г. Челябинск |
|
24 марта 2020 г. |
Дело N А07-31464/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.12.2019 по делу N А07-31464/2019.
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Пласт" - Вахитов А.М. (паспорт, доверенность N 09-01/20-02 от 09.01.2020), Екимов А.Г. (паспорт, доверенность N 09-01/20-01 от 09.01.2020).
Общество с ограниченной ответственностью "Пласт" (далее - заявитель, ООО "Пласт", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо 1, Администрация), к Управлению земельных и имущественных отношений городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо 2, Управление) о признании незаконным отказа в выдаче документально оформленного согласия для получения лицензии на выполнение работ по геологическому изучению, разведки и подсчету запасов общераспространенных полезных ископаемых на земельном участке, расположенном на правом берегу реки Белой близи села Нагаево Октябрьского района ГО г. Уфа площадью 60,1 га.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.12.2019 (резолютивная часть объявлена 25.12.2019) требования общества удовлетворены: признано незаконным, не соответствующим п.5 ч.2 ст. 11 Закона РБ N 144-З от 23.12.2004 "О порядке получения права пользования участками недр местного значения в Республике Башкортостан" решение Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об отказе в даче согласия собственника земельного участка для целей недропользования, выраженное в письме N 26829 от 06.09.2019.
В качестве восстановительной меры суд первой инстанции обязал Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в 30-ти дневный срок с момента вступления решения в законную силу направить в адрес ООО "Пласт" согласие собственника земельного участка на предоставление земельного участка, расположенного на правом берегу реки Белой вблизи села Нагаево Октябрьского района ГО г.Уфа, площадью 60,1 га, для целей недропользования.
Также решением суда первой инстанции взыскано с Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу ООО "Пласт" расходы на оплату госпошлины в размере 3 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление земельных и имущественных отношений городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилось с апелляционной жалобой в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новое решение, отказав в удовлетворении требований общества.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что в отсутствие утвержденного уполномоченным органом порядка предоставления согласия собственника на момент подачи и рассмотрения заявления общества, орган местного самоуправления не имел правовых оснований для предоставления соответствующего согласия.
Податель жалобы отмечает, что порядок получения согласия собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление земельного участка для целей недропользования, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17.10.2019 N 640, не подлежит применению, поскольку заявитель обратился в Управление 05.08.2019, т.е. до момента утверждения указанного порядка.
Также Управление указывает, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республика Башкортостан, испрашиваемый заявителем земельный участок находится в территориальной зоне Р2, предназначенной для пассивного отдыха, объектов здравоохранения, размещения учреждений рекреационно-оздоровительного назначения, объектов санаторно-курортного лечения, отдыха и туризма.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции заявителем представлен возражения на апелляционную жалобу, в котором указано, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения указанной информации на официальном сайте в сети Интернет, в судебное заседание представители заинтересованных лиц не явились.
С учетом мнения заявителя в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заинтересованных лиц.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением N 1053 от 22.05.2018 Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан выдало обществу с ограниченной ответственностью "Пласт" разрешение на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена площадью 86,07 га, с целью осуществления геологического изучения недр.
Решением N 1314 от 29.06.2018 Управление отменило ранее выданное им решение N 1053 от 22.05.2018 о выдаче разрешение на использование земель.
Заявитель обратился в Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан с заявкой на предоставление права пользования недрами для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений песчано-гравийной смеси на участке Аксаковский, расположенном на землях городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
В своем письме за N 06/1115 от 10.01.2019 Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее также- Министерство, Минэкологии РБ), сообщило, что в соответствии с требованиями пункта 2.7.5.1 Административного регламента Минэкологии РБ по предоставлению государственной услуги "Лицензирование пользование участками недр местного значения", утвержденного Приказом Минэкологии РБ от 12.03.2013 N 81, к заявлению на получение права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространённых полезных ископаемых прилагается, в том числе, документально оформленное согласие собственника земельного участка.
Также Министерство указано, что в соответствии с пунктом 3.2.1.3 Административного регламента заявка на предоставление права пользования недрами на участке Аксаковский рассмотрена на заседании комиссии и комиссией принято решение о включении участка недр Аксаковский в проект Перечня N 47 участков недр местного значения по Республике Башкортостан. Перечень N 47 согласован в установленном порядке.
Учитывая отсутствие документально оформленного согласия собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление соответствующего земельного участка для целей недропользования, Минэкологии РБ не имеет правовых оснований для предоставления права пользования недрами для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений на участке Аксаковский.
Во исполнение Административного регламента Минэкологии РБ, заявитель обратился к главе Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением N б/н от 05.08.2019, с просьбой выдать документально оформленное согласие для дальнейшего получения лицензии на выполнение работ по геологическому изучению, разведки и подсчету запасов общераспространенных полезных ископаемых.
В ответном письме за N 26829 от 06.09.2019 Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа, указало, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки ГО г. Уфа РБ, земельный участок согласно представленной схеме расположения, находится на территориальной зоне "Р-2", учитывая изложенное, основания для согласования отсутствуют.
