г. Москва |
|
26 марта 2020 г. |
Дело N А41-91931/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Виткаловой Е.Н., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от ООО "Астрея": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Администрации городского округа Балашиха Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от КУИ Администрации городского округа Балашиха: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Балашиха Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 10.01.2020 года по делу N А41-91931/19, принятое по заявлению ООО "Астрея" к Администрации городского округа Балашиха Московской области, КУИ Администрации городского округа Балашиха об оспаривании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Астрея" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения Администрация городского округа Балашиха Московской области об отказе в утверждении схемы раздела земельного участка, изложенного в письме от 01.08.2019 г. N 7542/2, обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях раздела земельного участка КН 50:50:0030201:1 на три земельных участка.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.01.2020 года по делу N А41-91931/19 требования ООО "Астрея" удовлетворены в части признания незаконным решения Администрация городского округа Балашиха Московской области об отказе в утверждении схемы раздела земельного участка, изложенное в письме от 01.08.2019 г. N 7542/2. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований, Администрация городского округа Балашиха Московской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в указанной части отменить, в удовлетворении требования о признании незаконным решения Администрация городского округа Балашиха Московской области об отказе в утверждении схемы раздела земельного участка, изложенное в письме от 01.08.2019 г. N 7542/2 отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик сослался на то, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм процессуального и материального права.
Протокольным определением от 18.03.2020 объявлен перерыв в судебном заседании по настоящему делу до 23 марта 2020 года.
23.03.2020 представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, направили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, ч. 5 ст. 268 АПК РФ только в обжалуемой части, так как соответствующих возражений сторонами не заявлено.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отмене решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований и судебных расходов, ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Астрея" является собственником торгового центра с внутриплощадными инженерными сетями, площадью 2 459, 8 кв.м. (кадастровый номер 50:50:0030201:38), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Указанное здание расположено на земельном участке КН 50:50:0030201:1 площадью 3 600 кв.м., предоставленном Обществу в аренду по договору N 2235 от 04.04.2006 г.
На указанном земельном участке, помимо принадлежащего Обществу здания (кадастровый номер 50:50:0030201:38) расположена дорога общего пользования.
Часть земельного участка расположена в охранной зоне газораспределительной сети.
Поскольку часть земельного участка КН 50:50:0030201:1 на которой расположена дорога общего пользования не подлежит приватизации в порядке ст. 39.20 ЗК РФ, а часть земельного участка, расположенная в охранной зоне газораспределительной сети не может быть использована для целей строительства, 04 июля 2019 года Общество обратилось в Администрацию с заявлением (N 1-вх-19806/9) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях раздела земельного участка с кадастровым номером 50:50:0030201:1 на три земельных участка (площадью 2373 кв.м., 428 и 796 кв.м.) в целях формирования земельного участка для эксплуатации здания торгового центра, находящегося в собственности заявителя.
Письмом Администрации от 01.08.2019 г. N 7545/2, ООО "Астрея" отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях раздела земельного участка с кадастровым номером 50:50:0030201:1 на несколько земельных участков.
Общество, полагая, что указанным решением Администрации нарушаются его права и интересы, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Признавая Решение Администрации незаконным, суд первой инстанции пришел к выводу, что оно не содержит оснований для отказа, предусмотренных ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.
При этом, отказывая в удовлетворении требования об обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях раздела земельного участка КН 50:50:0030201:1 на три земельных участка, суд первой инстанции указал, что обществом не подготовлен и не представлен Администрации сам документ, который Администрация могла бы рассмотреть и утвердить или не утвердить - а именно схема расположения и образования земельных участков в электронном виде, подготовленная с учетом требований к подготовке таких схем. В силу подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи, является самостоятельным основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Однако, судом первой инстанции не учтено, что по смыслу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса). Вместе с тем в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым отказом прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
В данном случае, необходимые условия для признания ненормативного правового акта недействительным отсутствуют, поскольку Администрацией доказано соответствие оспариваемого отказа требованиям действующего законодательства, в свою очередь, заявителем не представлено доказательств, подтверждающих нарушение его прав оспариваемым отказом.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости"), за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В соответствии с п. 7 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.
К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:
подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с частями 1, 3, 9, 10, 11, 12, 13 ст. 11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа (ч. 9 ст. 11.10 ЗК РФ).
Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или с использованием иных технологических и программных средств (ч. 10 ст. 11.10 ЗК РФ).
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, обеспечивает возможность подготовки схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта указанного федерального органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" любым заинтересованным лицом за плату (ч. 11 ст. 11.10 ЗК РФ).
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 12 ст. 11.10 ЗК РФ).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 13 ст. 11.10 ЗК РФ).
