г. Владивосток |
|
11 апреля 2024 г. |
Дело N А51-11357/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2024 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЕВГЕНЬЕВСКОЕ",
апелляционное производство N 05АП-538/2024
на решение от 21.12.2023
судьи О.А. Жестилевской
по делу N А51-11357/2023 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЕВГЕНЬЕВСКОЕ" (ИНН2510013554, ОГРН1112724009309)
к Министерству сельского хозяйства Приморского края (ИНН2540011280, ОГРН1072540000180)
о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от подписания соглашения о комплексном участии в государственной программе,
при участии:
от Министерства сельского хозяйства Приморского края: представитель Лозицкая Н.С. по доверенности от 18.08.2023, сроком действия 1 год, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 10116);
от общества с ограниченной ответственностью "Евгеньевское": не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЕВГЕНЬЕВСКОЕ" (далее - заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением к Министерству сельского хозяйства Приморского края (далее - министерство, Минсельхоз Приморского края) о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от подписания соглашения о комплексном участии в государственной программе, обязании подписать соглашение о комплексном участии в государственной программе.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 21.12.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда от 21.12.2023 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что требование к наличию семян сои 3-й репродукции в отношении общества является незаконным. Заявитель указал, общества исполнило в полном объеме все действия, необходимые для заключения соглашения, поскольку действующим регулированием не предусмотрены иные основания для не подписания соглашения, кроме непредоставления полного пакета документов. Также полагает, что требования приказа Минсельхоза Приморского края от 16.10.2020 N пр-25-147 "О репродукциях семян, разрешенных к использованию на территории Приморского края" на него не распространяются, поскольку общество использует семена для последующей переработки и реализации продуктов такой переработки, в частности в виде фуражного зерна (зерна для вскармливания).
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось, заявлений, ходатайств не представило, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу без его участия по имеющимся в материалах дела документам.
Через канцелярию суда от министерства поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель министерства против доводов апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
12.03.2024 апелляционной коллегией на основании статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 25.03.2024, о чём лица, участвующие в деле, были уведомлены путем размещения информации о месте и времени продолжения судебного заседания на сайте суда.
В судебном составе, рассматривающем настоящее дело, в связи с нахождением судьи А.В. Гончаровой в отпуске на основании определения суда от 22.03.2024 произведена её замена на судью С.В. Понуровскую, и рассмотрение апелляционной жалобы в порядке части 5 статьи 18 АПК РФ начато сначала.
За время перерыва от министерства поступили письменные дополнения к отзыву на апелляционную жалобу, текст которых приобщен к материалам дела на основании статьи 262 АПК РФ.
25.03.2024 апелляционной коллегией на основании статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 09.04.2024, о чём лица, участвующие в деле, были уведомлены путем размещения информации о месте и времени продолжения судебного заседания на сайте суда.
В судебном составе, рассматривающем настоящее дело, в связи с нахождением судьи Н.Н. Анисимовой в отпуске на основании определения суда от 08.04.2024 произведена её замена на судью А.В. Гончарову, и рассмотрение апелляционной жалобы в порядке части 5 статьи 18 АПК РФ начато сначала.
За время перерыва от Министерства поступили дополнения к отзыву на апелляционную жалобу, текст которых приобщается к материалам дела на основании статьи 262 АПК РФ.
Представитель министерства поддержал озвученную до объявления перерыва в судебном заседании правовую позицию по настоящему спору.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
06.02.2023 общество направило в адрес Минсельхоза Приморского края проект Соглашения "О комплексном участии в государственной программе Приморского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденного приказом Минсельхоза Приморского края от 16.12.2022 N 25-184 с приложением пакета документов, в том числе, листа согласования.
В указанном листе согласования в пунктах 3 и 9 консультантом отдела сельского хозяйства Минсельхоза Приморского края и начальником отдела сельского хозяйства Минсельхоза Приморского края соответственно сделаны отметки о "дефиците семян сои" с проставлением даты 06.02.2023 и подписи; в пункте 6 листа согласования начальником финансово-экономического отдела Минсельхоза ПК сделана отметка об "отсутствии финансовой экономической отчетности (ФЭО) за 2022 года"; в конце документа стоит подпись "семена не подтвержедены" от 08.02.2023.
Минсельхоз Приморского края письмом от 25.04.2023 N 25/2386 уведомил общество о том, что проект соглашения, поступивший на согласование, не содержит сведений, которые подтверждают наличие у предприятия семян сои третьей репродукции, на что обществу неоднократно указывалось сотрудниками министерства в рабочем порядке; обществу было предложено оперативно представить в адрес министерства документы, подтверждающие качество семян сои (протоколы испытаний, сертификаты и т.д.). Одновременно министерство указало, что в случае отсутствия необходимости в заключении организацией соглашения, представитель общества может самостоятельно забрать представленный в министерство проект соглашения и приложенные к нему документы или направить его почтовым отправлением в адрес заявителю.
Общество обратилось в министерство и получило пакет документов на руки.