Полагая, что отсутствие документально оформленного согласия от собственника земельного участка, нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, так как согласно Административного регламента Минэкологии РБ для предоставления права пользования недрами для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений на участке Аксаковский, необходимо представить полный перечень документов, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав письменные доказательства по делу, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему выводу.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Рассматривая требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ Администрации городского округа город Уфа в выдаче документально оформленного согласия собственника земельного участка для целей недропользования на выполнение работ по геологическому изучению, разведки и подсчету запасов общераспространенных полезных ископаемых на земельном участке, расположенном на правом берегу реки Белой близи села Нагаево Октябрьского района ГО г. Уфа площадью 60,1 га, противоречит нормам Закона Республики Башкортостан, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также ввиду внесения заявителя в Перечень N 47 (утвержденного приказом Федерального агентства по недропользованию от 15.06.2012 N687) делает невозможным выполнение государственной задачи по определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых и развитие минерально-сырьевой базы в Республике Башкортостан.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс, ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В пунктах 7, 8, 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации даны основные понятия, используемые в целях настоящего Кодекса:
градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения;
территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;
правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки.
Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Таким образом, Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Согласно пункту 9 статьи 1, части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей.
Исходя из положений пункта 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утверждение генерального плана поселения и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Из материалов дела следует, что основанием отказа Управления в выдаче заявителю согласия собственника на предоставление земельного участка, расположенного на правом берегу реки Белой вблизи сел Нагаево Октябрьского района городского округа город Уфа площадью 86.07 га (далее также - спорный земельный участок) для целей недропользования явился тот факт, что испрашиваемый обществом земельный участок находится в зоне Р-2, предназначенной для пассивного отдыха, объектов здравоохранения, размещения учреждений рекреационно-оздоровительного назначения, объектов санаторно-курортного лечения, отдыха и туризма, а также обслуживающих объектов, вспомогательных по отношению к основному назначению зоны, этажностью не более 5 надземных этажей. Допускается строительство обслуживающих культурно-развлекательных объектов, спортивных сооружений и комплексов, спортивных сооружений и комплексов, связанных с выполнением рекреационных функций территории. Зона предназначена для сохранения природного ландшафта, экологически чистой окружающей среды, а также для организации отдыха и досуга населения.
Как установлено судом, Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 22.08.2008 N 7/4 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования - городского округа город Уфа (далее - Правила землепользования), в соответствии с которыми спорный земельный участок отнесен к территориальной зоне Р-2.
Факт нахождения спорного земельного участка в территориальной зоне Р-2 не оспаривается заявителем.
Поскольку на момент обращения общества с заявлением о выдаче согласия собственника земельного участка на предоставление земли для целей недропользования действовали Правила землепользования и застройки, использование земельного участка должно соответствовать территориальному зонированию муниципального образования и видам разрешенного использования испрашиваемого земельного участка. В соответствии с Правилами землепользования и застройки, спорный земельный участок расположен в зоне Р-2, в которой не предусмотрено использование спорного земельного участка в целях недропользования, в том числе и для геологического изучения недр (статья 44 Правил землепользования).
Как указано судом ранее, в силу земельного и градостроительного законодательства исполнение градостроительных регламентов обязательно для всех землепользователей
Таким образом, обжалуемый отказ заинтересованного лица, выраженный в письме Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа от 06.09.2018 N 26829, соответствует требованиям закона и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Ссылки общества на выписки из единого реестра прав на недвижимость от 09.12.2019 (л.д. 62-71) судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку, исходя из текста заявления общества, невозможно установить достоверно о том, что испрашиваемый заявителем земельный участок состоит из тех участков, сведения о которых содержатся в указанных выписках.
Кроме того, выписки от 09.12.2019 выданы после обращения общества с заявлением 05.08.2019 в Управление и получения письма от 06.09.2019 с отказом в выдаче согласия на предоставление земельного участка для целей недропользования.
Также коллегия судей отмечает, что факт уменьшения площади испрашиваемого обществом земельного участка с размера 86,07 га до размера 60,1 га не подтверждается материалами дела.
Довод общества о том, что отсутствие вида разрешенного использования для геологического изучения недр среди разрешенных видов использования на испрашиваемый участок не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка для недропользования, подлежит отклонению как основанный на неверном толковании обществом норм земельного и градостроительного законодательства.
Также не принимается ссылка заявителя на положения Закона Российской Федерации "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 и Закона Республики Башкортостан N 144-З от 23.12.2004 "О порядке получения права пользования участками недр местного значения в Республике Башкортостан", так как в рассматриваемом случае предоставление земельного участка регламентируется нормами земельного и градостроительного законодательства.
При таких обстоятельствах отказ Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа, изложенный в письме N 26829 от 06.09.2019 об отказе в выдаче согласия на предоставление земельного участка для целей недропользования, признан судом первой инстанции незаконным необоснованно.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.12.2019 следует отменить (пункт 3 части 1, пункт 1 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в удовлетворении заявленных требований ООО "Пласт" - отказать.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.12.2019 по делу N А07-31464/2019 отменить.
В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Пласт" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-31464/2019
Истец: ООО "ПЛАСТ"
Ответчик: Администрация ГО г.Уфа РБ, УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4149/20
24.03.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1533/20
27.12.2019 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-31464/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-31464/19