В силу ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
-несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
-полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
-разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
-несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
-расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Письмом Администрации от 01.08.2019 г. N 7545/2, Обществу отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях раздела земельного участка с кадастровым номером 50:50:0030201:1 на несколько земельных участков в связи с тем, что:
-в случае утверждения представленной схемы расположения и образования земельных участков в указанных на схеме координатах будут не соблюдены требования к образуемым земельным участкам, установленные статьей 11.9 ЗК РФ, в том числе в части их предельных минимальных размеров, для данного вида разрешенного использования, а также возможности их использования с таким видом разрешенного использования как "под торговый центр";
-вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:50:0030201:1, из которого в результате образуются земельные участки, схема расположения которых представлена, не соответствует классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 г. N 540, и не может быть установлен для образуемых земельных участков. Вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать коду Классификатора 4.2. - "объекты торговли";
- правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Балашиха Московской области, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Балашиха от 27.12.2017 N 03/50, для земельных участков с видом разрешенного использования "объекты торговли" установлен минимальный размер 5000 кв.м. Так как, площади формируемых земельных участков менее указанного размера, то их образование приведет к нарушению требований ст. 11.9. Земельного кодекса Российской Федерации.
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" установлены Приказом Минэкономразвития от 27.11.2014 N 762.
В соответствии с п. 12 Требований, утвержденных приказом Минэкономразвития от 27.11.2014 N 762, схема расположения земельного участка в форме электронного документа формируется в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем, размещаемых на официальном сайте, а также в формате HTML. Графическая информация формируется в виде файла в формате PDF в полноцветном режиме с разрешением не менее 300 dpi, качество которого должно позволять в полном объеме прочитать (распознать) графическую информацию.
Схема расположения земельного участка в форме электронного документа заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью (подписями) уполномоченного должностного лица исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, утвердившего такую схему (подписавшего соглашение, издавшего приказ, постановление, решение) - пункт 15 Требований, утвержденных приказом Минэкономразвития от 27.11.2014 N 762
Согласно части 1 приложения к Приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Министерства Экономического Развития Российской Федерации от 11.06.2015 N П/289 "Об организации работ по размещению на официальном сайте Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" XML-схемы, используемой для формирования XML-документа - схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в формате электронного документа" схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - Схема ЗУ на КПТ), подготавливаемая в форме электронного документа, состоит из набора файлов, упакованных в один ZIPархив. Одна Схема ЗУ на КПТ соответствует одному пакету. Содержимое пакета представляет из себя всегда один XML-файл, содержащий семантические сведения Схемы ЗУ на КПТ, а также один или несколько файлов с расширением PDF, в полноцветном режиме с разрешением не менее 300 dpi, содержащих графическую часть Схемы ЗУ на КПТ.
Установив отсутствие схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития от 27.11.2014 N 762 и Приказа Росреестра от 11.06.2015 N П/289, что в силу пп.1 п.1 ст.16, ст.11.10 ЗК РФ является самостоятельным основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, суд первой инстанции пришел к неверному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.
Сам отказ Администрации в утверждении не существующей схемы в любом случае являлся законным, даже если в тексте письма были изложены не совсем корректные обоснования.
Вместе с тем те основания, которые приведены Администрацией о необходимости соблюдения требований ПЗЗ и иной нормативной документацией - также являются основаниями для отказа в утверждении схем расположения и предусмотрены подпунктами 3 и 4 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, однако в настоящем деле исследовать в полном объеме правомерность данных оснований не представлялось возможным и не требовалось в силу отсутствия документа, который можно было бы подвергнуть анализу на предмет соответствия этим требованиям.
Ссылка суда первой инстанции на письмо Администрации от 15.02.2013 г., которым она рекомендовала ООО "Астрея" осуществить раздел участка с выделением мест парковки и дороги общего пользования является необоснованной, поскольку данное письмо в материалах дела отсутствует. Письмом от 13.05.2013 N 22/1132 (л.д.18) Администрация на обращение общества о согласовании схемы земельного участка под здание торгового центра сообщила о необходимости представить в комитет архитектуры и градостроительства топографическую съемку испрашиваемого земельного участка с учетом территории, необходимой для обеспечения парковочных мест автотранспорта вблизи торгового центра, с указанием границ смежных земельных участков, стоящих на кадастровом учете, а не осуществить раздел участка, как утверждает заявитель.
Более того, судом первой инстанции не учтены положения ст.4 АПК РФ, согласно которой заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Однако, в настоящем деле, никакое право Заявителя не могло быть нарушено ввиду отсутствия схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, в соответствии с требованиями вышеуказанных Приказов. Данное обстоятельство в силу ч. 3 ст.201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении требования о признании ненормативно- правового акта незаконным.
С учетом изложенного, фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно, однако выводы суда этим обстоятельствам не соответствуют, что в силу п.3 ч.1 ст.270 АПК РФ является основанием для отмены судебного акта.
В силу пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку в удовлетворении заявленных требований отказано, расходы по уплате государственной пошлины за подачу иска относятся на истца, в связи с чем, обжалуемое решение также подлежит отмене в части распределения судебных расходов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10.01.2020 года по делу N А41-91931/19 отменить в части удовлетворения требований и судебных расходов.
В удовлетворении заявления отказать в полном объеме
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-91931/2019
Истец: Администрация гор Балашиха, ООО " Астрел", ООО "Астрея"
Ответчик: Администрация ГО Балашиха, ООО "Астрел"
Третье лицо: Администрация ГО Балашиха, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА, Комитет по управлению имущестовм Администрации ГО Балашиха
Хронология рассмотрения дела:
26.03.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3320/20
10.01.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-91931/19
25.11.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-91931/19
28.10.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-91931/19