г. Владимир |
|
25 марта 2020 г. |
Дело N А43-45952/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Москвичевой Т.В., рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу кредитного потребительского кооператива "Нижегородский кредитный союз "Взаимные инвестиции-Гороховец" (ИНН на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.01.2020 по делу N А43-45952/2019, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению кредитного потребительского кооператива "Нижегородский кредитный союз "Взаимные инвестиции-Гороховец" о признании незаконным и отмене постановления Волго-Вятского Главного управления Центрального банка Российской Федерации от 15.10.2019 N ТУ-22-ЮЛ-19/22244/1020-1.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В ходе работы Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк) установлено несоблюдение кредитным потребительским кооперативом "Нижегородский кредитный союз "Взаимные инвестиции-Гороховец" (далее - Кооператив) финансовых нормативов, установленных частью 4 статьи 6 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ).
Усмотрев в деянии Кооператива признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьей 15.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо административного органа 01.10.2019 составило в отношении Кооператива протокол об административном правонарушении N ТУ-22-ЮЛ-19-22244/1020-1.
По результатам рассмотрения материалов административного дела Банком 15.10.2019 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N ТУ-22-ЮЛ-19-22244/1020-1 о привлечении Кооператива к административной ответственности по части 1 статьи 15.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 31 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Кооператив обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением от 21.01.2020 Кооперативу в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Кооператив ссылается на необоснованное неприменение судом первой инстанции положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кооперативом заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела заключения специалиста Новикова Р.В. от 11.02.2020.
В соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
Поскольку оснований для перехода к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для суда первой инстанции, судом не установлено, ходатайство о приобщении к делу дополнительных документов подлежит отклонению на основании статей 159, 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Банк в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 1 статьи 15.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение кредитным кооперативом финансовых нормативов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о кредитной кооперации, или нормативов финансовой деятельности, предусмотренных законодательством о сельскохозяйственной кооперации.
B соответствии со статьей 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон N 86-ФЗ) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями (далее - НФО) и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами, в том числе за микрофинансовыми организациями.
Согласно статье 76.5 Федерального закона N 86-ФЗ Банк России проводит проверке деятельности НФО, направляет НФО обязательные для исполнения предписания, а также применяет к НФО предусмотренные федеральными законами иные меры.
В силу статьи 76.1 Федерального закона N 86-ФЗ кредитные потребительские кооперативы относятся к некредитным финансовым организациям. .
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) Банк России осуществляет контроль и надзор за соблюдением кредитными кооперативами требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России с учетом особенностей, установленных статьей 35 настоящего Федерального закона.
Часть 4 статьи 6 Федерального закона N 190-ФЗ устанавливает, что кредитный кооператив обязан соблюдать финансовые нормативы, в том числе соотношение суммы денежных требований кредитного кооператива, срок платежа по которым наступает в течение двенадцати месяцев, и суммы денежных обязательств кредитного кооператива погашения по которым наступает в течение двенадцати месяцев.
Указание N 3916-У устанавливает числовые значения и порядок расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов, предусмотренных частью 4 статьи 6 Федерального закона N 190-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1.13 Указания N 3916-У финансовый норматив соотношения части активов кредитного кооператива, включающей в себя денежные средства, средства, размещенные в государственные и муниципальные ценные бумаги, задолженность по сумме основного долга, образовавшуюся в связи с предоставлением займов кредитным кооперативом, и общего размера денежных средств, привлеченных кредитным кооперативом (ФН7), рассчитывается по формуле:
*,
где:
ДС - денежные средства;
ГЦБ - средства, размещенные в государственные и муниципальные ценные бумаги;
ЗЗ - общий размер задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с
предоставлением займов кредитным кооперативом членам кредитного кооператива
(пайщикам) и кредитным кооперативам второго уровня;
ПДС - задолженность по сумме привлеченных денежных средств кредитного кооператива.
В расчет значения ДС не включаются средства на банковских счетах в кредитных организациях, имеющих присвоенный кредитный рейтинг ниже нижней границы уровня, установленного Советом директоров Банка России.
Согласно пункту 1.14 Указания N 3916-У минимальное допустимое числовое значение финансового норматива ФН7 устанавливается в размере 70 процентов.
Пунктом 3 Указания N 3916-У предусмотрено, что расчет финансовых нормативов осуществляется на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитного кооператива.
Согласно пункту 35 Приказа Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)" бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто - оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
В соответствии с пунктом 37 Приказа Минфина России от 10.12.2002 N 126н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02" (далее - Положение ПБУ 19/02) устойчивое существенное снижение стоимости финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, ниже величины экономических выгод, которые организация рассчитывает получить от данных финансовых вложений в обычных условиях ее деятельности, признается обесценением финансовых вложений.
В этом случае на основе расчета организации определяется расчетная стоимость финансовых вложений, равная разнице между их стоимостью, по которой они отражены в бухгалтерском учете (учетной стоимостью), и суммой такого снижения.
Согласно пункту 38 Положение ПБУ 19/02 в случае возникновения ситуации, в которой может произойти обесценение финансовых вложений, организация должна осуществить проверку наличия условий устойчивого снижения стоимости финансовых вложений.
В бухгалтерской отчетности стоимость таких финансовых вложений показывается по учетной стоимости за вычетом суммы образованного резерва под их обесценение.
