г. Хабаровск |
|
26 марта 2020 г. |
А73-8421/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сушиной Я.Н.
при участии в заседании:
от главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: Маслакова А.Г. по доверенности от 17.01.2020 N 7;
третьи лица: Тайкова Тамара Ивановна - лично, Савостина Нина Васильевна - лично,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная сервисно-ремонтная компания"
на решение от 17.01.2020
по делу N А73-8421/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная сервисно-ремонтная компания" (ОГРН 1082721005718, ИНН 2721159841)
к комитету регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (ОГРН 1122721011236, ИНН 2721196900)
о признании незаконным и отмене предписания,
третьи лица: Тайкова Тамара Ивановна, Савостина Нина Васильевна,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная сервисно-ремонтная компания" (далее - ООО УК "ДВСРК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным и отмене предписания от 19.04.2019 N П2019-02-0300 комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (на день принятия судом решения - главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (Управление, Административный орган)).
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А73-8421/2019, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Тайкова Тамара Ивановна, Савостина Нина Васильевна.
Решением от 17.01.2020 суд отказал в удовлетворении требований по делу N А73-8421/2019.
Суд установил, что в спорный период у собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме (МКД) обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) отсутствовала, так как не был проведен конкурс по отбору регионального оператора по обращению с ТКО, не заключалось соглашение между уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края и региональным оператором, не утверждался единый тариф на услугу по обращению с ТКО (статьи 24.6, 24.9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом ООО УК "ДВСРК" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование - решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Заявитель жалобы утверждает следующее: суд необоснованно поддержал мнение Административного органа о том, что плата за услугу утилизации ТКО входит в структуру платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД, взимание которой с собственников (нанимателей) жилых помещений не допускается без соответствующего решения общего собрания об утверждении размера платы, и выставления отдельной строкой, при этом суд не разделяет нормативно урегулированного понятия: сбор и вывоз отходов; захоронение (утилизация) отходов; обращение с отходами; исходя из положений части 2 статьи 152 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пп. "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание имущества (в спорный период) включает в себя только сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, следовательно, утилизация ТБО не является составной частью содержания общего имущества МКД; выставление платы за эту услугу отдельной строкой не нарушает нормы законодательства.
Апелляционная жалоба была принята к производству определением от 27.02.2020 Шестого арбитражного апелляционного суда.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, третьи лица доводы жалобы отклонили, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ООО УК "ДВСРК", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимал.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассматривает апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя общества.
В судебном заседании представитель Управления отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные, по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "УК "ДВСРК" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Хабаровск, Матвеевское шоссе, д. 6 на основании договора управления многоквартирным домом от 31.12.2009 N Мш6 (далее - Договор управления) и лицензии на осуществление данного вида деятельности от 23.04.2015 N 027-000124.
В соответствии с распоряжением от 25.03.2019 г. N 980-р специалистом Управления была проведена внеплановая документарная проверка ООО "УК "ДВСРК" с целью осуществления лицензионного контроля в связи с поступившими обращениями гражданина от 05.03.2019 вх. N Т-2234ж, от 22.03.2019 вх. N КАВ- 48, проживающего по адресу: г. Хабаровск, Матвеевское шоссе, д. 6, кв. 57 (далее - МКД) о неправомерном выставлении в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг платы за утилизацию отходов.
В ходе проверки Управлением установлен факт нарушения Обществом лицензионных требований, предусмотренных частью 2 статьи 154, частью 7 статьи 156, частью 2.3 статьи 161, частью 2 статьи 162, пунктом 7 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпунктами "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. N 1110, п.п. "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 г. N 416, выразившегося в неправомерном начислении платы за услугу "утилизация отходов" и выставлении указанной платы в платежных документах собственникам помещений в МКД в период с сентября 2017 по март 2019 включительно в размере 16,31 руб./чел.
Нарушения, установленные в ходе проверки, были зафиксированы в акте проверки от 19.04.2019 N П2019-02-0300.
19.04.2019 по результатам рассмотрения акта и материалов проверки ООО "УК "ДВСРК" выдано предписание N П2019-02-0300 об устранении выявленных нарушений в срок до 20.05.2019.
