г. Вологда |
|
26 марта 2020 г. |
Дело N А13-7844/2018 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Писаревой О.Г., судей Виноградова О.Н. и Журавлева А.В.
при ведении протокола секретарём судебного заседания Ручкиновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области на определение Арбитражного суда Вологодской области от 06.12.2019 по делу N А13-7844/20188,
установил:
Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области (далее - Уполномоченный орган) обратилась в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на определение Арбитражного суда Вологодской области от 06.12.2019 в части отказа во включении требования в размере 203 893 руб. 29 коп. в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "ПоставкаСервис" (адрес: 162602, Вологодская обл., г. Череповец, пер. Красный, д. 18, оф. 3; ИНН 3528215754; ОГРН 1143528006775; далее - Должник).
В апелляционной жалобе просит определение суда отменить, признать обоснованным и включить требование в указанном размере в реестр требований кредиторов Должника, ссылаясь на представление суду всех необходимых мер принудительного взыскания, подтверждающих образование задолженности. Исполнительные листы возвращены взыскателю в связи с отсутствием у Должника имущества и денежных средств, за счёт которых могло быть произведено взыскание, все предусмотренные законом меры по отысканию имущества Должника оказались безрезультатными. Полагает, что вправе предъявить повторно исполнительные документы в случае предъявления взыскателем информации об изменении имущественного положения Должника, но не обязан, поскольку с 12.10.2017 имущественное положение последнего не изменялось.
Лица, участвующие в данном обособленном споре, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Поскольку фактически доводы жалобы сводятся к оспариванию определения в части отказа в удовлетворении требований, возражений относительно проверки судебного акта в обжалуемой части не поступило, суд апелляционной инстанции пересматривает судебный акт в пределах доводов апелляционной жалобы.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, определением Арбитражного суда Вологодской области от 03.08.2018 возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) Должника.
Определением суда от 29.12.2018 в отношении Должника введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждена Соколова Татьяна Анатольевна.
Уполномоченный орган на основании статьи 71 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) 06.02.2019 обратился в суд с настоящим заявлением, ссылаясь на наличие у Должника задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налогов) за первый квартал 2015 года и начисленных на задолженность пеней, указывая на то, что возможность принудительного взыскания задолженности не утрачена, но меры принудительного взыскания задолженности после окончания исполнительных производств им не предпринимались.
Решением суда от 27.06.2019 Должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении его открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Отурина Елена Александровна.
Принимая судебный акт в обжалуемой части, суд первой инстанции указал на утрату заявителем возможности принудительного взыскания задолженности в пределах установленного законодательством о налогах и сборах срока.
Проверив материалы дела, апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с принятым судебным актом в обжалуемой части.
В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Согласно статьям 100 и 142 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе конкурсного производства, такие требования направляются в арбитражный суд и управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов. Суд проверяет их обоснованность и по результатам рассмотрения выносит определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов. В определении арбитражного суда о включении указываются размер и очередность удовлетворения таких требований.
Требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, вытекающие из денежных обязательств либо возникшие вследствие неисполнения обязанностей по уплате обязательных платежей, относятся к третьей очереди реестра требований кредиторов.
Целью проверки обоснованности требований является недопущение включения в реестр требований кредиторов необоснованных требований, поскольку такое включение приводит к нарушению прав и законных интересов кредиторов, имеющих обоснованные требования.
Установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности (пункты 3 и 5 статьи 71 Закона о банкротстве, пункт 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве").
Под обязательными платежами понимаются налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы (абзац пятый статьи 2 Закона о банкротстве).
В пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 (далее - Обзор), даны следующие разъяснения.
Требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена. Утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии с положениями статей 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными.
При этом само по себе нарушение порядка и сроков совершения отдельных процедур в рамках внесудебного взыскания обязательных платежей не влечёт за собой утрату возможности их взыскания в судебном порядке (статьи 46, 47 НК РФ).
Выводы суда о том, что заявленные требования не относятся к текущим платежам, соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 постановления от 06.12.2013 N 88 "О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве".
Согласно пункту 11 Обзора, требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена.
Соответственно, надлежит установить, не утрачена ли возможность принудительного взыскания задолженности по состоянию на 27.12.2018 (дату введения первой процедуры банкротства - конкурсного производства).
Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пункт 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации"), а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества должника.
