г. Киров |
|
31 января 2024 г. |
Дело N А28-6720/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.
без участия представителей,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 01.11.2023 по делу N А28-6720/2023
по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН: 6315376946, ОГРН: 1056315070350)
к государственной жилищной инспекции Кировской области (ИНН: 4345049124, ОГРН: 1024301334089)
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества "Коммунэнерго" (ИНН: 4346011123, ОГРН:1024301316280),
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - заявитель, ПАО "Т Плюс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ответчик, Инспекция, ГЖИ Кировской области) о признании незаконным и отмене постановления от 16.05.2023 N 204 по делу об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Коммунэнерго" (далее - ОАО "Коммунэнерго").
Решением Арбитражного суда Кировской области от 01.11.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГЖИ Кировской области обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, само по себе проведение работ по устранению дефектов ОАО "Коммунэнерго" не освобождает ПАО "Т Плюс" как поставщика коммунального ресурса (исполнителя коммунальной услуги) от ответственности за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальной услугой по горячему водоснабжению.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 18.12.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 19.12.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 19.10.2022 по 20.10.2022 на основании решения заместителя начальника ГЖИ Кировской области от 30.09.2022 N Ф/84/2022 проведена документарная проверка в отношении ПАО "Т Плюс" с целью проверки информации, указанной в обращении потребителя об отсутствии горячей воды в многоквартирном доме, расположенном но адресу: г. Киров, ул. Кольцова, д.13 Б (далее - МКД).
Но результатам проверки установлено, что поставка коммунального ресурса, необходимого для обеспечения потребителей коммунальной услугой горячего водоснабжения (ГВС), осуществляется ПАО "Т Плюс".
По информации Общества, направленной письмами от 21.09.2022 N 503061-07-03228 и от 12.10.2022 N 305061-07-03484, горячее водоснабжение в МКД не осуществлялось в следующие периоды: с 25.07.2022 по 01.08.2022 - по причине проведения ПАО "Т Плюс" гидравлических испытаний (на секции 3-25-01); с 02.08.2022 по 18.09.2022 - по заявке потребителя (в связи с устранением дефектов на теплотрассе ОАО "Коммунэнерго" ТК-107-ЦТП-96).
В письме администрации г. Кирова от 20.09.2022 N 4386-18-10 указано, что тепловые сети по адресу: г. Киров, ул. Кольцова, д.13Б находятся на обслуживании ОАО "Коммунэнерго"; по информации ОАО "Коммунэнерго" ресурс в МКД отсутствует с 25.07.2022 по настоящее время по причине дефектов на наружных тепловых сетях.
Проанализировав полученную информацию, Инспекция пришла к выводу, что отсутствие ГВС в МКД более 14 суток является нарушением требований пункта 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пункта 4 приложения N 1 к Правилам N 354, пункта 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N170 (далее - Правила N170), пункта 2 постановления администрации города Кирова от 30.11.2021 N2831-п "Об утверждении сводного плана вывода в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей в муниципальном образовании "Город Киров" в 2022 году" (далее - Постановление N2831-п), пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) и образует событие административного правонарушения.
Результаты проверки отражены в акте от 20.10.2022 N 3/5156/2022.
09.03.2023 по факту выявленного нарушения в отношении ПАО "Т Плюс" составлен протокол N 5156/3/2023 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ.
16.05.2023 заместитель начальника Инспекции в присутствии представителя ПАО "Т Плюс" Исакова С.А. вынес постановление N 204 о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.23 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 7 500 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статья 7.23 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами данного правонарушения признаются юридические лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Ресурсоснабжающие организации, на которые нормативно возложена обязанность по обеспечению населения коммунальными услугами в части поставки коммунальных ресурсов, относятся к субъектам указанного правонарушения.
Объективную сторону административного правонарушения образуют действие (бездействие), повлекшее нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство РФ постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1 Правил N 354).
В пункте 2 Правил N 354 определено, что исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Пунктом 15 статьи 161 ЖК РФ установлено, что организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Согласно пункту 3 Правил N 354 условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие:
- предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1 (подпункт "в");
- предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг (подпункт "г");
- качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам (подпункт "д").
В силу пункта 4 приложения N 1 к Правилам N 354 допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Пунктом 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09, действовавших до 01.03.2021, было установлено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 утверждены и введены в действие с 01.03.2021 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
Период допустимого отключения систем горячего водоснабжения в СанПиН 1.2.3685-21 отсутствует.
В соответствии с пунктом 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), организации, обслуживающие жилищный фонд, за месяц до окончания текущего отопительного периода должны разработать, согласовать с теплоснабжающей организацией и утвердить в органах местного самоуправления графики работ по профилактике и ремонту тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления с извещением жителей за два дня об остановке.
Ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
Исходя из пункта 3 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Порядок вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей на дату совершения правонарушения регулировался Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 (далее - Правила N 889). Указанные Правила утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 08.07.2023 N 1130.