Не согласившись с предписанием от 19.04.2019 N П2019-02-0300, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Из анализа положений статей 198 и 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо в совокупности наличие двух условий - несоответствие актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ - управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ - по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании пункта 7 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса РФ лицензионными требованиями являются иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, и исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, относятся к лицензионным требованиям.
Судом по материалам дела установлено, что на основании лицензии от 23.04.2015 N 027-000124 и договора управления от 31.12.2009 N Мш6 ООО "УК "ДВСРК" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Хабаровск, Матвеевское шоссе, д. 6, в связи с чем, общество обязано соблюдать лицензионные требования, установленные статьей 193 ЖК РФ и Положением N1110.
Из материалов дела следует, что в платежных документах в период с сентября 2017 года по момент проведения проверки, то есть по март 2019 года, ООО УК "ДВСРК" выставляло собственникам помещений указанного МКД плату за услугу "утилизация отходов" в размере 16,31 руб./чел.
В ходе проведения проверки ООО УК "ДВСРК" Управление пришло к выводу о том, что при отсутствии установленных субъектом Российской Федерации нормативов (создание регионального оператора и установление единого тарифа на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами) и при отсутствии решения общего собрания собственников помещений в МКД по вопросу необходимости внесения в платежные документы платы за услугу "утилизация отходов" и о размере платы за указанную услугу, самостоятельное начисление обществом платы за обращение с твердыми коммунальными отходами противоречит требованиям жилищного законодательства Российской Федерации.
Не соглашаясь с выводами Управления, общество, ссылаясь на Федеральный закон от 29.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", указывает, что тариф на захоронение твердых коммунальных отходов является регулируемым, утверждение указанного тарифа отнесено к полномочию органов власти субъектов Российской Федерации, а не собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с чем, плата за услугу по утилизации (захоронению) отходов правомерно не включена в плату за содержание жилого помещения в МКД, при этом, также считает правомерным указание в платежных документах, выставляемых собственникам помещений в спорном МКД, платы за услугу по утилизации (захоронению) отходов отдельной строкой, поскольку, по его мнению, это соответствует подпункту "л" пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Частью 1 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения и платы за коммунальные услуги возложена также на нанимателей жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (часть 1 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
Изменения в часть 4 статьи 154 ЖК РФ, согласно которым услуга по обращению с ТКО включена в перечень коммунальных услуг, вступили в силу 01.01.2016 (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 02.06.2016 N 175-ФЗ "О внесении изменений в статьи 26 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Между тем, частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 458) предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Кроме того, Федеральным законом от 29.12.2014 N 458 в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) внесены дополнения, предусматривающие регулирование деятельности в области обращения с ТКО.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ (в редакции Федерального закона N 458-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 4 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 24.9 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее также - тарифы) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24.9 Федерального закона N 89-ФЗ единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается в отношении региональных операторов. Иные подлежащие регулированию тарифы устанавливаются в отношении операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Вместе с тем из материалов дела следует, что в спорный период (с января 2017 года по март 2019 года, включительно) конкурс по отбору регионального оператора по обращению с ТКО в Хабаровском крае не проводился, соответственно, соглашение между уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края и региональным оператором по обращению с ТКО не заключалось, единый тариф на услугу по обращению с ТКО уполномоченным органом не утверждался.
В настоящее время ситуация по определению регионального оператора по обращению с ТКО также не изменилась (конкурсный отбор регионального оператора по обращению с ТКО не проведен, единый тариф на услугу по обращению с ТКО не утвержден).
Следовательно, суд пришел к верному выводу о том, что в спорный период (с сентября 2017 года по март 2019 года, включительно) у собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах Хабаровского края обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в силу прямого указания Федерального закона (части 8 статьи 23 Федерального закона N 458) отсутствовала, в связи с чем до даты начала оказания региональным оператором услуги по обращению с ТКО на территории Хабаровского края следует руководствоваться положениями жилищного законодательства о включении услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в состав содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
При этом суд также исходит из следующего.
Пунктом 11 Правил N 491 предусмотрены виды работ и услуг, выполняемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил N 491 в редакции, действовавшей до 14.03.2017, содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 N 232 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 27.02.2017 N 232) в подпункт "д" пункта 11 Правил N 491 внесены изменения, согласно которым из состава работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме исключен сбор и вывоз твердых бытовых отходов.