Таким образом, при расчете норматива ФН7 показатель "ЗЗ" указывается с учетом корректировки на суммы созданных резервов.
Как следует из материалов дела, согласно ответу Кооператива на запрос Банка России о предоставлении информации N Т1-52-4-15/57019 от 23.05.2019 количество членов Кооператива по состоянию на 31.03.2019 составляет 1293 пайщиков.
Согласно оборотно-сальдовой ведомости Кооператива за I квартал 2019 года, денежные средства Кооператива на 31.03.2019 составляют 1 739 272 рублей 56 копеек, в том числе находящиеся в кассе - 75 193 рублей 77 копеек (счет 50 "Касса") и на расчетных счетах - 1 664 078 рублей 79 копеек (счет 51 "Расчетные счета").
Средства, размещенные в государственные и муниципальные ценные бумаги, у Кооператива отсутствуют.
В соответствии с пунктом 9.3 Положения N 1 к Приказу N 5/2 от 29.12.2018 "Положения об учетной политике КПК "ВИ-Гороховец" (далее - Положение об учетной политике) сумма предоставленного члену Кооператива процентного займа учитывается в составе финансовых вложений и отражается на счете 58 "Финансовые вложения".
Согласно главе 10 Положения об учетной политике привлеченные денежные средства отражаются на счетах 66, 67.
В соответствии с пунктом 11.6.8 Положения об учетной политике в бухгалтерском учете для обобщения информации о наличии и движении резервов на возможные потери по займам по сумме основного долга предназначен счет 59 "Резервы под обесценивание финансовых вложений", в части требований по начисленным процентам предназначен счет 63 "Резервы по сомнительным долгам в части требований по начисленным процентам".
Согласно оборотно-сальдовой ведомости Кооператива за I квартал 2019 года и расшифровки выданных займов на 31.03.2019, общий размер задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займов Кооперативом своим членам (пайщикам) (показатель ЗЗ), на 31.03.2019 составляет 14 607 075,29 руб. (счет 58 "Финансовые вложения").
Вместе с тем, указанная сумма включает в себя сумму выданных займов, являющихся неликвидными, под которые Кооперативом сформированы резервы под обеспечение финансовых вложений в размере 6 171 895 рублей 24 копеек.
Таким образом, общий размер задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займов Кооперативом своим членам (пайщикам) (показатель ЗЗ) составляет 8 435 180 рублей 05 копеек (14 607 075,29-6 171 895,24=8 435 180,05).
Задолженность по сумме привлеченных денежных средств Кооператива (показатель ПДС) составляет 22 736 304 рублей, в том числе краткосрочная задолженность в размере 8 019 054 рублей (счёт 66.05 "Краткосрочные сбережения, привлеченные от пайщиков") и долгосрочная задолженность в размере 14 717 250 рублей (счёт 67.05 "Долгосрочные сбережения, привлеченные от пайщиков").
Таким образом, числовое значение ФН7 на 31.03.2019 составляет: 1 739 272,56. + 8 435 180,05/22 73*6 304*100% = 44,75 %, что ниже установленного пунктом 1.14 Указания N 3916-У максимально допустимого значения 70%.
Кроме того, 04.12.2017 между Кооперативом (Цедент) и Союзом Развития и поддержки микрофинансирования и кредитной кооперации (Цессионарий) заключен договор уступки прав требования (цессии) N 1 (далее - Договор).
Согласно пункту 1.1 Договора Цедент передал Цессионарию право требования по договорам займа к должникам (согласно Приложению 1) в размере 4 837 302,98 руб. Согласно пояснениям Кооператива, 26.04.2018 Цессионарий частично погасил задолженность.
Как следует из расчета финансовых нормативов, представленных Кооперативом в ответ на Запрос, в расчет показателя ЗЗ при расчете финансового норматива (ФН7), включена задолженность Цессионария по Договору в размере 3 892 348 рублей 98 копеек. В этой связи числовое значение ФН7, рассчитанное Кооперативом по состоянию на 31.03.2019, составило: 1 739272,56 + 8 435 180,05 13 892 348,98/22 736 304*100% = 61,87 %.
Вместе с тем, при расчете финансового норматива указанная задолженность Цессионария не подлежит включению в показатель общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займов кредитным кооперативом членам кредитного кооператива (пайщикам), поскольку относится к расчетам с прочими поставщиками (счет 76.05).
Факт совершения Кооперативом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела
Доказательства, свидетельствующие о том, что Кооператив предпринял все зависящие от него меры к выполнению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Кооператива состава административного правонарушения, предусмотренного в части 1 статьи 15.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов административного дела Кооператив извещался надлежащим образом.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом соблюден.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел в действиях Кооператива малозначительности вмененного деяния. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение. В рассматриваемом случае не установлено наличие совокупности всех условий, при которых в соответствии с положениями части 2 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допускается замена административного штрафа предупреждением.
Устранение допущенного правонарушения является прямой обязанностью Кооператива и не свидетельствует о наличии оснований для освобождения его от административной ответственности.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.01.2020 по делу N А43-45952/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу потребительского кооператива "Нижегородский кредитный союз "Взаимные инвестиции-Гороховец" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Т.В. Москвичева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-45952/2019
Истец: Кредитный Нижегородский Кредитный союз Взаимные инвестиции- Гороховец
Ответчик: Волго-Вятское главное управление Центрального Банка РФ