г. Хабаровск |
|
26 марта 2020 г. |
Дело N А73-23216/2019 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Е.Г.Харьковской, рассмотрев в судебном заседании без вызова участвующих в деле лиц апелляционную жалобу финансового управления администрации муниципального района имени Лазо на решение от 04.02.2020
по делу N А73-23216/2019 Арбитражного суда Хабаровского края в порядке упрощенного производства по заявлению финансового управления администрации муниципального района имени Лазо к государственному учреждению Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 7 о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
финансовое управление администрации муниципального района имени Лазо (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края о признании недействительным решения о возмещении расходов от 07.11.2019 N 65/ПДС государственного учреждения Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 04.02.2020 по делу N А73-23216/2019 в удовлетворении заявленных управлением требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 04.02.2020 по делу N А73-23216/2019 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы управление ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дополнении к ней, отзыве Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Страховое обеспечение в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется согласно Федеральному закону от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) в связи с таким социальным страховым риском, как утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода при наступлении страхового случая, а именно при осуществлении ухода за ребенком в возрасте до полутора лет.
Условия, размеры и порядок обеспечения этим пособием определяются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), и Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) закрепляющими право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком матерью ребенка либо его отцом, другим родственником, опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном на основании статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 7 Закона N 165-ФЗ видами социальных страховых рисков является утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Закона N 165-ФЗ страховым случаем признаются, в частности, беременность и роды, уход за ребенком в возрасте до полутора лет.
На основании решения от 26.08.2019 отделением в отношении управления была проведена выездная проверка правильности расходов, произведенных страхователем, на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В акте от 30.09.2019 страховщик указал на выявленные нарушения, которые заключаются в излишне понесенных страховщиком расходах в части выплаты страхового возмещения работнику страхователя Воробей Л.В. в размере 85 828,38 руб. в связи с неполнотой представленных страхователем сведений о сокращении продолжительности рабочего времени и времени по осуществлению ухода за ребенком.
По результатам рассмотрения акта филиалом N 7 отделения ФСС принято решение от 07.11.2019 о возмещении расходов. Решением страхователю предложено в добровольном порядке возместить на расчетный счет страховщика расходы в сумме 85 828,38 руб., излишне понесенные территориальным органом ФСС в связи с неполнотой представленных страхователем сведений.
О незаконности решения отделения от 07.11.2019 управление обратилось в арбитражный суд, который обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.
С 01.07.2012 Хабаровский край является участником пилотного проекта ФСС, который подразумевает выплату социальных пособий без участия страхователей. Регионы - участники проекта и порядок действий при выплате пособий регламентируется в частности Положением об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения указано, что при наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия.
Согласно пункту 3 Положения страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом заявления и документов представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия.
Страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют в сроки, установленные пунктом 3 настоящего Положения, в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (далее - реестр сведений), в электронной форме по форматам, установленным Фондом. Формы реестров сведений и порядок их заполнения утверждаются Фондом (пункт 4 Положения).
В силу пункта 4(2) Положения, страхователь в 3-дневный срок направляет в территориальный орган Фонда уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае начала (возобновления) его работы на условиях полного рабочего дня, наличие которых явилось основанием для назначения и выплаты соответствующего пособия. Форма такого уведомления утверждается Фондом.
На основании пункта 9(1) Положения, суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, могут быть с него взысканы в случаях и порядке, которые предусмотрены частью 4 статьи 15 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
В соответствии с пунктом 16 Положения за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Застрахованному лицу Воробей Л.В. для назначения и выплаты пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет страхователем в филиал N 7 отделения ФСС был представлен электронный реестр сведений, содержащий необходимые сведения в отношении застрахованного лица. Фондом ежемесячно выплачивалось Воробей Л.В. соответствующее пособие.
В ходе выездной проверки отделением установлено, что Воробей Л.В. с 01.11.2016 считается вышедшей из отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет на условиях неполного рабочего дня основание: личное заявление и приказ от 01.11.2016.