Данные изменения вступили в силу 14.03.2017 г.
Следовательно, в соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил N 491 в редакции, действующей с 14.03.2017, содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
В тоже время, пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 27.02.2017 N 232 предусмотрено, что изменения, утвержденные настоящим Постановлением, применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с ТКО в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО.
Таким образом, поскольку в спорный период (с января 2017 года по март 2019 года) региональный оператор по обращению с ТКО в Хабаровском крае определен не был, соответственно, соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО с ним не заключалось, настоящий спор подлежит рассмотрению с учетом положений подпункта "д" пункта 11 Правил N 491 в редакции, действовавшей до 14.03.2017, при этом новая редакция подпункта "д" пункта 11 Правил N 491 при рассмотрении настоящего дела применению не подлежит.
Учитывая положения части 1 статьи 39, части 1 статьи 158 ЖК РФ, пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ, подпункта "д" пункта 11 Правил N 491 (в редакции, действовавшей до 14.03.2017), плата за услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за содержание жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В силу части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Следовательно, установление размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, управление которым осуществляет управляющая организация или непосредственно собственники помещений, относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В ходе проверки общество не представило Управлению доказательств, подтверждающих принятие общим собранием собственников помещений в МКД решения о размере платы за услугу "утилизация отходов", а равно как и решения о необходимости включения платы за такую услугу в платежные документы отдельной строкой.
Вследствие этого, вывод Управления о том, что самостоятельное начисление обществом платы за обращение с твердыми коммунальными отходами ("утилизация отходов") противоречит требованиям жилищного законодательства, является обоснованным.
Кроме того, как было указано выше, ООО УК "ДВСРК" осуществляет деятельность по управлению МКД на основании договора управления от 31.12.2009 N Мш6, заключенного с собственниками жилых и нежилых помещений в МКД.
В силу части 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом, в числе прочего, должны быть указаны: перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Пунктом 1.8 договора управления предусмотрено, что перечень услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме утверждается решением общего собрания собственников помещений в МКД (Приложение N 2).
Из Приложения N 2 к Договору управления следует, что в перечень услуг (работ) по содержанию общего имущества в МКД включена услуга "Вывоз ТБО" (строка 1.5 Приложения N 2).
Пунктом 4.2 Договора управления определена стоимость услуг (работ) по содержанию и ремонту общего имущества МКД, а именно: стоимость услуг, работ по содержанию общего имущества МКД составляет 14,39 руб./кв.м; стоимость работ по текущему ремонту общего имущества МКД составляет 3,58 руб./кв.м.
Таким образом, из условий Договора управления следует, что собственниками помещений в МКД и обществом согласовано включение услуги "Вывоз ТБО" в перечень услуг, работ по содержанию общего имущества в МКД, а также согласована стоимость указанных услуг (работ) в размере 14,39 руб./кв.м.
Вследствие этого, из содержания договора управления следует, что стоимость услуги "Вывоз ТБО" входит в общую стоимость услуг, работ по содержанию общего имущества МКД, равную 14,39 руб./кв.м, как составная часть.
При этом в соответствии с пунктом 4.2 Договора управления размер платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества МКД может быть изменен не иначе, как в порядке, установленном действующим законодательством либо условиями настоящего договора.
В силу пункта 3.2.7 Договора управления общество имеет право изменять размер платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества МКД в соответствии с действующим законодательством и условиями настоящего договора.
При этом Договор управления не содержит каких-либо специальных положений, регулирующих основания и условия изменения обществом в одностороннем порядке без проведения общего собрания собственников помещений в МКД размера платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества данного МКД.
Следовательно, из буквального толкования пунктов 3.2.7, 4.2 Договора управления следует, что общество не наделено правом по своему усмотрению в одностороннем порядке без соответствующего решения общего собрания собственников помещений в изменять размер платы за содержание и ремонт общего имущества МКД (14,39 + 3,58 = 17,97 руб./кв.м), а также составные части указанной платы, в том числе стоимость услуг, работ по содержанию общего имущества МКД (14,39 руб./кв.м).
По пункту 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 ГК РФ).
Таким образом, основным способом установления и изменения размера платы за содержание жилого помещения (всех ее составных частей, включая плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме) для собственников является волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме, выраженное в соответствующем решении, принимаемом на общем собрании собственников помещений в данном доме.
