г. Москва |
|
25 марта 2020 г. |
Дело N А41-108457/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Немчиновой М.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - ООО "Каширский региональный оператор" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица по делу - Главного Управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Крахоткин Д.Ю., по доверенности от 30.05.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Каширский региональный оператор" на решение Арбитражного суда Московской области от 16 января 2020 года по делу N А41-108457/19, по заявлению ООО "Каширский региональный оператор" к Главному Управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" об оспаривании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Каширский региональный оператор" (далее - заявитель, общество) с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - управление, Госжилинспекция Московской области) о признании недействительным и отмене предписания N 08 ОБ-7716-46-12-2019 от 07.10.2019 г.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 января 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Каширский региональный оператор" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Главного Управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебное заседание проводится в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителя ООО "Каширский региональный оператор", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя управления, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 07.10.2019 г. на основании распоряжения от 26.09.2019 N 08 ОБ-7716-46-12-2019 проведена внеплановая проверка на предмет соответствия законодательству Российской Федерации деятельности ООО "КАШИРСКИЙ РО" при оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: Московская область, г.о.Серебряные Пруды, д. Васильевское, д. 20, д. 2.
По представленной ООО "КАШИРСКИЙ РО" информации на территории населенного пункта, расположенного по адресу: Московская область, г.о.Серебряные Пруды, д. Васильевское, контейнерные площадки накопления отходов отсутствуют.
В ходе проверки выявлено нарушение заявителем части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, выразившееся во взимании платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период, когда указанная услуга фактически региональным оператором не предоставлялась.
По результатам проверки в адрес заявителя выдано Предписание NN 08 ОБ-7716-46-12-2019 от 07.10.2019 г., которым обществу указано на необходимость в срок до 18 ноября 2019 года произвести перерасчет начислений за период с 01.01.2019 г. по 20.09.2019 г.
Не согласившись с выданным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
Согласно частей 3 и 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно Акта проверки от 07.10.2019 N 08 ОБ-7716-46-12-2019 плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственнику жилого помещения выставлялась, однако как установлено управлением фактически данная коммунальная услуга не оказывалась региональным оператором по адресу: Московская область, г.о.Серебряные Пруды, д. Васильевское.
Факт отсутствия контейнерной площадки в деревне Васильевское обществом не оспаривается.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, в силу части 1 статьи 13.4 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, предусмотрено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Поскольку контейнерная площадка в д. Новоселки своевременно размещена не была, возможность осуществлять "накопление" отходов жителями данного населенного пункта отсутствовала.
Доказательства того, что жители д. Васильевское осуществляли накопление ТКО в ином населенном пункте в регионе деятельности ООО "Каширский региональный оператор", обществом ни в ходе проверки в Госжилинспекцию Московской области, ни в суд не представлены.
Презюмировать виновность жителей д. Васильевское в нарушении требований действующего законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, а именно: в складировании отходов в неустановленных местах, в силу Конституции Российской Федерации суд не может.
Более того, в заявлении граждан указывается, что ввиду отсутствия контейнерной площадки вывоз мусора осуществлялся "своими силами", без использования контейнеров регионального оператора.
В настоящем случае, региональным оператором не была своевременно выполнена встречная обязанность по размещению контейнеров на контейнерной площадке в деревне Новоселки либо по предоставлению пакетов или других емкостей, в случае отсутствия контейнерной площадки в населенном пункте (часть 1 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации), в связи с чем, потребитель не имел возможности соблюсти пункт 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, разместить ТКО в контейнерах или других емкостях, предоставленных региональным оператором, соответственно, пользоваться услугами по обращению с ТКО и вправе был приостановить исполнение своего обязательства по их оплате (часть 2 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, частью 15.1 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, начиная от места накопления твердых коммунальных отходов, если иное не установлено договором.
Поскольку место накопления ТКО в д. Новоселки вплоть до мая 2019 года организовано не было, пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором, в деревне отсутствовали, региональный оператор не нес ответственности за данную услугу и не вправе был выставлять плату за нее.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано при наличии к тому достаточных оснований и подлежало исполнению.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что предписание от 07.10.2019 N 08 ОБ-7716-46-12-2019 не подлежит отмене, поскольку соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, подлежат отклонению, так как оснований не установлено.
В соответствии с п.9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.
Порядок предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО предусмотрен постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее правила N 354).
Согласно частей 3 и 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно Акта проверки от 07.10.2019 N 08 ОБ-7716-46-12-2019 плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственнику жилого помещения выставлялась, однако как установлено управлением фактически данная коммунальная услуга не оказывалась региональным оператором по адресу: Московская область, г.о.Серебряные Пруды, д. Васильевское.
В письме от 04.10.2019 N 2806 обществом сообщено, что вывоз ТКО в спорный период времени осуществлялся лишь из деревни Ивановское. Факт отсутствия контейнерной площадки в период с 01.01.2019 г. по 20.09.2019 г. в деревне Васильевское обществом не оспаривается. Как правильно отмечено обществом, в силу части 1 статьи 13.4 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, предусмотрено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. Поскольку контейнерная площадка в д. Новоселки своевременно размещена не была, возможность осуществлять "накопление" отходов жителями данного населенного пункта отсутствовала.
Доказательства того, что жители д. Васильевское осуществляли накопление ТКО в ином населенном пункте в регионе деятельности ООО "Каширский региональный оператор", обществом ни в ходе проверки в Госжилинспекцию Московской области, ни в суд не представлены.
Более того, в заявлении граждан указывается, что ввиду отсутствия контейнерной площадки вывоз мусора осуществлялся "своими силами", без использования контейнеров регионального оператора. В настоящем случае, региональным оператором не была своевременно выполнена встречная обязанность по размещению контейнеров на контейнерной площадке в деревне Васильевское либо по предоставлению пакетов или других емкостей, в случае отсутствия контейнерной площадки в населенном пункте (часть 1 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации), в связи с чем, потребитель не имел возможности соблюсти пункт 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, разместить ТКО в контейнерах или других емкостях, предоставленных региональным оператором, соответственно, пользоваться услугами по обращению с ТКО и вправе был приостановить исполнение своего обязательства по их оплате (часть 2 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, частью 15.1 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, начиная от места накопления твердых коммунальных отходов, если иное не установлено договором. Поскольку место накопления ТКО в д. Новоселки вплоть до мая 2019 года организовано не было, пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором, в деревне отсутствовали, региональный оператор не нес ответственности за данную услугу и не вправе был выставлять плату за нее.
В связи с вышеизложенным, предписание Госжилинспекции Московской области законно и обосновано.
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 19.03.2020 по делу N А41-71603/19.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.01.2019 по делу N А41-108457/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-108457/2019
Истец: ООО "КАШИРСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР"
Ответчик: ГОСЖИЛИНСПЕКЦИЯ МО
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ", Кобец К.А.