Указанные сроки подлежат применению судом независимо от того, заявлялись ли соответствующие возражения со стороны должника.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Кроме того, согласно части 6.1 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части 6 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона N 229-ФЗ исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю в том числе, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
В силу части 4 статьи 46 Закона N 229-ФЗ возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 данного Закона.
Таким образом, согласно действующему законодательству после получения от судебного пристава-исполнителя постановления об окончании исполнительного производства, Уполномоченный орган в течение 6 месяцев имел право снова направить постановления на исполнение судебному приставу. При этом с момента предъявления исполнительного документа к исполнению срок предъявления его к исполнению прерывается (статья 22, части 4 - 5 статьи 46 Закона N 229-ФЗ). Непринятие таких мер влечёт утрату права на принудительное взыскание задолженности и пеней.
Арбитражным судом установлено, что исполнительные производства по принудительному взысканию образовавшейся задолженности по налогам, а также начисленным пеням окончены 29.10.2017 и 12.04.2018.
Заявителем подтверждено, что повторно в службу судебных приставов постановления о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счёт имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента, банка) не направлялись.
С учётом изложенного суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что к моменту обращения в суд Уполномоченный орган утратил возможность принудительного взыскания с Должника спорной задолженности и соответствующих пеней, поскольку пресекательные сроки на принудительное взыскание истекли 10.04.2018 и 12.10.2018, то есть до 27.12.2019 (принятия решения суда о признании Должника банкротом).
Иное толкование заявителем положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Все доводы жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для их переоценки апелляционная коллегия не усматривает.
При изложенных обстоятельствах, поскольку нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию незаконного определения суда, судом первой инстанции не допущено, определение суда в обжалуемой части соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, оснований для отмены судебного акта в этой части нет.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
определение Арбитражного суда Вологодской области от 06.12.2019 по делу N А13-7844/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца со дня принятия.
Председательствующий |
О.Г. Писарева |
Судьи |
О.Н. Виноградов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-7844/2018
Должник: ООО "ПоставкаСервис"
Кредитор: ООО "Сапфир"
Третье лицо: АО "Газпромбанк", АО "РОССЕЛЬХОЗБАНК", АО ВТБ Лизинг, Брянский областной суд, Бушманов Д.А., ИФНС по г. Брянску, к/у КБ "Интеркоммерц" (ООО) ГК Агентство по страхованию вкладов, К/У Отурина Елена Александровна, к/у ПАО "Объединенный кредитный банк" ГК "Агентство по страхованию вкладов", Капырин Виктор Иванович, Нотариальная палата Вологодской области, Нотариус Степаниденко Л.Л., ОГИБДД УМВД России по г.Вологде, ООО "СеверПромРеурс", ООО к/у "РусАльянс Строй" Волков В.А., ОСП по г. Череповцу, Отдел судебных приставов по г. Череповцу УФССП по ВО, ПАО "Московский кредитный банк", ПАО "Сбербанк России", ПАО АКБ "Инвестторгбанк", УГИБДД УМВД России по Брянской области, Управление ЗАГС по Вологодской области, Чепляева Е.П., а/у Соколова Т.А., АО "ГМК "Дальполиметалл", Бушманов Павел Александрович, вр/у Соколова Т.А., ед.уч. Волков Е.Д., Инспекция ФНС N 4 по г. Москве, МИФНС N 11 по Вологодской области, МИФНС N 12 по Вологодской области, МИФНС России N10 по Брянской области, ООО "ГидроЭлИнжиниринг", ООО "Мир Машин", Отделение адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Брянской области, Отделение адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Вологодской области, ПАО "Совкомбанк", Саморегулируемая межрегиональная "Ассоциация антикризисных управляющих", Советский районный суд г. Брянска, Союз "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Северо-Запада", Союз арбитражных управляющих "Континент" (Саморегулируемая организация), УГИБДД УМВД России по Вологодской области, Управление Гостехнадзора по Вологодской области, Управление ЗАГС Вологодской области Никольский территориальный сектор ЗАГС, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, Управление ФСБ по Вологодской области, Управление ФССП по Вологодской области, Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области", ФКУ Центр ГИМС по Вологодской области
Хронология рассмотрения дела:
26.03.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-12842/19
10.10.2019 Определение Арбитражного суда Вологодской области N А13-7844/18
13.09.2019 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6429/19
27.06.2019 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-7844/18
30.04.2019 Определение Арбитражного суда Вологодской области N А13-7844/18