Как верно установил суд первой инстанции, учитывая, что по условиям Договора управления стоимость услуги "Вывоз ТБО" входит в общую стоимость услуг, работ по содержанию общего имущества МКД (14,39 руб./кв.м.), произведенное обществом начисление платы за услугу "утилизация отходов" (16,31 руб./чел.) сверх платы за услуги, работы по содержанию общего имущества МКД фактически является незаконным увеличением стоимости услуг, работ по содержанию общего имущества МКД.
Таким образом, взимание платы за услугу "утилизация отходов" (16,31 руб./чел.), которое осуществлялось обществом сверх платы за услуги, работы по содержанию общего имущества МКД (14,39 руб./кв.м), указывает на то, что в данном случае общество самостоятельно в одностороннем порядке изменило размер платы за содержание общего имущества МКД, что привело к нарушению требований части 7 статьи 156 ЖК РФ, согласно которой размер платы за содержание жилого помещения (всех ее составных частей, включая плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме) определяется на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, а заключение обществом с ООО "Зенит-Дальний Восток", ООО "ИНА-ДВ", ООО "Сириус-ДВ" договоров на оказание услуг, связанных с обращением с отходами, само по себе не освобождает общество от обязанности вынести на обсуждение общего собрания собственников помещений в МКД вопрос о размере платы за услугу "утилизация отходов" (часть 7 статьи 45 ЖК РФ) и о необходимости отражения указанной платы в платежных документах отдельной строкой.
Доводы общества о том, что согласно пункту 4.2 договора управления размер платы по договору не включает стоимость услуг по утилизации отходов, поскольку размер платы является регулируемым и устанавливается в ином порядке, правомерно не приняты судом, поскольку в силу жилищного законодательства работы по обеспечению вывоза бытовых отходов определены как обязательный и неотъемлемый элемент содержания общего имущества многоквартирного дома, Общество не наделено правом в одностороннем порядке, без решения общего собрания собственников помещений в МКД, изменять размер платы за содержание и ремонт общего имущества МКД.
На основании вышеизложенного, вывод Управления о нарушении обществом лицензионных требований, выразившихся в неправомерном начислении собственникам помещений в МКД платы за услугу "утилизация отходов" и выставлении указанной платы отдельной строкой в платежных документах в период с сентября 2017 года по момент проведения проверки (по март 2019 года, включительно), является правомерным.
Суд отклоняет ссылки Общества на Федеральный закон от 29.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", Постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 30.11.2016 г. N 42/2 "Об установлении тарифов на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов (тарифы на услуги по утилизации) для потребителей ООО "ИНА-ДВ" на 2017 - 2019 годы", поскольку указанные нормативные правовые акты регулируют вопросы ценообразования в области обращения с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами, что к предмету рассматриваемого дела не относится.
В силу подпункта "л" пункта 69 Правил N 354 в платежном документе указываются другие сведения, подлежащие в соответствии с Правилами N 354, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Вместе с тем, в материалы настоящего дела общество не представило доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, позволяющих в соответствии с подпунктом "л" пункта 69 Правил N 354 включать в платежные документы какие-либо другие сведения.
Иные приведенные в ходе судебного разбирательства доводы заявителя о законности начисления обществом платы за услугу "утилизация отходов" и выставлении указанной платы в платежных документах собственникам помещений в МКД суд также отклоняет, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Как верно установлено судом, грубых нарушений, влекущих в силу статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ недействительность результатов проверки, Управлением при проведении внеплановой документарной проверки общества допущено не было.
На основании изложенного выше, арбитражный суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание от 19.04.2019 N П2019-02-0300 соответствует действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересы заявителя в предпринимательской деятельности, в связи с чем, правомерно отказано в удовлетворении требований общества.
Доводы заявителя апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 17.01.2020 по делу N А73-8421/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8421/2019
Истец: ООО "УК "ДВСРК", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ СЕРВИСНО-РЕМОНТНАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Комитет государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края, Комитет регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
Третье лицо: Савостина Н.В., Тайкова Т.И.
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2378/20
26.03.2020 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-951/20
17.01.2020 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-8421/19
15.05.2019 Определение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-8421/19