Согласно пункту 3 Правил N 889 в поселениях, городских округах, не отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении" вывод в ремонт осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления поселения или городского округа, на территории которого осуществляется теплоснабжение с использованием выводимых в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей.
Согласно пункту 4 Правил N 889 вывод в ремонт осуществляется в соответствии со сводным годовым планом ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей (далее - сводный план), утверждаемым органом местного самоуправления на основании результатов рассмотрения заявок на вывод в плановый ремонт (далее - заявка), а также уведомлений о внеплановом ремонте.
При необходимости внесения изменений в сводный план, в том числе продления сроков ранее начатых ремонтов, владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей подают в орган местного самоуправления заявку на внесение изменений в сводный план, которая должна содержать обоснование изменения сроков ремонтов (пункт 10 Правил N 889).
Постановлением администрации города Кирова от 30.11.2021 N 2831-п был утвержден сводный план вывода в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей в муниципальном образовании "Город Киров" в 2022 году (утратил силу в связи с изданием постановления администрации г. Кирова от 29.11.2022 N 3368-п), в соответствии с которым ресурсоснабжающим, транспортирующим и обслуживающим объекты теплового хозяйства организациям в период ежегодных профилактических ремонтов рекомендуется производить отключение систем горячего водоснабжения на срок не более 14 суток (пункт 2).
МКД N 13Б не включен в сводный план-график вывода в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей в муниципальном образовании "Город Киров" в 2022 году, утвержденный Постановлением N 2831-п.
Нарушение указанных норм вменено заявителю в качестве объективной стороны административного правонарушения, выразившегося в отсутствии коммунальной услуги по ГВС в спорном МКД в период с 09.08.2022 по 14.09.2022 (период превышения допустимой продолжительности отсутствия горячей воды).
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд исходил из того, что в деле не имеется допустимых доказательств того, что ремонт на сетях в указанный период производился непосредственно заявителем или заявитель каким-либо образом мог реально повлиять на сокращение сроков проведения работ по ремонту чужого имущества, либо мог обеспечить безопасную и качественную поставку ресурса потребителям непосредственно во время ремонтных работ.
Указанный вывод суда основан на том, что в спорный период отсутствие ГВС в спорном МКД было обусловлено ремонтными работами на теплотрассе ТК-107-ЦТП-96, принадлежащей на праве собственности ОАО "Коммунэнерго".
Ссылка ГЖИ Кировской области на то, что проведение работ по устранению дефектов ОАО "КТК" не освобождает заявителя от ответственности как поставщика коммунального ресурса, подлежит отклонению.
Из оспариваемого постановления от 16.05.2023 N 204 следует, что факт отсутствия горячего водоснабжения в МКД административный орган одновременно связывает как с нарушением Обществом пункта 4 приложения N 1 к Правилам N 354 о допустимой продолжительности отключения горячего водоснабжения при проведении аварийных работ, так и с нарушением пункта 2 Постановления N 2831-п о допустимой продолжительности отключения горячего водоснабжения в период ежегодных профилактических ремонтов, тогда как данные сроки имеют различный по своей сути характер (положения о продолжительности отключения горячего водоснабжения на случай проведения аварийных работ не распространяются на продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ).
В данном случае административный орган надлежащим образом не исследовал вопрос о том, кем и какие именно работы проводились на тепловых сетях и могло ли это повлечь отключение горячего водоснабжения в спорном доме.
Следовательно, суд первой инстанции обосновано заключил, что в нарушение требований статьи 1.5 и части 2 статьи 2.1 КоАП РФ административный орган в данном случае не установил и не доказал вину заявителя во вменяемом правонарушении.
Кроме того апелляционный суд учитывает, что в рассматриваемом случае на дату совершения вменяемого правонарушения ни Правила N 170, ни Постановление N 2831-п не содержали императивного срока отключения систем горячего водоснабжения на срок не более 14 суток. Как указано выше, в период отключения ГВС (с 26.07.2022 по 14.09.2022) законодателем были установлены только рекомендуемые сроки. Привлечение Общества к административной ответственности за отключение ГВС на срок, императивно не ограниченный законом, недопустимо.
Отсутствие состава административного правонарушения в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В этой связи суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление Инспекции от 16.05.2023.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела при действующем нормативно-правовом регулировании не усматривается.
Ссылка ответчика на судебную практику по другим делам судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку она основана на иных фактических обстоятельствах, нежели имеющих место в рамках настоящего дела.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают итогового вывода суда, изложенного в обжалуемом решении.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 01.11.2023 по делу N А28-6720/2023 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 01.11.2023 по делу N А28-6720/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-6720/2023
Истец: ПАО "Т ПЛЮС", ПАО "Т Плюс" в лице филиала "Кировский"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Кировской области
Третье лицо: ОАО "Коммунэнерго"