республики, Эстонской Республики и третьих стран, допущенных к перевозке по российским железным дорогам.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 6424/12 разъяснено, что плата за пользование вагонами, не принадлежащими ОАО "РЖД", за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами железнодорожных путей общего пользования может быть взыскана, если это предусмотрено соглашением сторон.
В целях организации перевозок грузов в прямом международном железнодорожном сообщении заключено и действует с 01.11.1951 Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее - СМГС).
Согласно параграфу 1 статьи 3 СМГС оно устанавливает единые правовые нормы договора перевозки груза в прямом международном железнодорожном сообщении и в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении.
Перевозки грузов в прямом международном железнодорожном сообщении производятся между станциями, которые открыты для выполнения грузовых операций в соответствии с национальным законодательством сторон настоящего соглашения (параграф 2 статьи 3 СМГС).
В соответствии со статьей 5 СМГС при отсутствии соответствующих положений в настоящем соглашении применяется национальное законодательство той стороны, в которой правомочное лицо реализует свои права.
В параграфе 1 статьи 8 СМГС указано, что порядок применения условий настоящего соглашения, а также специальные условия перевозок отдельных видов грузов устанавливаются Правилами перевозок грузов (приложение 1 к настоящему соглашению).
Странами-участницами СМГС являются, в том числе, Российская Федерация и Китайская Народная Республика.
Железные дороги заключили Договор о "Правилах пользования грузовыми вагонами в международном сообщении (ПГВ)", предметом которых является взаимное сотрудничество между сторонами Договора в части пользования грузовыми вагонами в международном сообщении.
Согласно приложению "А" сторонами договора являются, в том числе, с 01.01.2009 ОАО "РЖД" и Китайские железные дороги (КЖД).
Таким образом, поскольку в рамках настоящего дела груз в адрес ответчика поступил путем прямого международного железнодорожного сообщения из Китая, к правоотношениям между истцом и ответчиком наряду с нормами российского законодательства применяются нормы СМГС и положения Договора о ПГВ.
Договор о ПГВ предусматривает обязанность ОАО "РЖД" внести плату за пользование вагонами КЖД.
В соответствии с параграфом 6 статьи 14 СМГС вагон для перевозки груза предоставляет перевозчик или отправитель и должен быть допущен к обращению в международном сообщении.
В пункте 21 Тарифного руководства N 2 также указано, что оно применяется к вагонам, принадлежащим железнодорожным администрациям государств - участников Договора о ПГВ от 01.05.2008.
В соответствии с параграфом 1 статьи 2, параграфом 2 статьи 3 СМГС на железные дороги возложена обязанность, перевозить грузы между железнодорожными станциями железных дорог, открытых для осуществления грузовых операций, в том числе и пограничными железнодорожными станциями.
Перевозка грузов из Китая в Россию до входной пограничной станции Российской Федерации осуществляется поездами и вагонами КЖД.
Судом установлено, что согласно представленным в материалы дела дорожным ведомостям принадлежность вагонов обозначена как КЖД.
Порядок расчетов за время нахождения приватных вагонов ОАО "РЖД" и вагонов принадлежности КЖД на дорогах назначения КЖД и ОАО "РЖД" предусмотрен пунктом 8.5. Договора о ПГВ, расчет производится непосредственно между дорогой - пользовательницей и дорогой-собственницей вагона по ставкам, рассчитанным в швейцарских франках, указанных в Приложении N 34 Договора о ПГВ.
Согласно Правилам пользования грузовыми вагонами в международном сообщении, изложенным в Договоре о ПГВ, парк грузовых вагонов, допущенных к обращению в международном сообщении по железным дорогам, находится в совместном пользовании дорог - участниц договора.
ОАО "РЖД" является дорогой - пользователем и согласно пункту 8.1. Договора о ПГВ должна уплачивать дороге-собственнику плату за пользование вагонами за время нахождения на линиях дороги-пользователя. Все расчеты, вытекающие из Договора о ПГВ, производятся в порядке и в сроки, установленные Правилами о расчетах в международном пассажирском грузовом сообщениях (пункт 1.7 ПГВ), а также Правилами эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств.
Таким образом, с учетом наличия у ОАО "РЖД" предусмотренной названными нормами обязанности по внесению платы за пользование вагонами, принадлежащими Китайским железным дорогам, а также того обстоятельства, что спорные вагоны в период их нахождения на станции Гродеково принадлежали перевозчику (ОАО "РЖД") на праве возмездного пользования, плата за пользование вагонами подлежала взысканию с ответчика (грузополучателя).
Размер вышеуказанной платы установлен Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденными Постановлением ФЭК РФ N 35/12 от 19.06.2002 (далее Тарифное руководство N 2).
Таким образом, начисление истцом 42 032,90 рублей платы за пользование вагонами, принадлежащими КЖД, является правомерным.
В соответствии с частью 11 статьи 39 УЖТ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
В силу части 12 статьи 39 УЖТ, если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
В силу статьи 119 УЖТ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Согласно абзацу четвертому пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденные Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45) акт общей формы составляется на станциях для удостоверения, в том числе, задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования.
В соответствии с пунктом 3.4 Правил N 45 в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Представленными в материалы дела актами общей формы подтверждается факт простоя спорных вагонов на путях общего пользования по причине ожидания таможенного оформления документов.
По смыслу части 11 статьи 39 УЖТ плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе в случае нахождения вагонов под таможенными операциями, вносится, в частности, в течение всего времени нахождения вагонов под таможенными операциями свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 5.10 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом (утверждены Приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245, далее - Правила N 245) в случае осуществления на пограничных пунктах пропуска Российской Федерации пограничного, таможенного, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, фитосанитарного и других видов государственного контроля предусмотренных настоящими Правилами, сроки доставки, исчисленные исходя из норм суточного пробега, увеличиваются на одни сутки.
Таким образом, если груз подлежит таможенному контролю, срок его доставки увеличивается на одни сутки, в течение которых плата за предоставление железнодорожных путей не начисляется.
Вместе с тем, плата за нахождение на путях общего пользования в размере 2 824,52 рублей начислена без учета указанного льготного периода. С учетом льготного периода размер платы составит 1 773,79 рублей.
В связи с изложенным размер процентов за пользование чужими денежными средствами применительно к статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с 27.06.2019 по 05.07.2019 составит 82,13 рублей.
Доводов о начислении процентов до даты фактической оплаты основного долга апелляционная жалоба не содержит.
Расходы по оплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе распределены апелляционным судом по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.11.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-12209/2019 изменить в части взыскания платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, процентов за пользование чужими денежными средствами, расходов по уплате государственной пошлины, изложив в следующей редакции:
"Взыскать с индивидуального предпринимателя Игнатова Валерия Павловича в пользу акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Дальневосточной железной дороги - филиала АО "РЖД"43 806,69 рублей долга, 82,13 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 05.07.2019, далее взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами, начиная с 06.07.2019 до даты фактической оплаты основного долга, а также 1 900 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
В.М. Сухотина |
Судьи |
М.Ю. Кайгородова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-12209/2019
Истец: ОАО Дальневосточная железная дорога, филиал "Российские железные дороги"
Ответчик: Игнатов Валерий Павлович
Третье лицо: ОАО "Российские железные дороги" в лице пансионата "Транссиб"
Хронология рассмотрения дела:
14.05.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-123/20
26.01.2021 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-12209/19
04.08.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2614/20
25.03.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-123/20
20.11.2019 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-12209/19