Однако, усмотрев в действиях Минсельхоза Приморского края неправомерное бездействие по неподписанию соглашения "О комплексном участии в государственной программе Приморского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2023 год, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением, которое обжалуемым решением суда было оставлено без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Бездействием, в частности, признается нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом или несообщение о принятом решении, уклонение от принятия решения при наступлении определенных законодательством событий, например событий, являющихся основанием для предоставления государственных или муниципальных услуг в упреждающем режиме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 утверждена Государственная программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", определяющая цели, задачи и основные направления развития и регулирования агропромышленного комплекса, финансовое обеспечение и механизмы реализации мероприятий и показателей их результативности. Государственная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса с учетом членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации, а также участия в Евразийском экономическом союзе и других региональных объединениях на экономическом пространстве Содружества Независимых Государств.
Постановлением Администрации Приморского края от 27.12.2019 N 933-па утверждена государственная программа Приморского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020-2027 годы", которая определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий и показатели их результативности.
Пунктом 1 приказа Минсельхоза ПК от 16.10.2020 N пр-25-147 "О репродукции семян, разрешенных к использованию на территории Приморского края" (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) установлено число поколений репродукционных семян сельскохозяйственных растений, используемых при посеве на семенные цели с 01.01.2021: картофеля - не ниже 2 репродукции; яровых и озимых зерновых культур (пшеница, овес, ячмень, рожь, рис, гречиха), сои - не ниже 3 репродукции.
Федеральный закон от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве" (документ утратил силу с 1 сентября 2023 года в связи с изданием Федерального закона от 30.12.2021 N 454-ФЗ) в статье 5 в зависимости от этапа воспроизводства сортов сельскохозяйственных растений определял следующие категории семян сельскохозяйственных растений - оригинальные, элитные (семена элиты), репродукционные (семена первой и последующих репродукций, а также гибридные семена первого поколения). Методы производства семян соответствующих категорий устанавливает специально уполномоченный федеральный орган управления сельским хозяйством.
Статьями 21, 28 указанного Федерального закона было установлено, что запрещается использовать для посева (посадки) семена, сортовые и посевные качества которых не соответствуют требованиям нормативных документов в области семеноводства, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подтверждение соответствия партий семян осуществляется в соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Регламентом прохождения процедуры согласования при заключении Соглашения о комплексном участии в Государственной программе Приморского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" определены условия подготовки и порядок прохождения согласования сельсохпроизводителями процедуры заключения соглашения, утвержденный приказом Минсельхоза ПК от 09.01.2023 N пр25-ва (регламент).
Раздел 2 регламента определяет требования к предоставляемому пакету документов для заключения соглашения.
Пунктом 3.7 регламента предусмотрено, что уполномоченное лицо обязано предоставить полный пакет документов на заключение соглашения.
Из указанного пункта также следует, что производственные показатели, занесенные в приложения к соглашению, должны соответствовать статистическим отчетам и быть согласованы в органах по вопросам агропромышленного комплекса.
Из пункта 3.10 регламента следует, что согласованию не подлежит пакет документов, имеющий замечания, указанные в листе согласования.
Согласно пункту 3.11 регламента в случае наличия замечаний, пакет документов (с указанием замечаний или не полностью укомплектованный пакет) может быть возвращен сельхозпроизводителю почтовым отправлением.
Анализ представленного листа согласования показывает отсутствие у общества наличия поколений семян сои не ниже 3 репродукции, на что министерством указано в письме от 25.04.2023.
Общество факт отсутствия семян сои не ниже 3 репродукции (РС3) не отрицает.
Согласно доводам апелляционной жалобы, пояснениям от 21.11.2023, а также протоколу испытаний от 19.11.2021 общество не является семеноводческим хозяйством, использует семена для производства товарной продукции (Рст) для последующей переработки и реализации продуктов такой переработки, в частности в виде фуражного зерна (зерна для вскармливания), предназначены для товарных целей, поэтому полагает, что требования приказа Минсельхоза Приморского края от 16.10.2020 N пр-25-147 "О репродукциях семян, разрешенных к использованию на территории Приморского края" на него не распространяются, следовательно - требование к наличию семян сои 3-й репродукции в отношении общества является незаконным.
При заполнении заявки в приложении N 2б Соглашения "Обеспеченность семенами" заявитель в связи с отсутствием графы для семян для производства товарной продукции (Рст) указал сведения о наличии семян Рст в графе РС3.
Коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы поскольку для целей заключения Соглашения о комплексном участии в Государственной программе Приморского края соискатель обязан представить пакет документов в соответствии с Регламентом, которым в свою очередь предусмотрено предоставление информации по семенам сои не ниже 3 репродукции (РС3).
При этом указанный заявителем в графе РС3 вид семян не соответствует поколению семян сои не ниже 3 репродукции, которая необходима для участия в государственной программе Приморского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020-2027 годы".
Доводы апелляционной жалобы о том, что требования к наличию семян сои 3-й репродукции являются незаконными, судебной коллегией не принимаются, поскольку противоречит регламенту подачи заявки на соискание участия в Программе.
Поскольку обществом документы, подтверждающие качество семян сои (протоколы испытаний, сертификаты и т.д.) требованиям программы, не представлены, следовательно, оспариваемое бездействие министерства по смыслу статей 198, 201 АПК РФ не может быть признано незаконным, поскольку права заявителя не нарушает.
Несогласие апеллянта с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела и представленных доказательств не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, исходя из отсутствия оснований для ее удовлетворения, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 рублей, понесенные заявителем при подаче апелляционной жалобы, на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на общество.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.12.2023 по делу N А51-11357/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-11357/2023
Истец: ООО "ЕВГЕНЬЕВСКОЕ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ПРИМОРСКОГО КРАЯ