Согласно приказа управления от 01.11.2016 считать вышедшей из отпуска по уходу за ребенком до полутора лет и приступившей к своим обязанностям Воробей Л.В. с 01.11.2016 с оплатой труда по должностному окладу на неполное рабочее время с продолжительностью рабочего дня: понедельник - пятница с 09.00 до 17.00 часов, перерыв для отдыха и питания с 13.00 до 14.00; выходные дни суббота, воскресенье.
Поскольку указанная информация от страхователя не поступила, отделение с 01.11.2016 по 10.03.2017 продолжало перечислять Воробей Л.В. ежемесячно пособие по уходу за ребенком в размере 19 855,82 руб.
Отделением в ходе выездной проверки на основании приказа от 01.11.2016 и табелей учета рабочего времени за ноябрь 2016 года - март 2017 года установлено, что сокращенный рабочий день Воробей Л.В. составляет 7 часов.
По соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя (статья 93 ТК РФ).
Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет.
В целях защиты интересов лиц, совмещающих уход за ребенком с работой в режиме неполного рабочего времени, согласно части 2 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ предусмотрена возможность сохранения за ними права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком при условии, что они находятся в отпуске по уходу за ребенком, работают на условиях неполного рабочего времени и продолжают осуществлять уход за ребенком.
Таким образом, предусмотренное право указанных лиц на получение пособия по уходу за ребенком компенсирует заработок, утраченный из-за неполного рабочего времени, сокращение которого вызвано необходимостью в оставшееся рабочее время продолжать осуществлять уход за ребенком.
Кроме того, большая часть времени лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком и работающего на условиях неполного рабочего времени должна быть посвящена уходу за этим ребенком, а не трудовой деятельности и снижение (ограничение) рабочего времени или изменения графика работы не может свидетельствовать об осуществлении работающим застрахованным лицом фактического ежедневного ухода за ребенком и наличию страхового риска, а расценивается как злоупотребление правом в целях получения дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств Фонда.
Сокращение рабочего времени на 1 час в день, не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка.
Таким образом, выход на работу на условиях неполного рабочего дня застрахованному лицу оформляется по согласованию с работодателем отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет. При этом работодатель должен позволять застрахованному лицу в оставшееся рабочее время осуществлять уход за ребенком. В данном случае в оставшейся 1 час рабочего времени ежедневно не возможно осуществить уход за ребенком.
Между тем, получение работниками пособия по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет призвано компенсировать заработок, утраченный ими из-за неполного рабочего времени, сокращение которого вызвано необходимостью в оставшееся рабочее время продолжать осуществлять уход за ребенком.
Довод жалобы о том, что Воробей Л.В. проживает в шаговой доступности от места работы, не обоснован, поскольку не свидетельствует о не законности вынесенного отделением решения о возмещении расходов излишне понесенные территориальным органом ФСС в связи с неполнотой представленных страхователем сведений.
Выплата пособия по уходу за ребенком возможна при наличии двух оснований: работник фактически осуществляет уход за ребенком и работает на условиях неполного рабочего времени, причем ежемесячное пособие компенсирует утраченный заработок и не является дополнительным материальным обеспечением.
В данном случае страховщиком с 01.11.2016 установлен застрахованному лицу режим работы: 5 дневная рабочая неделя, время ежедневной работы 7 часов. Каждый нормированный рабочий день недели сокращен на 1 час.
Апелляционный суд соглашается с выводом о том, что при установленном режиме работы исключается необходимый объем фактического ухода за ребенком такого возраста. И в этом случае выплаченное пособие представляет собой дополнительное материальное обеспечение работника, квалифицируемое в качестве трудовой выплаты. Что согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 18.07.2017 N 307-КГ17-1728, от 08.10.2018 N 309-КГ18-15106.
В силу пункта 16 Положения, расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что отделением фонда понесены излишние расходы на выплату пособия застрахованному лицу в связи с непредставлением управлением полных сведений. Оспоренное решение отделения фонда соответствует приведенному выше законодательству.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 04.02.2020 по делу N А73-23216/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Е.Г. Харьковская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-23216/2019
Истец: Финансовое управление Администрации муниципального района имени Лазо
Ответчик: ГУ Хабаровское РО Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ ХАБАРОВСКОЕ РО ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Филиал N7